Постельная и конюшенная казна. В предыдущей части рассматривали сокровища государевой казны.
Мастерская Царицына палата
Постельная казна русских царей включала предметы домашнего обихода, в том числе царские одеяния. Постельную казну пополняли работы из Царицыной мастерской палаты.
По традиции ей руководила сама царица. Воможно, что в XVII веке Царицына мастерская палата находилась на одном из нижних этажей Теремного дворца.
Там шили одежды для царя, царицы и царских детей.
Постельная и Конюшенная казна. Драгоценные ткани и одеяния
Там же хранилась постельная казна. Она включала царскую постель, то есть всё необходимое для государева отдыха. В постельной казне хранились и драгоценные ткани. У каждого члена царской семьи была собственная казна парчи, бархата, сукна. Её собирали с момента его рождения.
Из постельной казны происходят многие одежды царя Петра Алексеевича, его парадные и домашние кафтаны. Гардероб царя представляет несомненную историческую ценность, поскольку отражает традиции старинного русского костюма. Одеяния Петра относятся к концу XVII столетия. Более ранние предметы не сохранились и по гардеробу царя можно судить о том, как одевались его предшественники.
Главным одеянием русского человека был кафтан. Кафтаны подразделялись на парадные и домашние, летние и зимние. В коллекции Оружейной палаты представлены кафтаны, выполненные из различных тканей. Это аксамит (итальянская парча), восточный шёлк-атлас и английское сукно.
Постельная и Конюшенная казна.
Конюшенная казна состояла из предметов, которые создавали в Конюшенном приказе. Здание Конюшенного приказа стояло около Боровицкой башни.
Это была трёхэтажная постройка. В ней располагалось и хранилище, и мастерские. Именно там создавали царские сёдла, стремена, сбрую – всё, что нужно было для торжественных выездов царя. Военные смотры, приём иноземных гостей, выезд государя на богомолье – все эти церемонии требовали парадного конского убранства. Конюшенному приказу придавали большое значение как мастерской, а Конюшенной казне – как хранилищу.
Парадный конский убор демонстрируется в Оружейной палате. На его примере можно показать украшения, включённые в убор выводного коня. На таком коне всадник не сидел. Основная цель показа нескольких десятков подобных коней – это демонстрация могущества, богатства и процветания государства.
Один из кафтанов, представленных среди светских одежд XVII века – это форменный кафтан-терлик. Кафтан-терлик – одеяние сокольничего, то есть того служилого человека. который организует царскую охоту и руководит ею. Несколько сокольничих отправлялись на охоту, сопровождая русского царя. Сокольничий на охоте был самым важным служителем, поскольку в это время господствовала именно соколиная охота.
Кафтан-терлик шили из яркого малинового бархата. Отличительной чертой этого одеяния был не только покрой, но и шитый золотными нитями двуглавый орёл. Кроме того терлик был короче традиционного русского кафтана и имел разрез для удобства верховой езды.
В следующей части рассмотрим, как формировалась Оружейная палата.
Статья написана по материалам лекции методиста экскурсионно-методического отдела Юлии Николаевны Уваровой.
Все статьи цикла об истории музея Оружейная палата
Государева казна.
Сокровища государевой казны.
Постельная и Конюшенная казна.
Формирование Оружейной палаты.
Мастерская и Оружейная палата.
Оружейная палата в XVIII веке.
Музей “Оружейная палата”.
Оружейная палата после 1917 года.
Господа, спасибо Вам за подробное изложение истории Оружейной палаты. Даже не подозревала, какими путями пополнялась царская казна. Оказывается, и мягкая рухлядь сыграла свою роль в формировании коллекции.
Так получилось, что из личных принадлежностей вещи перекочевали в разряд государственных, а оттуда – в коллекцию.
Спасибо, вам, коллеги за этот цикл статей. Очень интересно и нужно. Цикл статей систематизирует отрывочные знания и дополняет их. Отдельное спасибо методисту за прекрасно структурированный, иллюстративный материал. Лучше запоминается!
Владимир, нам тоже этот материал показался особо ценным. Пусть поможет открыть границы! 😉