Рембрандт. “Артаксеркс, Аман и Эсфирь”

0
491
Артаксеркс, Аман и Эсфирь. Рембрандт

Завершением цикла статей о творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна станет рассказ о полотне  «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Предыдущие статьи: “Рембрандт в ГМИИ” и “Рембрандт в ГМИИ. Портреты”.

  Полотно было создано в последнее десятилетие жизни Рембрандта. В основе сюжета лежит книга Эсфири из Ветхого Завета. Иудейка Эсфирь, жена царя Артаксеркса, обвинила Амана, любимца царя, в коварных планах истребить иудейский народ. Но просто так сказать мужу о злодеяниях Амана Эсфирь не могла или не хотела. Ей непременно нужно было, чтобы Артаксеркс устроил пир, где царица и обличила замыслы Амана. 
Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь
 Рембрандт выбирает кульминационный момент драмы. Эсфирь только что закончила говорить. В полном напряжении она садится и опускает руки. Слова её поразили царя, он глубоко задумался над коварством того человека, которому доверял. Гнев зреет в душе царя, он плотно сжимает губы, энергично держит скипетр, которым отстраняет Амана. Тот затаился, сидя на краю стола. Его игра  уже проиграна, голова опущена, глаза закрыты и он оцепенело держится за ножку чаши.

 Расстояние, отделяющее Амана от Артаксеркса кажется огромным, а царь и царица образуют единую группу, они сидят плечом к плечу.  Аман удалён от них и кажется, что между ними – пропасть, хотя всего несколько сантиметров разделяют Амана и Эсфирь. И уже понятно, на чьей стороне царь и какое решение он примет.

 Здесь поразителен диалог  между Аманом и Эсфирью. Они почти зеркальное отражение друг друга. Полная отрешённость у царедворца и ощущение исполненного долга у Эсфири. У неё поднимается голова, опускаются руки. У Амана, наоборот, никнет голова. Ещё лучше разобраться в отношениях героев помогает особый, рембрантовский свет.

Самое яркое пятно в картине – Эсфирь. Она облачена в розовое и золотое, в сияющий, сверкающий драгоценный плащ. Она прекрасна, она – царица, хотя мастер совсем не выписывает детали её лица, одежду, украшения. Далее – Актаксеркс. Он показан, будто в отсвете Эсфри.  Самое тёмное пятно на полотне – Аман. Он сгорбился и сжался и кажется самой маленькой фигурой на полотне. И состарился за одну минуту.

  Рембрандт совсем не обращает внимание на праздник, его не волнуют детали произошедшего и обстановка пира показана лишь намёком. Он оставляет на столе лишь яблоко – символ грехопадения и виноград – символ искупления. Круглое блюдо, на котором лежит яблоко,  напоминает о колесе Фортуны. И это лишь мелкие детали, позволяющие понять главную тему картины – отношения между героями.

 В таком, в рембрандтовском контексте история становится не просто иллюстрацией библейского сюжета, но историей о добре и зле. 

 Наверное, из всех работ Рембрандта это полотно самое многострадальное. Оно четырежды пережило сложнейшую реставрацию! Самой сложной, трудоёмкой, тонкой реставрацией считается перевод картины на новую основу, на новый холст. “Артаксеркс, Аман и Эсфирь” подверглись этой процедуре четыре раза!
В первый раз – в 1819 году, когда оно уже было в собрании Эрмитажа. Полотно купили на аукционе в Гааге и с 1764 года оно выставлялось в Эрмитаже. Но ещё в XVII веке картина пережила пожар. Состояние её было плачевно – вздутия, кракелюры (трещины красочного слоя) покрывали всю картину. В 1819 году её в первый раз перевели на новый холст.
Но через некоторое время выяснилось, что реставрация не принесла должного эффекта – опять вздутия и всё те же кракелюры. В начале ХХ века вновь была проведена сложнейшая “пластическая операция”. За помощью обратились к специалистам из Берлина. Они согласились помочь. Но сделали ошибку. Вместо рыбьего жира, как это делалось ранее, в грунт добавили воск и смолу. И опять появились те же симптомы.
П.Д.Корин в середине ХХ века вновь перевёл работу на новый холст. И в который раз случилось лишь временное улучшение.
Несколько лет тому назад картину снова подвергли той же процедуре – переводу на новый холст. Проводил реставрацию Чуранов (если я правильно записала фамилию).
На сей раз всё говорит о том, что реставрация сделана правильно и картина сможет жить долго и счастливо.

  ГМИИ им. Пушкина вошёл в десятку лучших художественных музеев мира, потому что в нём хранится множество шедевров. Московский музей не может сравниться с Эрмитажем, но собрание картин Рембрандта – большая гордость коллекции. В музее хранится шесть полотен величайшего мастера. (Ещё есть рисунки и офорты). Интересно, что до недавнего времени считалось, что наследие Рембрандта достаточно велико – около 3000 полотен. Столько же написал и Рубенс. И вот тут искусствоведы задумались. Ведь Рубенс при жизни был очень успешным мастером, у него были сотни учеников. Рембрандту в этот плане не повезло. Современники не поняли и не оценили жизненных заслуг художника и его исканий в зрелом возрасте. И учеников у Рембрандта было лишь 15. Тогда провели тщательную атрибуцию полотен, которые приписывали голландскому мастеру. Оказалось, что подлинными работами могут считаться лишь 600. Остальные – поздние подделки, или работы того же времени, но Рембрандт, возможно, нанес на полотно лишь несколько мазков. Подобные работы следует атрибутировать, как “школу Рембрандта”. В этом отношении ГМИИ повезло. Все шесть полотен мастера – подлинные.

Следует отметить, что Рубенс и Рембрандт творили примерно в одно время, Питер Пауль начал несколько раньше. Так случилось, что фламандский мастер приезжал в Амстердам в ту пору, когда Рембрандт создавал там свои бессмертные работы. Но даже Рубенс не оценил его картин, не заметил, не зашёл в мастерскую Рембрандта Харменса ван Рейна. Посчитал, что работы этого художника не заслуживают внимания. Правда, время всё расставило на свои места.

А Ребрандт… Своим творчеством он вынес приговор всему голландскому искусству. После него уже никто не мог писать никаких бюргеров и бытовых сценок. В художественном смысле Голландия замолкла на долгих триста лет. А потом…. выдала Ван Гога….
Снимок взят с официального сайта ГМИИ.   
http://www.arts-museum.ru/

Рембрандт в ГМИИ
Рембрандт в ГМИИ. Портреты

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь