Пльзень. Музей пивоварения

12
428
Музей пивоварения

Музей пивоварения находится в историческом средневековом здании, где в старину варили пиво. Здесь чудом сохранилась подлинная обстановка старинной пивоварни.

Музей пивоварения

Первое письменное упоминание об этом доме найдено в документах 1492 года. Им владело как минимум 14 человек и половина из них варили пиво. Были среди них и те, кто наряду с изготовлением пива занимался другими ремёслами: плетением верёвок, кузнечным ремеслом, гостиничным и ресторанным делом. За свою долгую жизнь дом послужил столярной мастерской, сушилкой для шкур животных и, даже, кукольным театром.

Сообщество пльзеньских пивоваров задумалось о создании музея пивоварения ещё в 20-х годах прошлого века, когда стали закрываться мелкие пивоварни. Однако лишь 8 мая 1959 года в связи со 100-летием регистрации товарной марки “Пльзеньское пиво” музей, наконец, открыли. Лучшего помещения для музея пива и сыскать было нельзя.

Исторический трактир

Касса музея находится в помещении, где прежде была пивная Тазлера. Здесь реконструирован интерьер трактира конца XIX – начала XX веков. При этом использованы подлинные мебель и посуда, совсем простые и непритязательные, как и в подлинных интерьерах.

Музей пивоварения

В средние века трактирщик, получивший право на торговлю пивом, разливал и продавал пиво в своём собственном доме. Посетителей часто обслуживал кто-то из членов его семьи. Пиво разливалось с помощью простого краника, расположенного в нижней части торца бочки. Бочки обычно стояли в подвале. Начиная с 1295 года в королевском городе Пльзени правом на варение пива обладало 260 домовладельцев.
С течением времени право на разлив пива оставалось лишь у некоторых домовладений, таким образом стали возникать кабачки и трактиры.

Древний мир пива

Знания о производстве пива пришло к людям когда они только начинали заниматься земледелием. Это было около 9000-8000 гг. до н.э. во времена родоплеменных отношений.

Колыбелью пива считается Месопотамия. Пиво там варили из ячменя, пшеницы и проса и из так называемых “пивных хлебов”, которые пекли в золе, размельчали и заливали водой для брожения. После этого в напиток добавляли различные специи.
Пиво по своей консистенции считалось едой, его пили с помощью камышовых трубочек из больших посудин. Пиво пили мужчины, женщины и даже дети.
Экономическую сторону производства и распространения пива регулировали законы Хаммурапи. В его своде законов указывается около 40 преступлений, подлежащих наказанию. К таким преступлениям относили и незаконное повышение цен на пиво, укрывательство пьяниц и продажа пива вне отведенных для этого мест. В Вавилоне было известно целых 18 сортов пива.
Пиво часто употребляли в культовых обрядах и, даже, во врачевании. В нём растворяли целебные снадобья.
В Древнем Египте этот напиток достиг особенно широкого распространения. В древности пиво считалось женским напитком, вероятно потому, что содержание алкоголя в нём было гораздо ниже, чем в теперешнем. Один кубок вина по крепости соответствовал примерно 20 кубкам пива.

Позже большими любителями пива стали  германцы и галлы, в отличие от греков или римлян, предпочитавших вино. Известна легенда, что однажды некое германское племя так увлеклось пивоварением, что употребило для этого весь годовой урожай ячменя, после чего просто вымерло от голода.

Пиво варили из ячменя, потому что он плохо подходил для выпечки хлеба – ячменный хлеб не держал форму, легко ломался и крошился. Хотя пиво варили и из пшеницы. Когда-то древние заметили, что если в тару с хлебом попадает вода, то получается вкусный опьяняющий напиток.

Когда производство пива достигло промышленных масштабов, для его перевозки и хранения понадобилась особая тара – пивные бочки. Их изготовлением занимались бочары или бондари. В музее представлена реконструкция бочарной мастерской.

Бочки делали из твёрдой и хорошо высушенной древесины. Лес, предназначенный для изготовления бочек, сушили в течение целого года. Вначале делали отдельные части – клёпки по шаблону, по так называемому “модлу”, которые обрабатывали на бондарных верстаках – “дедах”. Затем, с помощью циркуля, делали верхнюю крышку и дно бочки. Отдельные обструганные детали складывались в обруч, пропаривались, стягивались верёвкой до нужной формы и закреплялись другими обручами.

Музей пивоварения

Для того, чтобы бочка не пропускала влагу, её смолили с помощью так называемых “осмаливающих черепах”. Внутрь наливали горячую смолу и катали бочку, чтобы смола полностью покрыла её изнутри.

Бочарное ремесло было весьма непростым. Подмастерье, дабы получить статус мастера, должен был сделать несколько деревянных сосудов и, наконец, хорошую прочную бочку.

Солодовня-ток

Первое упоминание о существовании солодовни в этом доме относится к 1607 году. Но ток – площадка, где проращивали ячменное зерно – гораздо старше. В нём явно видны готические черты. Помещение солодовни относится к памятникам архитектуры общеевропейского значения.
В солодовне проходило замачивание и проращивание зерна. Для этого служила особая каменная ёмкость – чан для замачивания.

Воду для него брали из колодца, построенного в стиле барокко, глубиной 18 м. Семи-девятидневный процесс проращивания проходил на току, то есть на глиняном, а позже – на каменном полу, где зерно постоянно перемешивали.
Экспозиция в витринах посвящена чешскому и пльзеньскому пивоварению, здесь представлены предметы, отображающие деятельность цеха пивоваров. Первоначально чешское пиво варили в монастырях. В летописях под 993 годом упоминается пивоварня в Бржевновском монастыре. Позже пивоварение стало привилегией городов. Об этом упоминается в королевской грамоте Вратислава II в 1081 году. Расцвет городского пивоварения начинается с XII века.

В Пльзени первая пивоварня появилась лишь в 1337 году. Горожане обязаны этим правом королю Вацлаву II, он даровал городу эту привилегию. 260 пльзеньских жителей имели право готовить солод. Пивоварни находились за пределами городских стен и жители варили пиво по очереди, определённой городским советом. В ту пору уже было известно тёмное ячменное и светлое пшеничное пиво. В XV столетии солодовенное дело и пивоварение объединили в общую городскую привилегию. Тогдашнее пльзеньское пиво имело невысокую репутацию из -за низкого качества.  Причинами тому были обман, грязь и полынь, которую добавляли в пиво при брожении. Хорошим считалось нюрнбергское, раковицкое и домажлицкое пиво.

Трактиры и кабачки содержали исключительно мещане, в городских домах, принадлежавших дворянам или монахам, разливать пиво было не принято. За различные проступки, например за укрывание пьяниц, трактирщика наказывали: насильно брили ему голову и били всю посуду в трактире.

В помещении солодовни представлено техническое оборудование, которое использовалось со второй половины XIX века при изготовлении и переработке пива: смеситель,

Музей пивоварения

разливочные станки,

Музей пивоварения

закупорочная машина для бутылок и бочек. Есть здесь и тяжёлые пивоваренные станки, такие как горизонтальный паровой станок или воздушный компрессор.

Музей пивоварения

Солодосушилка

Главное оборудование солодосушилки – это т.н. “валах” – печка-сушилка, в которой горячим воздухом сушили солод чтобы остановить процесс прорастания.

Музей пивоварения

Топливо подкладывали в “валах” со стороны тока, дым и пар выходили из помещения через отверстия в своде.

Не стенах развешаны самые разнообразные рабочие инструменты солодовни.

Музей пивоварения

Экспозицию дополняют универсальные весы,

Музей пивоварения

прибор для измерения экстракта охмелённого сусла, патентованная солододробилка, двухколёсная тележка – так называемый “рудлик”, предназначенная для перевозки тюков и мешков знаменитого жатецкого хмеля в традиционной упаковке

Музей пивоварения

и барабанная ручная жаровня для солода, которую использовали при производстве тёмного пива.

Музей пивоварения
Слева – жаровня для солода, справа на стене – герб солодовщиков.

На стене висит герб солодовщиков – это сочетание инструментов, необходимых для приготовления солода. Отсюда можно выйти наружу, к городским стенам.

Крепостные стены

Двойные крепостные стены, широкий ров и водные преграды делали город Пльзень неприступной крепостью. В начале XV века табориты так и не смогли его взять. Впервые город пал лишь во время Тридцатилетней войны, когда его осадило восьмитысячное вражеское войско.

Музей пивоварения

Пространство между двумя крепостными каменными стенами по чешски называется “Паркан”, сейчас на пльзеньском паркане устроены музейные хмельник и ячменное поле.

Музей пивоварения

Валяльня

Валяльня служила для укладки и предварительной подсушки зелёного солода – так называемого “валяния”.
В этом помещении сохранилась первоначальные балочные перекрытия 1830 года.

Музей пивоваренияЗдесь также представлена модель пивоваренного цеха, которую построил рабочий пивоваренного завода Йозеф Весёлый из Дольних Бережковиц возле Мельника. Он трудился над ней целых 18 лет. Этот макет относится к уникальным техническим памятникам европейского значения. Он был выставлен на всемирной выставке ЭКСПО – 58 в Брюсселе. Модель действующая – она может производить около 30 литров молодого пива.

Музей пивоварения

Лаборатория

После Тридцатилетней войны пивоварение в Пльзени возобновилось.  Но качество оставалось крайне низким, технологический процесс не выдерживался, разные партии пива сильно отличались по качеству. Для стабилизации вкуса использовали такие “экзотические” ингредиенты как кости казнённых преступников, щепки от виселиц, собачьи экскременты и порошок из гробов.

Научную основу чешского пивоварения  заложили только в конце XVIII века. Пивовар Франтишек Ондржей Поупе (1753-1805) точно определил основные технологические процессы для производства солода и пива и первым начал использовать солодовый термометр и пивные весы.
В начале XIX века начало развиваться и профессиональное обучение пивоваренной специальности. В пражском политехническом университете химию брожения и пивоварение преподавал профессор Карел Баллинг (1805-1868).

Музей пивоварения

Начиная с 70-х годов XIX века на пивоваренных заводах начали появляться лаборатории в современном значении этого слова, которые постепенно стали их неотъемлемой частью.
В музейной лаборатории мы найдём приборы, используемые для шпунтования пива, коробчатые термостаты, регуляторы давления в бочках, калибровочные весы и химическую посуду.

Музей пивоварения

На письменном столе находятся микроскоп, арифмометр и печатная машинка марки AEG второй половины XIX века.

Музей пивоварения

Интересным экспонатом является полярограф и пять экземпляров дополнительного оборудования. За это открытие профессор Ярослав Гейровский получил Нобелевскую премию.

Мещанский (Городской) пивоваренный завод

Городской пивоваренный завод был основан пльзеньскими горожанами и пивоварами в ответ на непрестанно ухудшающееся качество местного пива. В 1838 году в городе устроили публичную дегустацию, после чего 36 бочек местного пива вылили в канализацию, настолько отвратительным оно было на вкус. Именитые горожане и пивовары Пльзени собрались в гостинице “У Золотого Орла” и решили построить большой пивоваренный завод, оснащённый по последнему слову техники. Эту идею поддержал бургомистр Мартин Копецкий. В 1839 году властям было представлено ходатайство о строительстве завода, а 5 октября 1842 года завод произвёл первую партию пива.  Главным технологом стал приглашённый из Баварии Йозеф Гролл. Благодаря ему на заводе начали выпускать новый тип светлого выдержанного пива низового брожения – “Pilsner Urquell” по немецки или “Пльзеньский Праздрой” по чешски.
Мещанский пивоваренный завод, впоследствии “Пльзеньский Праздрой” прославил город Пльзень во всём мире, а его светлое выдержанное пиво стало образцом для всего остального пива с обозначением “Pils”, “Pilsner” и “Pilsener”.

Музей пивоварения
Американский грузовик с рекламой pilsner Urquell.
Французский пикап с рекламой Pilsner Urquell. %0-е годы ХХ века
Музей пивоварения
Рекламный плакат завода Pilsner Urquell. начало ХХ века.

В 1869 году у Городского пивоваренного завода появился конкурент – “Гамбринус”.

Музей пивоварения

Рекламный плакат пивоваренного завода “Гамбринус”.

В 1892 году появляется третий пивоваренный завод “Приор” и, в 1910 году четвёртый – “Световар”.

Рекламная продукция завода “Приор”.
Рекламная продукция завода “Световар”.
Рекламный плакат с эмблемой завода “Световар”.

Сейчас все четыре завода входят в объединение “Пльзеньский Праздрой”.

Коридор. Коллекция бутылок

В коридоре находится коллекция пивных бутылок различных чешских пивоваренных заводов конца XIX века и первой трети ХХ века. Люди покупали их ради содержимого, но и сами бутылки стали теперь памятниками своей эпохи.

Дверцы возле входа в трактир служили для подкладывания топлива в печь, расположенную в соседнем помещении чтобы не мешать посетителям заведения.

Пльзеньский трактир 30-х годов ХХ века

Интерьер трактира соответствует периоду 30-х годов ХХ века. Это точная реконструкция довоенной чешской пивной.
Ресторанные заведения того времени были оборудованы и обставлены с комфортом. На столах находились зажигалки и пепельницы, развлекаться помогали всевозможные настольные игры (карты, шахматы, шашки), бильярд и игральный автомат,  популярный в то время “Форбес”. На стенах часто висели групповые фотографии и излюбленная трактирщиками памятная доска.

Здесь обязательно были газеты в специальных рамках. Всё создавалось для того, чтобы гость чувствовал себя приятно и уютно и задержался подольше, заказывая пиво.
В пивной подавали блюда и закуски, вызывавшие жажду: накладни хермелин (маринованный сыр), утопенцы (маринованные сардельки), матесы (селёдка в уксусе) и т.п.

Свои излюбленные трактиры были у политиков, включая Томаша Гаррига Масарика и литераторов, в том числе Франца Кафки и Ярослава Гашека.

Пльзенские трактиры

Город Пльзень стал не только столицей замечательного пива, но и городом многочисленных ресторанов, трактиров, кафе и баров, уровень которых был весьма разнообразным. Самым известным в Пльзени был трактир “У Зальцманну”. Благодаря его бывшему владельцу Мартину Зальцманну, пиво Мещанского пивоваренного завода получило в 1845 году первый выгодный рынок сбыта в Праге.

Мартин Зальцманн изначально служил возчиком. Как-то, оказавшись в Праге, он попробовал тамошнее пиво. Оно ему не понравилось. Пиво пльзеньского Мещанского пивоваренного завода было гораздо лучше. Тогда он привез бочку и 2 ведра пльзеньского пива своему другу портному Пинкасу.

Тёмное пиво “У Зальцманну”

Тот попробовал и заказал ещё. Вскоре Пинкас забросил портняжное ремесло и открыл ресторан. Зальцманн поставлял ему пльзеньское до тех пор, пока не случилось несчастье.  Тяжёлый воз переехал Зальцманну ногу, тот стал инвалидом, ездить уже не мог и открыл трактир в Пльзени, где стали разливать местное пиво.

Ресторан “У Зальцманну”. Интерьер.

В некоторых трактирах постоянно собирались так называемые “пивные общества”, их членами были именитые горожане, которые были организаторами и спонсорами ряда общественных мероприятий.

Пивная посуда, пивные кружки

В музее собрана интересная коллекция различных сосудов, начиная с рогов, скорлупок и тыкв и, вплоть до стеклянных бокалов.

В старину чаще всего пользовались глиняной посудой,  в богатых домах со времён Карла IV пили из оловянных кружек и кубков. Фарфоровой посуды в трактирах не было, она слишком дорого стоила. Привычные стеклянные бокалы и кружки появились лишь в конце XIX века.

Здесь же приведены таблицы мер объёма. До 1764 года в Чехии пользовались средневековыми мерами. Они назывались жейлик, интав и ведро. Ведро было объёмом с добрый бочонок – 46,5 литра. По указу императрицы Марии Терезии были введены новые меры: холба -0,7 литра и масс – 1,25 литра. Привычная нам метрическая система используется с 1876 года.

Коллекционирование и курьёзы

Многие вещи, связанные с производством и потреблением пива, вызывают интерес у коллекционеров. В Чешской Республике больше всего членов зарегистрировано в  “Ассоциации клубов коллекционеров”. Она проводит многочисленные встречи, организует обмен и продажу экспонатов, координирует издание специальной литературы и т.п. Больше всего коллекционируют пивные этикетки и картонные кружкИ-подставки.

Этикетки и подставки из коллекции музея пивоварения.

Коллекционеры также собирают пивные бутылки, пивные бокалы и стаканы, пробки и открытки. В коллекции музея насчитывается 28 тыс. этикеток и 6 тыс. пивных кружкОв.

Бокалы из коллекции музея пивоварения.

Самыми большими курьёзами экспозиции служат пивной жбан, изготовленный из древесного корня,

самый маленький бочонок в мире, объёмом всего 1 куб.см, созданный мастером-бондарём Франтишком Стейскалом, самый маленький и самый большой пивные кувшины.

Самый маленький пивной кувшин в мире.
Стеклянный бочонок, в котором пиво поставлялось Папе Римскому. XIX век.

Подвалы

Сами мы в подвалы не спускались,  но приведём их описание. Двухъярусные подвалы вырублены в каменистых и песчаниковых породах. Они служили для хранения бродильных чанов, лагерных бочек и льда.
Ледник был устроен на верхнем уровне, при таянии льда в нижние помещения сверху стекала вода и охлаждала их. Лёд брали на Болевецком пруду, в подвале он сохранялся вплоть до следующей зимы.
Лагерные или бродильные подвалы – спилка – предназначались для хранения бродильных чанов и бочек, в которых дозревало пиво. В одном из дубовых бродильных чанов находится медная посудина, так называемый “шоуфек”- черпак для “протягивания” дрожжей. В чан с потолка опущен бак со льдом, его употребляли для охлаждения охмелённого сусла в процессе брожения.
В нижней части подвалов в 20-х годах прошлого века жил печник Бенедикт, известный пльзеньский чудак. В настоящее время здесь размещены бочки на так называемых “кантыржах”, т.е. подставках. Возле первой бочки стоит ведро, или “шафлик”, со щёткой для очистки бочек, а возле той, которая находится дальше – разливной аппарат из чугуна и латуни.
Подвалы являются частью пльзеньских подземелий.

Двор

Музей пивоварения, вид со двора. Справа вход в подвалы.

На крепостной стене расположен позднеготический каменный портал, датируемый примерно 1500 годом, который перенесли сюда из закрытого пивоваренного дома на Малой улице.

 

Здесь же мемориальная доска с именами пльзеньских горожан, принимавших участие в основании здешних пивоваренных заводов.

Под порталом находится деревянная тележка, служащая для перевозки бочек по территории пивовара.
В деревянной цистерне, размещённой вблизи входных ворот музея пивоварения, перевозили сусло на территории пивоваренного завода, а также его развозили по городу в дома, имевшие право варить пиво.
Колокол эпохи барокко XVIII века извещал в пивоваренном заводе окончание варки.

После посещения музея можно пройти в соседний трактир и, предъявив входной билет, выпить там бесплатную кружку настоящего “Праздроя”. Чем мы не преминули воспользоваться.

Пожалуй, плзеньское пиво по достоинству можно оценить здесь и “У Зальцманну”. После его дегустации мы не стали ярыми поклонниками “пльзенского праздроя”. Но и пренебрежительного к нему отношения тоже не разделяем. Если судьба ещё раз занесёт нас в Пльзень, то мы не откажем себе в удовольствии вновь насладиться НАСТОЯЩИМ пльзеньским пивом.

Адрес музея пивоварения: Пльзень, Veleslavínova 6. GPS координаты:49°44’55.459″N, 13°22’50.902″E
Пропустив по бокальчику, мы едем в музей завода”Шкода”, что расположен в городе Млада Болеслав. А вам предлагаем статью о пивных курьёзах.

TEXT.RU - 100.00%

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересно! В Чувашии, музее пива, нам тоже рассказывали историю пивоварения. Меня тогда впечатлило, что пиво не пили, а практически “ели”.

    • Вполне верю! Мне подруга рассказывала, что в студенческие годы, экономя на еде, баловала себя пивом. После кружечки пива и есть не хотелось, оно же сытное, ячмень – тоже хлеб.

  2. спасибулечки! Так интересненько!!!Прочитала и просмотрела все от.. и до…Спасибо авторам громадное!!

    • В оригинале оно ещё интереснее. Приезжайте в Пльзень. Заодно и пива настоящего попьете:)

  3. Классное место, люблю походить по таким местам. Был как-то в музее пива в Амстердаме компании Хайникен, тоже интересно, но ваш рассказ меня больше впечатлил, и пометил себе как-нибудь побывать там.

    • Павел, если попадёте в Пльзень, непременно посетите музей! И не поскупитесь, возьмите аудиогид. Тогда музей станет не просто собранием предметов. Все вещи оживут и вы послушаете увлекательную радиопостановку. Вот бы во всех музеях записи экскурсий были такими же интересными, как в Пльзне!

  4. Не знаю. Наверное, только если приложить близко-близко. Не пробовала, честно!

  5. У меня для этих целей диктофон есть. Очень удобно! Включил – и руки свободны. Можно снимать и фото, и видео. Бери на заметку! 😉

    А насчёт фигур. Я спросила потому, что у одной фигуры такой вид, будто человек от фотоаппарата закрывается. 🙂 Вот я и засомневалась. Думаю, вдруг живой. ))

  6. Какой колоритный и вкусный музей! Я люблю пиво. Но тут даже не в этом дело. Такая обстановка! Такая старина! Чудо, а не музей. Никогда не была в пивоварне.

    Тань, а мужчины на второй фотографии сверху – оба восковые фигуры?

    • Галя, фигуры восковые. Музей и правда потрясающий. Что удивительно – аудиогид в музее не просто голос, занудно читающий текст. Это радиопостановка, где актёр рассказывает от имени действующих лиц. Мы были в этом музее дважды. В первый раз приехали и не записали текст экскурсии. Второй раз заезд в Пльзень мы спланировали, в основном, ради этого музея. Здесь нам очень пригодился наш дорожный дневник. Работали в четыре руки – слушали текст и судорожно конспектировали его по очереди, давая друг другу отдохнуть. Также по очереди снимали. Чего только не сделаешь ради сайта и читателей!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь