После прогулки вокруг Покровского собора и осмотра церкви Василия Блаженного, экскурсия продолжается в нижней обходной галерее храма.
После юбилея собора в 2011 году в подцерковье Покровского собора открыли дополнительные помещения с различными экспозициями.
Экспозиция подцерковья. Фрагменты глав собора
В подцерковье собора выставлены различные украшения шатра собора – детали наверший и поливные изразцы.
В экспозиции представлено покрытие от одной из глав собора.
Завершение церкви, которое принято называть куполом, на самом деле – её глава. Купол – это перекрытие собора. Над купольным сводом есть обрешётка, которая покрыта металлом – это и есть храмовая глава. Подробно о главах собора рассказано в статье “Вокруг Покровского собора”.
Почему главы разновеликие, полихромные и по какому принципу их красили в тот или иной цвет, исследователи пока сказать ничего не могут. Форма и цвет глав – одна из загадок собора.
Экспозиция подцерковья
В витрине выставлен большой глиняный горшок – это голосник, то есть сосуд, который специально замуровали в кирпичную кладку для улучшения акустических свойств церкви. Подробнее о свойствах голосников рассказано в статье, посвящённой храму Троицы в Никитниках.
На этикетке ошибочно написано, что это голосник из центрального, Покровского храма. Во время реставрационных работ в соборе по лесам можно было подняться до голосников центральной главы. Сотрудники музея руками исследовали голосники. В центральном Покровском соборе они огромные, рука в них уходила по плечо и дно можно было достать лишь кончиками пальцев. Этот голосник слишком мал для центральной главы собора.
Если опустить в голосник руку, на его дне обнаруживается культурный слой – там много лет птицы оставляли следы своей жизнедеятельности.
На стене экспонируется большая икона, этот образ прежде висел на Варварских воротах.
Образ был под окладом, поэтому он хорошо сохранился Сейчас оклад и икона экспонируются отдельно.
Оклад вызывал много сомнений, казалось, что это чёрная, дешёвая жестянка и хранители коллекции колебались, стоит ли его сохранить, не проще ли выбросить. Но когда зачистили фрагмент, то реставраторы пришли в восторг! Оказалось, что оклад отделан золочёным гальваническим покрытием, настолько высококачественным, что оклад решено было представить, как самостоятельный экспонат.
В другой витрине выставлен сундук, в подобных сундуках в соборе хранили ценности. При организации выставки экспозицию расположили крайне неудачно, теперь мы не видим ниш на первом этаже, вместо них устроены витрины.
В следующей витрине представлены предметы Казанского похода. Здесь экспонируются вещи из ипатьевского клада, его обнаружили в Ипатьевском переулке, недалеко от храма Живоначалоной Троицы в Никитниках.
Это вещи XVI века, но были ли они в Казанском походе, мы не можем сказать. Обычно. эта витрина остаётся за рамками рассказа, подобные экспонаты есть в Историческом музее, они не вызывают сомнений и намного лучшего качества. Однао, представленные здесь предметы Казанского похода исторически оправданы, ведь храм Покрова Богородицы на Рву возвели в честь взятия Казани.
Экспозиция подцерковья. Подцерковье восточной церкви Живоначальной Троицы
Коридор с небольшими помещениями, в котором располагается эта экспозиция, находится под галереей, идущей вокруг центральной церкви. Маленькая комната с росписями находится в восточной части, под церковью Троицы. Росписи этого помещения говорят о том, в ХХ веке оно было частью богослужебного пространства церкви Василия Блаженного. За северной стеной висит металлическая икона церкви Василия Блаженного, которая находится за ракой – “Днесь светло красуется славнейший град Москва”. Таким образом, первоначально этой стены не было, здесь находилось единое богослужебное пространство. Стену восстановили к середине ХХ века.
В росписи вновь доминирует процветшая виноградная лоза.
Также на стенах исполнены изображения святых, живших и здравствовавших в XVI веке: митрополит Филипп, Иосиф Волоцкий, Казанские святители. Создатели интерьера храма в конце XIX века были уверены, что этих святых особо почитали в XVI веке. Церковь довольно тёмная и специальный прожектор поочерёдно высвечивает лики святых и пояснительные надписи под ними.
Здесь можно услышать запись древнерусского песнопения, которое именуется “глас”. В старину гласом называли пение без слов, просто голосом. А если на голос писались стихи, такое песнопение именовалось стихира. Иван Грозный сам писал стихиры. Те, кто устанавливал здесь звуковое сопровождение утверждают, что они подложили стихиры Ивана Грозного. Но слов разобрать невозможно, кажется, что это просто голос. В этом помещении можно представить, каким пением сопровождались службы в XVI веке.
Экспозиция подцерковья алтаря Покровской церкви
Следующее помещение находится напротив расписанного подцерковья Троицкой церкви. В этом месте в центральном храме Покрова находится алтарь, и в этой комнате посетители оказываются под алтарём. Здесь расположена археологическая экспозиция. Всё, что экспонируется в этой комнате, найдено на территории собора. Самый ценный экспонат здесь – два волосника, так в древности назывались женские головные уборы.
Они найдены рядом с захоронениями у собора. Владелицы волосников не установлены, но это очень ценные предметы, потому что на всей территории Москвы найдено не больше десяти подобных головных уборов.
Галерея между церковью Василия Блаженного и подклетом собора. Экспозиция подцерковья
В коридоре между храмом Василия Блаженного и в комнате перед входом на второй этаж выставлены хоругви, выполненные в стиле модерн. Это уникальные вещи, подобных им больше нет нигде. Хоругви сделали специально для Покровского собора, каждую – в единственном экземпляре. Это вклад московского общества хоругвеносцев к юбилею собора, который отмечался в 1905 году. Общество подарило храму шесть двухсторонних хоругвей. Они чудом дошли они до нас. Хранители коллекции, которые работали в храме вскоре после революции,(сотрудники Покровского собора называют их Великие Деды, понимали, что их сверхзадача была во что бы то ни стало сохранить святыни собора. Эти хоругви Великие Деды умышленно испортили и спрятали в церковный мусор, чтобы на них никто не обратил внимания. Деды специально замазали хоругви олифой и зарыли в хлам, в кладовых собора. Эти вещи несли большую религиозную нагрузку и коммунисты их даже не продавали, а сразу уничтожали. Деды были великими оптимистами и они верили, что когда-нибудь эти святыни окажутся востребованными. К сожалению, до этого “когда-нибудь” не дожил ни один “Великий Дед” собора.
К счастью, эти люди были великими прозорливцами и случилось так, как они и предполагали. Хоругви нашли, реставраторы долго подбирали состав средства, чтобы их очистить, накладывали тампоны с составом на одно и то же место до полного высыхания, пока не нашли подходящий растворитель. И вдруг оклады засияли золотом!
Когда хоругви отреставрировали, то вспомнили, что храм построен в честь победы над Казанью. Две пары хоругвей сделаны в стиле древнерусского шлема с кольчужными подвесками, с крестом вселенной наверху.
Это самый древний вид креста, появившийся в России – полумесяц означает Вселенную, а над ним – крест Христа. Такой крест впервые появляется во Владимире. На хоругвях изображён Спас Нерукотворный – защитник русского воинства
и покровительница воинства Богоматерь Казанская. Помимо огромного исторического значения, эти вещи отличаются исключительной эстетической ценностью.
На следующей хоругви изображено Чудо Георгия о змие. Святой воин-мученик пронзает гада, олицетворяющего нечистого. Дракон в крови, герой – в луче света, подобно тому, как писала Марина Ивановна Цветаева. Здесь использованы удивительные техники – перегородчатая эмаль, роспись по металлу и другие разнообразные художественные приёмы.
Ещё одна представленная здесь хоругвь в форме древнерусского храма с двумя навершиями символизирующими божественную и человеческую сущность Иисуса Христа.
В 1903 году Серафим Саровский был прославлен в лике святых, поэтому он изображён на оборотной стороне стяга.
Умер он перед иконой, поэтому на другой её стороне изображение иконы, перед которой святой почил – это образ «Богоматери Умиление Саровское». Эта хоругвь также была сделана специально для Покровского собора, поэтому в её орнаменте видны стилизованные купола Покровского собора. Элементы, украшающие поля образа, также стилизованы под храмовые купола, но при виде на них с земли, снизу.
Под хоругвью подвешена цата с ангелом девичьего типа, выполненная в технике росписи по металлу.
В советское время это помещение было побелено и здесь стояли витрины, посвящённые Казанскому походу – представлены вооружения казанского воина, русского конника, источники по истории собора. Это помещение связано с легендой уже нашего, советского времени. В 30-е году в храм пришли некие проверяющие и приказали сбить роспись с потолков и покрасить всё в белый цвет. Сотрудники храма, Великие Деды, за одну ночь замазали всю роспись зелёной танковой краской и сверху побелили. И когда проверяющие пришли вновь, то сотрудники ответили, что всё сделали своими силами. Эти люди рисковали ничуть не меньше, чем «Барановский в ковше экскаватора».
Мы опять возвращаемся в помещение, откуда идёт лестница наверх.
Продолжение экскурсии в статье “Подклет Покровского собора”.
Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.