Понятие “редкие иконы” часто связывают с личной оценкой. “Я вижу эту икону впервые, значит, она редкая”.
Что на самом подразумевается под категорией “редкой иконы”? Какую икону считать редкой, какую – обычной? Как называются редкие иконографические сюжеты? Как выглядят редкие иконы Богородицы? Где их можно увидеть?
В этой статье мы постарались ответить на поставленные вопросы. А также приложили фотографии редких образов. Мы их сфотографировали на выставке “Иконописные редкости” в музее им. Андрея Рублёва.
Экскурсия “Древнерусская живопись в Третьяковской галерее” в вашем телефоне.
***
Какие иконы считаются редкими
✅ Редкими иконами считаются древние образа, написанные много веков тому назад, не позднее XI века. Очень трудно сохранить тысячелетний образ в условиях действующего храма, для которого они писались, уберечь его от пожаров, сохранить от тления.
К таким иконам относится образ святого Георгия Победоносца XI столетия. Сейчас он находится в музее-заповеднике Московский кремль.
Третьяковская галерея и музей древнерусской живописи им. Андрея Рублёва также гордятся коллекцией древних образов.
✅ К редким образам относятся иконы выдающегося мастера, например кисти Андрея Рублёва, Дионисия или Даниила Чёрного.
✅ Редкими иконами считают образы местночтимых святых. Наименований таких образов довольно много. Но написаны они в единичных экземплярах. Например, образ святой Киракии.
Изображение Никандра Псковского вряд ли можно найти за пределами Псковской области.
✅ Редкие образы писались для иллюстрации текстов Нового завета. Например, явление Христа Марии Магдалине
или сюжет “Благословение детей”.
Эти и другие изображения эпизодов из Священного писания были известны в католической традиции с XVI века. В православных церквях к ним стали обращаться гораздо позже.
***
✅ Уникальные сюжеты написаны для иллюстраций благочестивых чтений. В Библии нет упоминания об изображённых событиях. Они взяты из житийных историй, сказаний, повестей, одобряемых церковью. К таким сюжетом относятся образы “Ангел хранит спящего человека” из Невьянска,
“Беседа преподобных Варлаама и царевича Иосафа Индийских”.
✅ К редким иконам относятся местночтимые образы Богородицы, например Пюхтицкская, Озерянская, Псково-Печерская. О них подробнее расскажем ниже.
✅ Не получили широкого распространения и иконы, написанные на основе европейских гравюр. Подобные образы чаще всего писали в Санкт-Петербурге. Коллекция картин старых мастеров в Эрмитаже давала мастерам пищу для повторения сюжетов.
Источником вдохновения для сюжета “Архангел Михаил, побивающий диавола” служила картина Гвидо Рени “Архангел Михаил попирает сатану” 1635 года.
Свою подписную икону красноярский изограф Тимофей Ростовцев писал с последней неоконченной работы Рафаэля Санти “Преображение”.
Редкие иконы Богородицы
С начала XIX века на русские иконописные традиции всё большее влияние оказывали западные образцы. Некоторые даже не имели своего собственного названия, у них не было дня празднования, поэтому они не получили распространения. К таким иконам относится изображение Богоматери с младенцем, босой стоящей на облаке.
Албазинская икона Божией Матери “Слово Плоть Бысть”
Некоторые богородичные образы на первый взгляд подчиняются общепринятым канонам. Например, Албазинская Богородица изображена в традиционном тёмно-вишнёвом мафории, украшенном восьмиконечными звёздами.
Иконографию можно отнести к типу Знамение. Но божественный Младенец изображён нагим в полный рост, не в круге, а в полуовале. В левой руке он держит свиток, пальцы правой руки сложены в благословляющий жест.
Этот образ почитается в Приамурье и назван по крепости Албазин на Амуре. Сведений о явлении иконы не сохранилось, память празднуется 9 марта.
Богоматерь Небо и Храм Рождества
Богоматерь Небо и Храм Рождества написана в середине XIX века в областях Центральной России. Дева Мария коронована императорской короной. Иконографический тип также восходит к образу “Знамения”.
Но вместо Младенца в медальоне на груди у Пречистой Девы изображена Новозаветная Троица, композиция “Отечество” с тремя херувимами.
В интернет-источниках этот образ часто связывают с явлением Богородицы в Португалии, в городе Фáтима. Факту противоречит обстоятельство, что фатимское явление Девы Марии произошло в 1917 году, а образ Богоматерь Небо и Храм Рождества появился на полвека раньше.
Знакомство с древнерусской живописью в Третьяковской галерее с аудиотуром в вашем телефоне.
***
Богоматерь Пюхтицкая “У источника”
Богородицу Пюхтицкую чаще называют «У источника». Этот образ связан с именем праведного Иоанна Кронштадтского. Сёстры Пюхтицкого монастыря подарили икону отцу Иоанну на день его ангела. Подобный образ узрел сам преподобный, Богородица явилась будущему святому в сентябре 1893 года.
До самой своей кончины Иоанн Кронтштадтский хранил при себе образ Пюхтицкой Божией матери.
В 1946 году икона Пюхтицкая “У источника” вернулась в Пюхтицкую обитель.Там она и пребывает по сей день.
Иконография образа необычайно красивая. Поражает цвет одеяния Божией Матери. Её мафорий написан дивной лазоревой краской. Он ярким контрастом выступает на фоне нежно-голубого неба и пустынного лесного пейзажа.
Красота этого образа побудила написать несколько списков с него. Но со дня явления образа до 1917 года оставалось совсем немного времени и большого распространения эта иконография не получила. На выставке представлен один из ранних списков иконы.
Богоматерь Озерянская
У образа Богоматери Озерянской совсем иная судьба. Икона известна с конца XVI столетия. Явилась она вблизи села Озеряны. Один крестьянин косил траву на лугу и доска с образом Пречистой Девы попала под косу. Крестьянин принёс домой рассечённую надвое икону, а наутро образ оказался целым.
Подлинная Озерянская икона утрачена. Сохранились лишь её списки. Один из них находится в частной коллекции. Иконографический извод восходит к типу Одигитрии.
Мы представили лишь несколько удивительных изображений из многих, представленных на выставке “Иконописные редкости”.
Теперь обратимся к удивительным и нетрадиционным иконам с ликом Спасителя.
Редкие иконы Спасителя
***
Экскурсия по залам иконописи в Третьяковской галерее” с аудиотуром вашем телефоне.
В православной традиции чаще всего встречается образ Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного. Реже можно видеть икону Спаса Великого Архиерея и Спаса Эммануила.
Образ Спасителя мира встречается чрезвычайно редко. На этой иконе земной мир изображён в виде державы, Христос держит её в левой руке, правой же благословляет людей. Лик у Спасителя спокоен и милостив. Он словно даёт понять, что мир в Его руках и осенён крестом и Его благословением.
Сюжет “Моление о чаше” нередко можно встретить в светской живописи, например у В.Г.Перова. Палехские мастера мало отступили от традиций мирской картины – здесь видим и прямую перспективу, и светотень, и реальный пейзаж. Лишь узорчатый нимб над головой Христа, золотые буквы его имени и характерная рама указывают на то, перед нами икона.
Когда мы увидели образ Спаса Нерукотворного среди иконографических редкостей, то удивились, что она включена в их число. Но всё дело в дополнительных фигурах, которые окружают традиционный плат с ликом Спасителя.
Его образ включён в деисусную композицию. Слева Спасителю предстоит Дева Мария, справа – Иоанн Предтеча. Сверху с облака Спасителя благословляет господь Саваоф.
По бокам от средника иконы помещены свитки. В начертанных текстах повествуется о явлении образа Спаса Нерукотворного в городе Эдесса и перенесении его в Царьград. На левом свитке читается песнопение в честь Богородицы. Его поддерживает седобородый старец, один среди группы коленопреклонённых молящихся в нижней части иконы.
Иконописные редкости. Святые, праздники, сюжеты
В начале экспозиции на выставке иконописных редкостей поместили Бога Саваофа. Подобную иконографию мы видели только в Пензенской картинной галерее. Выставочный образ уникален ещё и тем, что происходит из среды старообрядцев. В руке Господь держит державу. Слева в красных одеяниях помещены серафимы, им соответствуют крылатые херувимы справа.
Интересна четырёхчастная икона “Доброчадие”. На ней изображены четыре Рождества. Рождество Богородицы и Рождество Христово – часто повторяющиеся в иконографии сюжеты.
Рождество Иоанна Предтечи встречается реже. А вот Рождество святителя Николая – совершенно уникальный сюжет. Его можно встретить лишь в клеймах на житийных иконах Николы Чудотворца.
***
Необычный образ святой Елизаветы поражает скорбным, усталым и в то же время всепрощающим и смиренным ликом.
Икона святого Георгия Победоносца совершенно выбивается из древнерусских канонов. Лик у воина далёк от воинственности и скорее походит на женский образ.
Особенно умиляет змий в виде весёлого дракончика.
Атрибуты его подвига – шлем, копьё и щит валяются в стороне, в ногах у святого. Святому уже не важны ни подвиги, ни земная суета, он отбросил их и помыслами вознёсся на небеса.
Небольшой каталог других необычных образов мы прикрепили в конце статьи. Рубрика “Иконы” на сайте постоянно пополняется.
Где находятся редкие иконы?
Едва ли не во всех художественных музеях России есть разделы, где хранятся редкие иконографические изводы. Мы видели интереснейшие коллекции икон в художественном музее Калуги, в картинной галерее Пензы, в музеях Митрополичий двор и Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, большая экспозиция икон есть в Вологде, Великом Устюге, Тотьме, Ростове, Угличе. Интересные коллекции икон находятся в Екатеринбурге в музее Невьянской иконы. Мы упомянули лишь несколько музеев, которые сами видели.
Третьяковская галерея. Аудиотур по коллекции иконописи и аудиотуром в вашем телефоне.
Уникальные иконы хранятся в частных собраниях. Коллекционеры А.В.Дадиани. А.Р.Бокарев, В.И.Некрасов, И.А.Сысолятин часто представляют иконописные артефакты на выставках.
В Москве есть два музея, экспозиция которых состоит только из икон. Это музей древнерусского искусства им. А.Рублёва и Музей русской иконы им. Абрамова. В Третьяковской галерее несколько залов посвящены древнерусской живописи XI-XVII веков.
Прекрасная коллекция икон хранится в музее христианского искусства ЦАК Московской духовной академии в Сергиевом Посаде.
В Санкт-Петербурге иконы можно видеть в Русском музее и музее христианской культуры.
Музей Андрея Рублёва, расположенный в стенах Спасо-Андронникова монастыря проводит тематические выставки. Выставка “Иконописные редкости” работает до конца февраля 2024 года.
Коллекционер Игорь Сысолятин
Большинство показанных в статье икон происходят из частного собрания Игоря Александровича Сысолятина. Сысолятин родился в 1971 году в Омске в интеллигентной семье. Получил образование в Омском политехническом институте. Уже в 18 лет занялся предпринимательством.
Первые шаги в коллекционировании сделал в нумизматике и фалеристике. В начале XXI века Игорь Александрович заинтересовался иконописью. К 20-м годам нашего века собрание И.Сысолятина насчитывает около 1000 единиц и считается одним из крупнейшим в России собранием иконописных шедевров.
Иконы коллекционер покупал на различных, в том числе зарубежных аукционах, находил артефакты в глухих деревнях, приобретал у арт-дилеров.
Бесценные произведения из своего собрания Сысолятин показывает на выставках. Последняя по времени выставка “Иконописные редкости” в музее им.Андрея Рублёва на 95% состоит из шедевров его собрания.
В википедии есть большая статья про собирательскую деятельность И.А.Сысолятина, где очерчен круг его интересов.
От души благодарим Игоря Александровича за возможность прикоснуться к удивительным творениям русских иконописцев. Пожелаем собирателю процветания и успехов, расширения коллекции и новых выставок с участием артефактов из его коллекции. Спасибо от души!
В Третьяковской галерее тоже есть внушительная коллекция древних икон. Интереснее их осматривать с авторским аудиогидом.
Экскурсия “Древнерусская живопись в Третьяковской галерее” в вашем телефоне.
Авторы сайта интересуются миром древнерусской живописи. Статьи об иконах собираем в отдельном разделе. Предложим вниманию читателей статьи на тему православной иконографии.
Икона “Александр Свирский в житии”.
Экскурсия “Древнерусская живопись в Третьяковской галерее” в вашем телефоне.