Технический музей в Праге . Продолжаем осматривать его экспозицию.
Технический музей в Праге . Чехословацкие автомобили
Коллекция автомобилей времён Первой Чехословацкой республики невелика, но очень интересна. Конечно, в ней присутствует знаменитая Татра 11. Эта скромная машинка с мотором в 12 л.с. разгонялась до 70 км/ч. Первой владелицей авто, представленного в музее, была госпожа Элла Штернбергова из замка Емниште.
В первой части мы уже познакомились с мотоциклами Ява, которые выпускал Франтишек Янечек на военном заводе Збройовка. В 1934 году Янечек приобрёл лицензию на производство автомобилей DKW. На их основе он строил автомобили Ява, в том числе шесть быстрых и красивых спортпрототипов, сделанных для гонки “1000 чехословацких миль” в 1935 году. Команда Ява завоевала тогда престижный приз президента республики. Три машины были с кузовом родстер, а три – с кузовом купе. Сохранилась одна-единственная. Её крохотный моторчик объёмом 0,75 литра развивал 26 л.с. Этого оказалось достаточно для вполне достойной скорости в 110 км/ч.
Роскошная 12-цилиндровая Татра 80 находится на вершине чехословацкого автопрома. Таких автомобилей сделали лишь 26 штук. Все они имели заказные кузова. Экземпляр с кузовом ландоле создали в 1935 году для президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика.
Очень редкий автомобиль Z-5 сделали на военном заводе в Брно в 1935 году. Z означает Zbrojovka, т.е. оружейный завод. Производство машины прекратили в 1936 году – Чехословакия нуждалась в оружии из-за военной угрозы с северо-запада. Первым владельцем машины, представленной в музее, был генерал Алоиз Элиаш. В 1939 году он взял на себя неблагодарное бремя премьер-министра Чешских Земель, оккупированных нацистами, позже стал одним из лидеров Сопротивления. Нацисты казнили генерала Элиаша в 1942 году.
Технический музей в Праге . Татра 77
В 1934 году Татра представила автомобиль, разительно отличавшийся от обычной продукции того времени. Татра 77 отличалась кузовом, созданным по принципам аэродинамики. Восьмицилиндровый трёхлитровый мотор воздушного охлаждения установили позади задней оси. В 1937 году машину модернизировали, изменив дизайн кузова и установив ещё более мощный двигатель. Именно такую Татру 77А приобрёл инженер-строитель Радим Матолин из Праги. Позже его компания сыграла важную роль в строительстве здания Национального технического музея. Конечно, инженер Матолин понятия не имел о том, что его автомобиль в итоге окажется в стенах построенного им музея.
Автомобили – свидетели Второй мировой войны.
Глядя на исторические автомобили, мы всё ближе и ближе подбираемся к трагедии нацистской оккупации Чехословакии. Авиазавод Aero с 1929 года строил маленькие одноцилиндровые автомобильчики. В 1934 году появилась более солидная 2-х цилиндровая машина Aero 30 h.p. Два года спустя ей добавили мощный двухлитровый четырёхцилиндровый мотор. Осенью 1939 года такой автомобиль с кузовом фирмы “Содомка” был собран в Англии из привезённых туда деталей для Чехословацкого президента в изгнании Эдварда Бенеша и его супруги Ганы. Во время Второй мировой войны её использовало чехословацкое посольство в Лондоне. Машина вернулась на родину в 2012 году благодаря любезности мистера Филиппа Голдсмита. Обратите внимание на английские регистрационные знаки образца середины прошлого века и табличку (СD) на бампере.
После оккупации Чехословакии Гитлер приказал ввести… правостороннее движение. До этого в Чехии ездили по левой стороне. Не случайно у большинства исторических автомобилей в экспозиции музея руль находится справа.
Мрачный свидетель оккупации: автомобиль Мерседес-Бенц 540К (т.е. “компрессор”). Изготовлен в 1939 году в кузове кабриолет для министра протектората Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Карла Германа Франка. После удачного покушения на Рейнхарда Гейдриха – третьего по значению человека в Рейхе – автомобиль оборудовали закрытым бронированным кузовом. Франка казнили в 1946 году за военные преступления, автомобиль же остался в Чехословакии и попал в Технический музей.
Технический музей в Праге . Машины социализма
После освобождения от нацистов началась эпоха социалистической Чехословакии. Её олицетворением можно считать один из трёх кабриолетов ЗиС 110, полученных чехословацким министром обороны от “старшего брата” в 1952 году. На протяжении последующих 30 лет эта машина использовалась для военных парадов. В ней разъезжали государственные деятели “братских” социалистических стран. На этом автомобиле встречали Юрия Гагарина во время его визита в Прагу.
Неподалёку от ЗиСа стоит ещё более внушительный кабриолет непонятной марки. Он олицетворяет перемены, произошедшие в судьбе страны. Это был самый роскошный и дорогой довоенный Мерседес Бенц 770К. Изготовленный в 1939 году, он возил командующего нацистскими оккупационными войсками в Норвегии. После войны автомобиль попал в Чехословакию и стал использоваться во время важнейших государственных церемоний. В 1948 году коммунисты захватили власть и вскоре начали приспосабливать к своей идеологии даже автомобили. Государственный кабриолет получил полностью новый кузов, изготовленный на предприятии в городе Высоке Мыто в 1952 году. Снаружи уже ничто не напоминало империалистический оригинал. Автомобиль получил новые формы, а вместе с ними – тоталитарное содержание.
Любопытно, что в 1952 году, когда закончилось переоборудование Мерседеса 770К, в Чехословакии жило 12 млн. человек. За год было зарегистрировано 3553 новых легковых автомобиля. Однако лишь 53 из них были куплены частными лицами, остальные 3500 приобрели государственные учреждения, военные и полиция. Между двумя символами тоталитаризма – ЗиСом 110 и Мерседесом 770К стоит легендарная Татра 87. Самая знаменитая чехословацкая машина второй половины 40-х годов, на которой Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка совершили путешествие по Африке и Южной Америке в 1947-50 годах. Итогом их путешествия стали многочисленные книги, фильмы и около 700 репортажей на Чешском радио, собиравших в ту пору самую большую аудиторию.
Перед тем, как отправиться в путешествие по Азии, Иржи Ганзелка подарил автомобиль Национальному техническому музею.
Технический музей в Праге . Автомобили и “бархатная революция”.
Скромный Рено 21 напоминает о “бархатной революции”. Коммунистический режим в Чехословакии рухнул в ноябре 1989 года. Наиболее значимой политической фигурой оказался писатель и диссидент Вацлав Гавел.
Президент Португалии Марио Соареш, не понаслышке знавший о том, что такое диктатура, решил срочно поддержать усилия Гавела практичным подарком – автомобилем. Соареш захотел сделать это немедленно, потому что политические изменения в Чехословакии происходили очень быстро. Подарок прибыл в Прагу за несколько часов до того, как Вацлава Гавела избрали президентом 29 декабря 1989 года.
Новый президент отказался использовать чёрные восьмицилиндровые ЗиЛы и Татры своих коммунистических предшественников. Официальным автомобилем Главы государства на несколько месяцев стал обычный семейный седан среднего класса, подаренный президентом Соарешем. Четыре года спустя Рено попал в коллекцию Технического музея.Автозавод Татра прекратил производство легковых автомобилей в конце прошлого века. Последняя “Татра 700” сошла с конвейера в сентябре 1999 года. В музее представлен восьмой с конца производства автомобиль, изготовленный в 1997 году для правительства Чешской Республики. В 1998-2002 годах им пользовался тогдашний премьер-министр Милош Земан. Машина мощностью 201 л.с. разгоняется до 210 км/ч.
Если Татра прекратила выпуск легковых автомобилей, то Шкода, напротив, процветает. Это самая успешная промышленная компания в Чехии. Шкода Суперб, стоящая в музее, использовалась президентом Вацлавом Клаусом в 2003-2005 годах и частенько заезжала прямо в Пражский Град. Это дар музею от завода Шкода.
Мотоколяски “Велорекс”
Мы также попали на временную выставку, посвящённую мотоколяскам Велорекс. На таких трёхколесных, обшитых дерматином повозках приходилось передвигаться инвалидам и малообеспеченным гражданам социалистической Чехословакии.
Не верите, что обшивка дерматиновая? Вот, пожалуйста.
На Велорексы ставился двигатель от мотоцикла Ява. Скорость достигала 85 км/ч, а расход топлива на скорости 60 км/ч составлял 6,6 л/100 км. Такой же расход у моего Фольксвагена в трассовом режиме на скорости 120 км/ч.
Уникальные Велорексы
Велорекс пытался производить микроавтомобили. В 1960 году появилась эта машинка, но в серию она так и не пошла. В 1968 году её купил сотрудник Велорекса Йозеф Пршибыл.Еще одна разработка Велорекса удивительно напоминает ФИАТ 500. Этот микрогрузовичок должен был заменить грузовой мотороллер ЧЗ 505, но всё ограничилось единственным экземпляром. Машинку приобрело отделение Чешского банка в городе Градец Кралове. Автомобиль использовали как служебный транспорт, но он не удовлетворял требованиям банка и был продан кредитному инспектору Людмиле Мергловой. Хозяйка сохранила машину в оригинальном состоянии за исключением перекраса и некоторых деталей интерьера.
Остаётся обратить внимание пожарную машину Шкода 154 1930 года, служившую в городке Наход. В 1975 году её передали Техническому музею.
Технический музей в Праге . Коллекция часов
Отдельная экспозиция посвящена разнообразным астрономическим приборам, в первую очередь часам.
Очень интересна реконструкция китайских огненных часов. В них некая горючая субстанция сгорает в течение одинаковых промежутков времени.
По тому же принципу устроены клепсидры (водяные часы). Вода из них выливается за строго определённые промежутки времени.
Есть в коллекции и многочисленные солнечные часы.
Металлургия и кузнечное дело
Нижний ярус занимает экспозиция, посвящённая железоделательному производству, литейному и кузнечному делу.
Железо – это оружие
Всевозможные украшения
Огромный гидравлический молот. Подобными пользовались в Европе в Средние века.
Из железа можно сделать даже Его Императорское Величество Франца Иосифа.
Наиболее интересной в разделе металлургии мне показалась цветная шкала, отражающая зависимость цвета расплавленного металла от его температуры.
На этом мы закончили знакомство с Национальным техническим музеем. Продолжили знакомство с Прагой в Летенских садах.