Скачок в Европу VII
Прага. Прогулка. Продолжение. Начало в частях I, II, III, IV, V, VI.
После часовой прогулки по крепости Вышеград мы шагаем вниз по Вратиславовой. Заходим в лавочку гончара рядом с нашей гостиницей, в надежде купить новую глиняную кружку из моей сказки. Нужных нет ни на витрине, ни в магазине.
Увы, видимо, покупку придётся отложить до посещения Кутной горы.
– Теперь куда?
– Мы же не были в монастыре «На Слованех»!
Туда и отправимся. С близкого расстояния не получается сфотографировать церковь с двумя необычными башнями. А издалека он теряется за деревьями.
В небольшом сквере у церкви “На Слованех” мне очень нравятся хвойные с длинными мягкими иголками. Кто бы подсказал их название? Или это разновидность сосны обыкновенной?
В монастыре нам не шибко повезло. Табличка на двери гласила, что храм открывают лишь с 11 часов. Зато когда искали вход в собор, на глаза попалось чудо отечественного автопрома, автомобиль УАЗ.
– Господи, это чудо что здесь делает? – удивился Начальник.
– Он эмигрировал. Наверное, уже и вид на жительство получил, – предположила Бортжурналистка.
– Да нет, скорее всего у него рабочая виза, – заключил Пётр.
В церкви святого Яна Непомуцкого на Скалце (Kostel svatého Jana Nepomuckého na Skalce) нам также не везёт. Закрыто.
Тогда мы просто рассматриваем изысканный внешний облик храма, который специалисты считают вершиной динамического, праздничного пражского барокко. (Арх. Килиан Игнац Динценхофер, 1730-1739 г.г.).
Храм действительно очень необычный. Вписывая его в рельеф местности и план улицы, чешский зодчий расположил башни под углом к западному фасаду и друг к другу.
Центральный объём храма “На Слованех” венчает интересный щипец и барочная скульптурная группа.
По всей видимости, на фасаде самого храма тоже стояли статуи святых. Заметили две пустые ниши?
Их то ли поместили в другое место, а, может быть, таковых и не было никогда…
Мы, не сговариваясь, идём в сторону Карловой площади. Дом Фауста манит открытой дверью в арке.
Я засовываюсь в проём и вижу, что из стеклянной будки на меня внимательно смотрит охранник. Спросить разрешения и зайти во двор? Но меня уже окликает Начальник:
– Вечно ты суёшь нос в разные дыры, пойдём!
Я не замечаю во внутреннем дворе ничего достойного внимания и ретируюсь.
Иезуитский костел святого Игнатия (Kostel svatého Ignáce)
Ну, ладно, не попали в незнакомые церкви, тогда зайду к святому Игнатию. Мы его уже видели, поэтому Начальник остаётся на улице. Я жалею, что не перечитала свою же статью о пражских храмах. Ведь подробно изучала иезуитский храм, который связывают с именем Игнатия из Лойолы. Забыла, всё напрочь забыла! И вновь с открытым ртом разглядываю барочное убранство костёла,
Пытаюсь угадать сюжеты росписей. Захожу в боковой неф и вдруг узнаю сюжет – да это же Возвращение Блудного сына! Присматриваюсь внимательно к другим сценам и вся история складывается в целый рассказ – вот Блудный сын уходит из дома, а но пороге остаются безутешные родители.
Вот он развлекается с подружками и приятелями.
Вот он ест вместе со свиньями.
А вот его принимает и прощает его отец.
Не дождавшись меня на улице, Пётр заходит в храм. Я тащу его за рукав и показываю свою находку. Начальник загорается и вот мы уже вместе отыскиваем знакомые сюжеты. Вот сцена Воскресения.
Рассматриваем изукрашенную кафедру, похожую на замысловатую раковину
с фигурой Христа с агнцем наверху.
Стоим у алтаря,
дивимся на непропорционально маленький орган на западной стене.
Опускаем глаза вниз и разглядываем латинскую аббревиатуру, означающую Иисус Христос.
Наконец мы выходим на свет Божий. Надо же, знакомый храм, а произвёл такое впечатление!
В зону нашего внимания попадает полицейский на Карловой площади. Он деловито орудует цифровой камерой – фотографирует нарушителей правил парковки.
Штрафуют в Праге за это сурово. Не пройдёт и пары часов, как мы представим вам наглядный результат работы парковочной полиции Праги.
По улице Водичкова мы направляемся в сторону Вацлавской площади. Первый снимок на Водичковой – антитабачная пропаганда. Начальник пристыжен. Но не внемлет.
В прошлый раз мы шли по Водичковой в другом направлении и бегали с одной стороны улицы на другую. Мы ходили с ума от пражской архитектуры, охали, ахали, дивились, замирали, столбенели, поражались, изумлялись, разевали рты, округляли глаза, немели, потели и лишались чувств. Повторение пройденного далось нам спокойнее. Мы выбрали солнечную сторону Водичковой для съёмки. Через несколько десятков метров улица стала забирать на северо-восток, а мы выбрали северное направление, пошли по Jungmannova.
– Помнишь?
– А ты помнишь? Гусов дом, дом со скульптурой самого проповедника.
А вот и мозаики.
– Здесь новое здание строится. Смотри, и сюда ставят деревянные рамы!
Вот и дворец Адрия, сплошь усеян статуями.
И вообще, какое блаженство вести бортжурнал, когда у тебя не стынут руки, не замерзают чернила в ручке, не намокают страницы и когда руки свободны от камеры. Всё-таки в путешествии с одним аппаратом на двоих одни плюсы!
Jungmannova выводит нас на одноименную площадь.
– Помнишь? Здесь недалеко есть костёл Девы Марии Снежной. Идём?
– Пойдём, – со знанием дела отвечает Начальник.
Найти церковь на площади, сплошь обстроенной домами, не просто. Нужно точно знать, куда идти, иначе церковь ни за что не отыщется. Ориентир – дом жёлтого цвета по адресу: Юнгманнова 1.
Мы ныряем в арку жёлтого дома Jungmannova 1
и оказываемся во дворе костёла Девы Марии Снежной. На западном фасаде – образ Пречистой Богородицы.
Внутри уже слушают экскурсоводческие сказки несколько группешников. Избежать их в церкви не получилось. Переждать – тоже. Что ж, в прошлый раз здесь было много спокойнее. Но в прошлый раз был октябрь… Тем не менее, мы не выходим из церкви пустыми. Самое интересное – свод.
Скамьи церкви украшены замысловатой деревянной резьбой.
Барочные алтари костёлов всегда производят сильное впечатление.
Мы заглядываем во Францисканский сад. Небольшой зелёный островок в центре Праги – как оазис в пустыне. Здесь я в прошлый раз любовалась розами. Теперь наше внимание привлекла малышка. Она со своим ведёрком пришла к фонтану по воду. 🙂
Проходим через галерею торгового центра с разномастными витринами.
В одном магазинчике нас не миновал соблазн осмотра интересного зонтика (Выдержит один дождь. Максимум – два). Ещё несколько шагов и нам явилась Вацлавская площадь – кипящий котёл туристической и деловой жизни. Мы едва поворачиваем головы влево-вправо.
– Вот здесь в подвале торгового центра ты мультик про Гржемелика и Вахмурку покупала.
– Помню. А от колбасок в этой палатке мы имели много неприятностей.
Не останавливаемся, ускользаем вглубь города по улице Na Mustku. С неё берём вправо на Рыцарскую (Rytyrska). Ага, вот и дом “У синей виноградной грозди”.
Рыцарска вдруг оказывается Овощным торгом (Ovocny Trh).
Здесь тоже всё знакомо. Вон кубистический дом с Чёрной Панной,
угол Карлова университета, зелёное барочное здание театра (Народни Дивадло).
Мы ускоряем шаг, уворачиваемся от беспорядочной ватаги праздношатающихся. Целетна, сувенирный магазинчик (футболки купим здесь, только потом, а то придётся целый день их с собой волокать). Наконец, Старомейская площадь.
Всё та же, всё там же, всё такая же.
Шумная, людная, праздная, парадная.
– Пойдём отсюда, а?
– Да, пошли. Сейчас, только пузырщика засниму.
Прага. Улица Парижска
Мы ныряем на Парижскую улицу. Всё, затишье. Старомейская площадь цепко, как репей, держит толпу. Редко кто вырывается из её барочно-ренессансно-готических сетей. Разве только те стреляные воробьи, кто приехал в Прагу не на пару дней, сам по себе (не с группой) или не в первый раз знают тайный лаз со Старомейской площади – улицу Парижску.
Всё. Теперь Прага – наша. Если после костёла Девы Марии Снежной мы едва сделали десяток кадров, то теперь навёрстываем упущенное. Как, как это можно просто жить в таком доме? Входить в парадную дверь, где тебя венком благословляют две грации.
Пользоваться лифтом, мусоропроводом, подниматься по лестнице, открывать дверь своим ключом, распахивать окно, выходить на балкон эркера?
Очевидно, что архитекторы домов на Парижской улице соревновались друг с другом в изобретательности, художественном вкусе, умении строить дома с оглядкой на соседние здания. Они творили так, чтобы детище не потерялось на фоне соседних домов, но и не выпячивалось среди них.
Как зодчие могли чувствовать ту тонкую грань, чтобы использовать необходимое и достаточное количество архитектурных приёмов? Чтобы зритель воспринимал здание, как «един камень», как архитектурную поэму, как музыкальное произведение?
Именно этот феномен меня поражает больше, чем сами здания.
Мы идём, задрав голову вверх, рассматриваем статуи на фасадах,
детали
и неожиданно оказываемся рядом «Правчиской факультой». Здесь в милом скверике я выклянчиваю несколько снимков своей драгоценной персоны.
Всё, Парижская вывела нас к набережной, к Чехову (Čechuv) мосту.
Чехув (Čechuv) мост
Продолжает архитектурную тему рубежа XIX-XX веков. Здесь те же характерные скульптуры,
завитки, женские головки.
А на вид не скажешь, что виадук автомобильный, он достоин быть украшением любого городского парка или сада.
А какие с него открываются виды!
Идём на набережную Влтавы. Она обсажена липами и деревья отбрасывают густую приятную тень. Какое же наслаждение устроить себе ленивую прогулку вдоль реки! По Дворжаковой набережной (Dvořákovo nábřeží) мы идём на юго-запад, к Карлову мосту. И совсем не завидуем, скорее сочувствуем любителям автомобильных прогулок по Праге.
Мы вспоминаем Прагу ногами! И узнаём о ней новое, то, что раньше не видели.
Продолжение в рассказе “Сад Вальдштейна. Средневековая корчма “У короля Брабантского”.