Псков Кром Эта рабочая поездка состоялась более десяти лет назад. Намедни пошарил я в фотоархиве и нашел картинки ноября 2008 года. Картинок будет много. Уж больно те края хороши: настоящая Древняя Русь, не испорченная ни Батыем, ни Казы-Гиреем. А об гастарбайтерах их потомках на берегах Великой да Волхова в ту пору и слыхом не слыхивали.
Псков Кром Княгиня Ольга
Начнем, благословясь, с “Повести временных лет”. О достославном Плескове (Пскове) речь в ней идёт с 903 года. В том году в летописи отмечено приведение князю Игорю жены Ольги “от Пскова”. Согласно жития св. княгини Ольги родом она была из села Выбуты, что под Псковом. Ольга была незнатного рода “от языка варяжска”.
Согласно легенде князь Игорь на переправе обратил внимание, что перевозчицей на реке была юная девушка, облачённая в мужское платье. Игорь возжелал её, но тут же получил достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».
Об этой встрече князь вспомнил, когда пришла пора искать себе невесту. Не желая никого другого Игорь послал за Ольгой Вещего Олега. После свадьбы имя Ольги вновь упоминается в летописи спустя 40 с лишним лет : в связи с русско-византийским докончанием, а затем и после гибели Игоря от рук древлян и сожжения Искоростеня. На иконе Ольга выглядит мудрой и доброй христианской правительницей, хотя девушка она была суровая, и под горячую руку попадать ей явно не следовало.
Памятники княгине Ольге во Пскове
Во Пскове чтят свою святую княгиню. В городе ей поставили аж два памятника. Княгиню-воительницу с мечом и щитом псковичи зовут Ольгой Михайловной…
А христианскую просветительницу с сыном Святославом Игоревичем и крестом в руках – Ольгой Евгеньевной.
Первую изваял догадайтесь кто “выдающийся московский скульптор” Зураб наш Церетели по заказу губернатора Михаила Прусака, а вторую – действительно достойный мастер Вячеслав Клыков по заказу мэра. Звать мэра было Евгением, отсюда и отчества разные 🙂 .
Псков Кром Предсказание княгини Ольги
Именно Ольга ещё до Крещения Руси предсказала основание могучей твердыни и Троицкого храма на берегу реки Великой, в том месте, где чудесным образом сходилось три луча небесных. На этом месте уже несколько веков стоит Кром, а в центре его – величественный Троицкий собор. Недаром жители вольного города говорили в старину: “Где Троица – там и Псков”.
Псковский Кром бесспорно заслуживает самого пристального внимания. Но помимо главной твердыни по всему городу разбросаны древние стены и башни и великое множество храмов, от возраста которых кружится голова: XII век, середина XIV века, самое начало XV века.
Иоанно-Предтеченский собор и монастырь
В стороне от центра города в Завеличье стоит Иоанно-Предтеченский собор первой половины XII века. Для Пскова этот храм уникален – единственный трёхнефный собор базиликального типа, относящийся к домонгольскому времени.
В 1240 году Ефросинья Рогволдовна – дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка псковского князя Довмонта-Тимофея – основала при соборе женский монастырь и приняла в нём постриг под именем Евпраксии. Она стала монахиней не от хорошей жизни. Её муж князь-авантюрист Ярослав, сын псковского князя Владимира, отверг свою супругу, ушёл к немецким рыцарям и женился там на лифляндке.
Затем он вызвал Ефросинью на свидание в немецкие земли, где она пала от рук своего пасынка – сына Ярослава и немки. Её похоронили в Иоанно-Предтеченском соборе, который стал усыпальницей псковских княгинь. Здесь же покоится внучка Александра Невского и жена Довмонта княгиня Мария. Собор пережил нашествия врагов, коммунистические гонения и фашистскую оккупацию и был возобновлён в 2007 году.
Названия посадских храмов
Чтобы попасть от собора к Крому, нужно пересечь реку Великую по Ольгинскому мосту. Здешняя переправа существует с незапамятных времён, о чём напоминает стоящая у моста церковь Успения от Пароменья.
Названия псковских церквей отличаются удивительной яркостью, сочностью, необычностью. Вслушайтесь в эти имена и вы почувствуете навсегда ушедшие имена родом из Древней Руси: Николы со Усохи, Василия на Горке, Образская с Жабьей лавицы. Но прежде, чем мы отправимся по посадским церквам, надо обратиться к Крому – сердцу древнего Пскова.
Псков Кром Стены и башни
Псков Кром По преданию город основала княгиня Ольга, первое упоминание о Кроме датируется 1065 годом. С тех пор стены из местного известняка неоднократно поновлялись, увеличиваясь в длину и высоту. Сейчас длина стен Псковского Крома составляет около 850 метров. Сложены они из известковой плиты, да и сами стоят на древней скале над Великой.
Псковский Кром невелик – он занимает лишь 3 га, его стены защищают 7 башен. Две воротные башни находятся с восточной стороны Крома на стене Довмонтова города. Это Власьевская башня, возведённая в 1376-77 годах, неоднократно разрушавшаяся и воссозданная в старинных формах в 1966 году. Фото сделано в конце 2008 года ещё до страшного пожара, уничтожившего шатры Власьевской и соседней Рыбницкой башен.
Рыбницкая башня над Святыми вратами относилась к 60-м годах XV века. Однако в XVIII веке её разобрали “за ветхостию”. Нынешняя башня являет собой некую фантазию на тему псковского крепостного зодчества. Её построили в начале 70-х годов прошлого века. Однако незнающему человеку невозможно догадаться, что наиболее заметные воротные башни Пскова суть поздний новодел, настолько удачно в них был возрождён дух средневековой псковской крепости.
Псков Кром Довмонтов город и Перси
Через Святые врата путник попадает в Довмонтов город, названный в честь литовского князя Довмонта, верно служившего позвавшим его на княжение псковичам. Довмонт (при крещении названный Тимофеем) княжил во Пскове с 1266 по 1299 год.
Во главе своей дружины Довмонт-Тимофей бился с чудью, литовцами и немецкими рыцарями. Во время одной из осад Пскова меченосцами, князь, не дожидаясь помощи из Новгорода, с малой дружиной разгромил немецких рыцарей и магистру на чело “мечом печать возложил”. Довмонтов город был выстроен в XIII веке и примкнул к Крому с востока. Там находилось множество церквей (17) и княжий двор. От них остались только фундаменты.
Псков Кром Войдя в пределы Довмонтова города, видишь могучую восточную сторону Крома. Здесь, где не было естественных водных преград, русские зодчие возвели особенно высокую и мощную стену, именуемую Персями (т.е. по древнерусски Грудью).
Перси всегда были стеной приступа. Неприятель атаковал Кром с востока, поскольку здесь он не был защищён водной преградой, а искусственный ров “Гробля” был сравнительно неширок. Перси были дополнительно усилены башнями : Смердьей на берегу Великой (слева) и Колокольной на берегу Псковы. Но мощная Смердья башня пришла в упадок и в XIX веке на её месте возвели “готическую” Довмонтову башню, ничего общего с оригиналом не имеющую.
Перси впервые упомянули в 1337 году, затем их перестроили на рубеже XIV-XV веков. В конце прошлого века на Персях был укреплён исполинский меч и прапор со словами, якобы произнесёнными актёром Черкасовым Александром Невским: “Кто к нам с мечом придёт – по оралу получит от меча и погибнет!”.
Врата Персей и захаб
Ворота Персей украшает мозаика “Святая Троица”, выполненная в Германии в 30-х годах прошлого века. Её заказал некий православный человек, живший в Печорах, на территории Эстонии. Во время оккупации мозаику привезли во Псков. В советское время она хранилась в запасниках музея, а недавно её установили над вратами, ведущими в захаб.
Слово “захаб” происходит от древнерусского “охабень”, что означает “рукав”. Враги, преодолев первые ворота, зачастую открытые, оказывались в каменном мешке. Передовой отряд отсекался подъемной решёткой и уничтожался защитниками крепости. Даже сейчас псковский захаб выглядит достаточно устрашающе, что же говорить о Средневековье.
Кром История Троицкого собора
Псков Кром Вот мы и добрались до дома святой Троицы. В центре Крома возвышается величественный Троицкий собор, четвёртый по счёту на том же месте. Первый деревянный храм возвели по повелению княгини Ольги, приславшей из Киева много “злата и сребра”.
Собор перестроили в камне в 30-е годы XII века по повелению святого князя Всеволода-Гавриила, затем храм отстроили заново во 2-й половине XIV века. Нынешний собор завершили в 1699 году. Позже его укрепляли контрфорсами и реставрировали. В 1935 году собор закрыли и устроили в нём антирелигиозный музей, однако уже в 1941 году в храме вновь начались богослужения.
Фашисты, оккупировавшие город, не препятствовали службам, считая, что церкви станут центрами антисоветской пропаганды. На деле храмы на оккупированных территориях стали центрами возрождения веры и национального самосознания. Уходя из города, оккупанты заминировали собор. Мины-ловушки были установлены даже у царских врат. На них подорвались сапёры, разминировавшие собор. Однако больших разрушений удалось избежать.
В 1962 году директор краеведческого музея из старых большевиков пытался превратить “последний оплот мракобесия на псковской земле” в дом научно-технической пропаганды, однако обкомовцы не решились закрыть собор. По сей день Троицкий собор остаётся самым высоким сооружением Пскова, в ясную погоду его видно за десяток километров от города.
Собор двухуровневый. В верней церкви установлен потрясающий семиярусный иконостас. Он относится к рубежу XVII/XVIII веков. Два верхних яруса более поздние – конца XVIII-начала XIX века. Троицкий собор во Пскове – один из немногих православных храмов, где в интерьере можно фотографировать.
В соборе хранятся мощи свв. князей Довмонта-Тимофея, Всеволода-Гавриила и юродивого Николы Салоса (что и означает “юродивый”).
Иван Грозный и юродивый Николка Салос
Иван Грозный, разорив Новгород и погубив множество его жителей, пришёл во Псков с той же кровавой целью. Согласно Псковской летописи :” “прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”. Во всём город к заутрене звонили колокола и царь ” “умилившись сердцем, сказал своим воинам: “Иступите мечи о камень, да престанут убийства”.
Псковичи встречали Государя хлебом-солью. Тут навстречу Ивану Грозному выскочил блаженный Николка, скача верхом на палке, как на коне и закричал царю:” Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови “. Царь приказал схватить юродивого, но тот исчез.
Иван Грозный всё же решил разграбить город, однако прежде пришёл в келью к Николе Салосу за благословением. Тот предложил ему в качестве трапезы кусок сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в пост” – сказал Государь. “Ты пьешь кровь человечью” – ответствовал царю юродивый. Затем он поучал царя многими ужасными словесами, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые церкви.
Однако Иван Грозный не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора. Тут же по пророчеству Николы Салоса пал любимый царский конь. Испуганный сбывшимся пророчеством Иван Грозный приказал прекратить грабёж и бежал из города.
Иноземцы-опричники позже вспоминали об этом: “Могущественный тиран… ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов”.
Псков Кром Колокольня
Рядом стоит внушительная колокольня. Согласно преданию, в её основе – одна из древних башен псковского Крома. На самом деле это не так. Впервые колокольня упоминается как уже существующая в 1706 году. Примерно 100 лет спустя возвели верхний ярус, увенчанный высоким “петербургским” шпилем. На одной из деталей верхнего яруса было обнаружено клеймо с датой 1804.
Прежде на колокольне находился 21 колокол (как и на Иване Великом в Москве), но в 30-е годы их уничтожили коммунисты. Нынешние колокола – их 6 – происходят из псковских церквей и датируются XVI веком. Скорее всего их сохранили музейные сотрудники и во время оккупации передали в собор.
Псковские достопамятности отнюдь не исчерпываются Кромом. В городе есть ещё множество башен, храмов и палат. Но о них пойдёт речь в следующей части.
Об экскурсиях в Пскове рассказали отдельно.
Рекомендуем почитать на сайте статьи о Валдае, Новгороде и Вологде.
Мне давно хочется посетить Псков, но все как то не получалось. Архитектура Пскова действительно отличается, какая то она более монументальная что ли.