Нижние сени Покровского собора

2
447

Из церкви Василия Блаженного и подцерковья Покровского собора мы попадаем в сени с лестницей, ведущей наверх – в Покровский собор.

Музей Покровский собор. Архитектура подклета

Помещение, из которого можно подняться по лестнице в центральную Покровскую церковь, называется подклет. Клеть – это жильё, дом, “под клетью” означает – под жильём. Над этим помещением находятся девять церквей.
В дверных проёмах можно заметить, что здесь очень толстые стены, их ширина до 3-х метров. Толщина сводов до полутора метров. В плане первый этаж практически полностью повторяет второй и это не случайно. Назначение первого этажа – быть надёжной основой, опорой, фундаментом второго этажа, ведь на нём стоят девять тяжёлых кирпичных церквей. А фундамент здания – небольшой, ленточный, белокаменный.

Для древней Москвы были характерны либо двухэтажные строения, либо строения с высоким цоколем. Земля в Москве за зиму сильно промерзает и оттаивает полностью лишь к середине июля. Таким образом, на первом этаже даже находиться было холодно, не то, что жить.

Первые этажи чаще всего использовались как хранилища. Подклет собора Покрова, что на Рву – не исключение. До 1595 года в нишах подклета хранилась великая царская казна. В 1595 году лихие люди собрались зажечь Москву со всех сторон, а сами хотели грабить казну. Сделать это им не удалось, грабителей поймали и казнили. Но для должной охраны в во избежания грабежа, казну перенесли в Кремль, а помещения под собором стали сдавать внаём богатым горожанам, также для хранения ценностей. Кирпичные стены и своды служили надёжной защитой от огня, ведь в средневековье Москва была деревянной, могла сгореть от копеечной свечки. При любой опасности помещение можно было заложить кирпичом и никто бы не догадался, что внутри что-то есть. Ведь никакой росписи, никакой штукатурки на стенах не было. Кирпич – дышащий материал и условия  были благоприятными для хранения не только золотой и серебряной казны, но и мягкой рухляди (мехов и драгоценных тканей).

Во время строительства была устроена система продухов (вентиляционных каналов), она также способствовала сохранению ценностей, особенно, “мягкой рухляди”. Продухи, в основном, расположены по углам и напоминают бойницы. Однако стрелять через них невозможно, они ведут не наружу, а внутрь. Их цель – вентиляция пространства подклета. Их расположение настолько удачно, что воздух внутри собора всегда остаётся чистым и свежим.
Музей Покровский собор
В этом помещении находится икона «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником» (Максим Исповедник – небесный покровитель Максима Блаженного).

Музей Покровский собор
«Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником», Москва, 1730-е-1740-е годы. Дерево, левкас, темпера

Об этой иконе подробно рассказано в статье “Икона «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником» в Покровском соборе”.

Музей Покровский собор. Икона “Покров Богородицы”

На иконе изображено чудо Покрова Богородицы, которое произошло в столице Византии Константинополе.

Музей Покровский собор
Икона “Покров Пресвятой Богородицы”, 1642 год. Икона с изображением сцены из жития св. Романа – автора песнопений в честь Богородицы. Святой – в нижней части иконы в алом одеянии со свитком. Справа от него – свидетель явления Божией Матери во Влахернской церкви, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний

В X веке Константинополь осадили язычники, начался глад и мор и город должен был вот-вот пасть, на спасение уже никто не надеялся. Единственными, кто не терял надежду, оказались император Лев с императрицей, они молились во Влахернской церкви. Вместе с ними молились Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Благодаря последнему стало известно об этом событии, Епифаний описал это чудо.

Андрею Юродивому было видение, что из алтаря вышла Богоматерь и прикрыла всё вокруг своим покровом. Внезапно язычники сняли осаду и покинули город. С этого времени известен праздник Покрова Богородицы, на Руси его называли Покров день. Первые два века после чуда, в Константинополе этот день не праздновали.

Покров стал праздником только во время Юрия Долгорукого. Это один из любимых православных праздников. На западе день Покрова не отмечают, он известен лишь глубоко верующим людям. Простому человеку на Руси всегда было трудно выжить и он всегда просил чуда. Поэтому день заступничества высших сил, день чуда, очень хорошо соотносится с русским мышлением.  В государстве российском главный собор всегда Успенский, то есть Богородичный. Очень много у нас Покровских храмов, опять же Богородичных, ибо Дева Мария для нас – Матушка, Заступница.

Музей Покровский собор. Икона “Богоматерь Знамение”

Самая большая икона собора была написана специально для Покровского собора.

Музей Покровский собор
“Богоматерь Знамение”, 1780-е гг.

Иконы храма весьма легко определить – на них обязательно написана процветшая виноградная лоза.  На полях этой иконы изображены святые Василий Блаженный и Иоанн Блаженный.  Юродивые находятся на самом последнем уровне святости, за преподобными. Поэтому, их обычно пишут на полях икон.

Музей Покровский собор
Фрагмент иконы “Богоматерь Знамение” с изображением св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного

Икона относится к XVIII веку, для этого времени она имеет нормальную сохранность, что по сути совершенно уникально. Это фасадная икона,  она сохранилась превосходно, учитывая те условия, где она находилась,. Обычно все фасадные иконы поздние – в древности их не писали. Фасадные иконы писали на металле, здесь же представлена уникальная икона, написанная на дереве, на 16 досках. Первоначально она располагалась над входом в церковь Василия Блаженного, там, где сейчас основной вход в собор.

Здесь также видна процветшая виноградная лоза – своеобразный символ собора Покрова, что на Рву.

Заметьте, что икона очень большая и не пройдёт ни в одну храмовую дверь. Как же её поместили в подклет собора? Доски иконы скреплены не намертво, и если икону надо внести или вынести, например, на реставрацию, то она довольно легко разбирается.
Реставраторы постоянно следят за иконой. В одном месте заметно вздутие красочного слоя – значит это место нуждается в реставрации. В других местах видны наклейки, они временно укрепляют красочный слой, позже его посадят на осетровый клей.

Музей Покровский собор
Фрагмент иконы “Богоматерь Знамение” с реставрационными наклейками на полях

Икона находится в хорошем состоянии, потому что раньше она висела в тёплой палатке, пристроенной к церкви Василия Блаженного. Сейчас палатку убрали и восстановили прежнее открытое крыльцо. Реставраторы очень жалеют об этой палатке. С одной стороны, возвращение первоначального вида собора – необходимое дело. С другой стороны,  палатка хоть и была уродливой, но защищала икону от холодного воздуха и, таким образом, от разрушения красочного слоя.

Музей Покровский собор
Схема изображения святых на иконе “Богоматерь Знамение”

Музей Покровский собор. Иоанн Блаженный – веригоносец

На стене висит древнее изображение двух Блаженных – Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Эти же святые изображены в нижнем регистре иконы “Богоматерь Знамение”.

Иоанна также звали Иоанн Железный колпак, Иоанн Московский, Иоанн Большой Колпак. В литературе можно встретить множество прозвищ, но все они относятся к одному и тому же человеку. На иконах видно, что Василий Блаженный был нагоходцем, также как Максим Блаженный и Андрей Юродивый. А Иоанн Блаженный изображён в одежде, да ещё с колпаком под рукой.

Иоанн Блаженный был веригоносцем. Подвиг веригоносца – скрытный. Вериги носились под одеждой. Об этом знал лишь духовник вергионосца и никто более. Человек сам принимал на себя этот подвиг, это было его личное отношение с Богом, он никого не мог смущать своим подвигом.

Отличия подвига нагоходства от веригоношества в том, что в первом случае видна прямая провокация. Чтобы пройти свой путь человек вызывал на себя негативное отношение окружающих. Подвиг веригоношества – скрытный, веригоносец ни в коем случае не должен был показывать свой подвиг, свои страдания другим людям. Поэтому вериги носились под одеждой.

Рядом с иконой представлены несколько вариантов вериг, часть из них была найдена рядом с ракой Иоанна Блаженного. Прямых указаний на то, что это его вериги, нет. Возможно, они принадлежали Иоанну. В том числе железный колпак, который мог весить до 10 кг.

Музей Покровский собор
Вериги. Москва, XVII век. Вериги состоят из металлических цепей и других металлических предметов: колец, поясов, крестов

На обруче колпака есть дырочки. Они сделаны для того, чтобы сверху на вериги пришить шапку. Она могла быть из разного материала – суконная, бархатная, войлочная, железный колпак носили под шапкой.
Остальные вериги надевались на тело. Они могли весить до 10 кг. Для утяжеления вериг ко многим другим частям тела могли привязывать различные железки, кузнецы даже ковали специальные подвески для веригоносцев.

Вериги по центру вызывают ассоциации с пытками, но к пыткам они не имеют никакого отношения. Диск крепится у солнечного сплетения и с помощью ремней застёгивается  вокруг плеч и вокруг шеи. Возможно, что огромный железный крест также принадлежал Иоанну Блаженному.
Вериги носили по-разному, кому сколько сил давал Господь. Кто-то носил их два часа в день, кто-то целый день, кто-то снимал на ночь, а кто-то, как Иоанн Блаженный, не снимал никогда.

Родился Иоанн Блаженный в Вологде, юродствовал в Ростове Великом, в конце жизни пришёл в Москву. Когда почувствовал, что конец его близок, он зашёл ко одному из священников Покровского собора и испросил разрешения, чтобы его похоронили рядом с собором, недалеко от Василия Блаженного. Разрешение он получил. Тогда он перешёл Москва-реку, вошёл в одну из замосковорецких бань, впервые снял с себя вериги, окатился три раза водой, лёг на лавку и умер. Похоронили его рядом с Покровским собором.

В XVII веке появились веригоносцы, которые из неких своекорыстных побуждений стали носить вериги поверх одежды, смущая людей. Таким образом они искажали суть этого подвига. С этим стала бороться русская православная церковь, позже, в 1666 году Алексей Михайлович издал указ о борьбе с лжеверигоносцами. Эту борьбу продолжил Пётр I и при нём юродство сошло на нет. Возродилось оно лишь в конце XVIII века, совсем в другом виде в лице Ксении Петербургской.

Музей Покровский собор. Подцерковье Северной церкви Киприана и Иустины

Подцерковье северной церкви посвящено иконографии Василия Блаженного.
Здесь представлено первое иконографическое изображение святого, это шитый покров с изображением Василия Блаженного.

Музей Покровский собор
Шитый покров на раку Василия Блаженного, 1589 г., мастерские Ирины Годуновой

Василия Блаженного канонизировали в 1588 году, при Фёдоре Иоанновиче . Этот царь был очень набожным, при нём прославили многих местночтимых святых, в том числе и Василия Блаженного. Самый ранний покров на раку с мощами Василия Блаженного вышили в мастерских супруги царя, царицы Ирины Годуновой.

На другой иконе Василий Блаженный написан вместе со своим покровителем Василием Великим.

Музей Покровский собор
Святые Василий Великий и Василий Блаженный, конец XVI- начало XVII века

Ещё одна маленькая икона написана в начале XVII века – Василий Блаженный и священномученица Ирина. При жизни царицы изографы написали множество икон её небесной покровительницы, в том числе и этот образ.

Музей Покровский собор
Св. Василий Блаженный и св. Ирина Мученица, Москва, XVII век. Святая Ирина – небесная покровительницы Ирины Фёдоровны Годуновой, жены царя Фёдора Иоановича

Есть здесь образ избранных юродивых: Марии Египетской, Максима Блаженного, Василия Блаженного, и ещё одного святого, которого пока не удалось определить.

Музей Покровский собор
Избранные святые, XVII век

Икона “Василий Блаженный с житием” состоит из очень древнего средника XVI века, представляющего одно из самых первых иконографических изображений Василия Блаженного. Житийная рама, в клеймах которой написаны чудеса юродивого, поздняя, XIX века.

Музей Покровский собор
Икона Василия Блаженного – XVI век, клейма – XIX век

Музей Покровский собор. Потайная лестница

Поскольку в подклете Покровского собора хранилась царская казна, то входа сюда не было. Вместо двери, через которую можно зайти в сени, шла сплошная стена и с улицы попасть сюда было невозможно.

Музей Покровский собор
Лестница из нижних сеней ведёт в Покровскую церковь

В верхний собор люди попадали по разным лестницам, а лестница, устроенная в толще стены, скорее всего, была потайной. Потайная лестница должна быть незаметной. Толщина стены в этом месте составляет 3 метра, высота первого яруса – 6 метров. В это пространство надлежало вписать лестницу. Объём стены задал высоту ступеней – они очень крутые.
Музей Покровский собор
Перил в то время не было, поднимались без них. Чтобы легче было подниматься наверх по служебной потайной лестнице, можно вспомнить, что в средневековье знатные люди одевались совсем не так, как мы сейчас. Они надевали как минимум по три шубы. Можно представить на себе эти три шубы, отсутствие перил и освещения, только свечу в руке, тогда подниматься по потайной лестнице будет очень легко!

Музей Покровский собор
Потайная лестница в толще стены Покровского собора

Советуем обратить внимание на икону «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником».
Поднимаемся по лестнице в Покровскую церковь.

Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА

Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.
TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Потайная лестница просто восхитила! Выглядит великолепно! Так и манит своим таинственным полумраком… Хотела бы я подняться по ней в сумраке да со свечой в руке…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь