Петровский парк. История
Петровский парк лежит в северо-западной части старой Москвы. Сложно представить, но ещё сто с небольшим лет назад это был пригород. Летом 1917 года московская городская управа включила в черту города обширные земли между Камер-коллежскими валами и Окружной железной дорогой. В их число попал и Петровский парк на Петербургском шоссе – нынешнем Ленинградском проспекте.
В старину земли вдоль старой Новгородской дороги принадлежали Высокопетровскому монастырю.
Отсюда и происходит название Петровского дворца. Его построили для государыни Екатерины Великой по случаю празднования в Москве Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Спустя пятьдесят лет, вокруг дворца решили разбить парк. Архитектор Адам Адамович Менелас разработал планировку будущих аллей.
Через несколько лет начальник Кремлёвской экспедиции генерал Александр Андреевич Башилов благоустроил окрестности с целью строительства дач, но отнюдь не трактиров, питейных домов или лабазов. О его деятельности по благоустройству напоминают названия соседних улиц: Старой и Новой Башиловки. Правда, Старую Башиловку в советское время переименовали в честь летчицы Марины Расковой.
Петровский подъездной дворец
Итак, в 1775 году в Москве состоялось торжественное празднование Кючук-Кайнарджийского мира. Для этого Матвей Казаков построил на Ходынском поле увеселительные павильоны. Они весьма понравились матушке Екатерине и она повелела возвести поблизости подъездной дворец вместо “ветхого и невместного” Всехсвятского дома.
Строительство дворца продолжалось четыре года, но отделка затянулась еще на столько же. Матвей Казаков создал романтичный замок, окружённый оградой с башенками.
Исследователи до сих пор спорят об архитектурном стиле дворца. Кто-то называет его псевдоготикой. В ту пору в России “готической” считалась архитектура допетровской Руси с её узорочьем, декоративностью и отсутствием симметрии.
Казалось бы, обилие “древнерусских” деталей соответствует тогдашнему “готическому вкусу”. Фасад дворца украшает трёхарочное крыльцо с пузатыми колонками. Арки свода отмечены вислыми камнями. Арочки с гирьками украшают и оконные наличники. Стрельчатые арки прорезают купол, венчающий дворец.
Полукруглые флигели, увенчанные башенками, образуют парадный двор. Флигели напоминают собой крепостную стену. Шпили, пирамидки, стрельчатые арки, декоративные машикули придают ансамблю сказочный вид.
Возможно, что фантастический облик дворца связан не с “готическими вкусами”, а с далеко запланированными политическими соображениями. Увеселительные павильоны на Ходынском поле отражали уже достигнутые цели: присоединение Крыма и всего северного Причерноморья. А архитектура дворца соответствовала дальним планам империи – господству на Константинополем под лозунгом освобождения православных братьев от власти ислама. Поэтому купол дворца должен был вызывать ассоциации со святой Софией Константинопольской. Декор фасадов по тогдашним представлениям был близок к древней византийской архитектуре.
Петровский дворец и высочайшие особы
Дворец предназначался для представителей августейшей фамилии. Императоры останавливались здесь перед торжественным въездом в Первопрестольную накануне коронаций. Все российские государи с Павла I до Николая II побывали в Петровском дворце. А Александр II и Александр III изволили прогуливаться по аллеям Петровского парка. Дворец и парк большую часть времени были открыты для посетителей. Интерьеры закрывали для публики лишь на время приезда Высочайших особ.
Говоря о знаменитых обитателях дворца следует вспомнить императора Франции Наполеона I.
4 сентября 1812 года пожар Москвы уже был в самом разгаре. Наполеон со свитой покинул Кремль и шёл пешком среди горящих зданий. Он и его военачальники чуть было не сгинули в пылающих арбатских переулках. Однако солдаты маршала Даву случайно встретили своего императора и вывели его к Дорогомилову. Оттуда через Хорошёво и Ходынку Наполеон пешком добрался до Петровского дворца.
Пушкин посвятил этому событию XXXVII-ю строфу в Седьмой главе “Евгения Онегина”.
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Как ни странно, но не французы разграбили дворец. Это сделали местные крестьяне после ухода Наполеона из Москвы. Они растащили всё, “что плохо лежало”. Интерьеры дворца восстановили при Александре I.
Но после большевистского переворота “освобождённый народ” в лице красной солдатни разграбил и изгадил всё, что возможно. Выломали ценный паркет, сломали перегородки, растащили старинную мебель. В 1920 году дворец заняла академия красного воздушного флота. Тогда же исчезли последние остатки обстановки.
После недавнего ухода военных летчиков дворец “отреставрировали” в помпезном лужковском стиле “дорохо-бохато”. Доступ туда возможен только по предварительным заявкам.
Благовещенская церковь в Петровском парке
Если обойти дворец с севера и углубится в тенистые аллеи Петровского парка, то через несколько минут неизбежно выйдешь на улицу с завлекательным название Красноармейская (бывший Большой Зыковский проезд). В начале её стоит храм Благовещения, что в Петровском парке.
После устройства парка в нём появились многочисленные увеселения: качели, беседки, бильярд. Был здесь и летний театр. Несколько участков в парке передали московскому дворянству под строительство дач. В том числе здесь появилась дача Анны Дмитриевны Нарышкиной. Дочь Анны Дмитриевны Мария была замужем за графом Булгари. Она умерла совсем молодой в возрасте 19 лет. Летом 1841 года прямо на даче в Петровском парке скончалась четырнадцатилетняя внучка Нарышкиной графиня Анна Булгари. Безутешная бабушка подала прошение императору Николаю I и митрополиту Филарету о строительстве на месте дачи памятного храма.
Проект церкви составил зодчий Фёдор Фёдорович Рихтер. Он занимался реставрацией древних памятников, в частности палат бояр Романовых на Варварке. Рихтер утверждал, что прототипом Благовещенской церкви стал столпообразный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково под Москвой.
Благовещенская церковь двухъярусная. Вверху под шатровой кровлей находится главный престол во имя Благовещенья. В нижнем ярусе освятили два придела: во имя Симеона и Анны и Ксенофонта и Марии. Приделы посвящены небесным покровительницам Марии и Анны Булгари.
На наш дилетантский взгляд, церковь выглядит грубовато. В ней нет ни соразмерной симметрии классицизма, ни нерегулярного очарования дивного узорочья. Больше всего она похожа на не самые “выдающиеся” постройки современных архитекторов.
В нижнем храме есть потрясающие старинные иконы. Дивный Спас с проникновенным взглядом писаных очей притягивает взоры.
Икону принесли в Благовещенскую церковь вскоре после её повторного освящения в 1991 году. Ведь в советское время в храме был склад военно-воздушной академии имени Жуковского.
Петровский парк. Вилла “Черный лебедь”
К югу от церкви проходит Нарышкинская аллея. Она названа в честь Анны Дмитриевны Нарышкиной. Здесь находится ещё один интересный памятник Петровского парка. Это бывшая вилла “Черный лебедь” Николая Павловича Рябушинского.
Николай не стал продолжателем традиций своего купеческого рода. Он продал свои паи братьям, чтобы стать издателем журнала “Золотое руно” – манифеста русского символизма. Спустя год по инициативе Николая Рябушинского открылась выставка “Голубая роза”. В 1909 году он познакомил московскую публику с творчеством Анри Матисса.
Вилла “Черный лебедь” стала ещё одним эксцентричным поступком миллионщика. Снаружи здание выглядит вполне в духе неоклассицизма начала десятых годов ХХ века. Его построили архитекторы Владимир Маят и Владимир Адамович.
Зато внутри всё выглядело странно, непривычно и экзотично. Стилизованный чёрный лебедь украшал предметы интерьера: мебель, фарфоровые сервизы, рюмки венецианского стекла.
Рябушинский собрал прекрасную коллекцию старых мастеров: Кранаха, Брейгеля, Пуссена. Там же были выставлены работы современных французских и русских художников. Живописное убранство выполнил член группы “Голубая роза” Николай Кузнецов. В частности, он написал огромный фриз “Нерождённые младенцы”. По свидетельству современников эта работа производила отталкивающее впечатление.
Эксцентричный нрав хозяина выражался в его званых обедах, где по двору разгуливали павлины, на цепи сидел леопард, а на столы были выпущены иностранные механические бабочки, кузнечики и ящерицы, пугавшие дам.
Как-то на Новый год Николай Рябушинский приказал украсить сад множеством разноцветных электрических лампочек. Приём для гостей в зимнюю стужу (!) устроили прямо в саду, где хозяин дарил гостям картины и драгоценности.
В 1915 году вилла пострадала от пожара. В частности, сгорел фриз Николая Кузнецова и многие картины группы “Голубая роза”. После этого Рябушинский продал “Черного лебедя” нефтепромышленнику Леону Манташеву. А по легенде владелец не продал виллу, а в одну ночь проиграл её в карты. Это было вполне в духе Рябушинского.
Петровский парк. Ресторан “Эльдорадо”
Петровский парк был модным местом загородных увеселений. Здесь появились многочисленные рестораны, где выступали популярные в Москве хоры цыган. Самый знаменитый хор цыгана Фёдора Соколова пел у “Яра” (нынешняя гостиница “Советская”). Однако с ним успешно конкурировал Илья Арефьевич Скалкин – основатель ресторана “Эльдорадо”.
Первоначально Скалкин организовал цыганский хор. “Его” цыгане выступали в ресторане “Золотой якорь”. Заработав денег, Скалкин строит деревянный ресторан в Петровском парке. Здесь любили кутить заезжие купцы.
В 1908 году Лев Николаевич Кекушев составил проект нового каменного здания. Руководил работами архитектор Поликарпов. Роскошное двухэтажное здание отличается асимметричными фасадами и огромными овальными окнами. Это характерные черты стиля модерн. Угол акцентирует башенка с ребристым куполом.
Угловой подъезд отмечен изящными торшерами и криволинейным полупрозрачным козырьком, нарисованными самим Кекушевым.
Особенно эффектно выглядит огромное трёхчастное окно второго этажа на фасаде, выходящем на Красноармейскую улицу (бывший Зыковский проезд). Простенки его украшают вертикальные профилированные вставки. На карнизе их завершают лепные театральные маски. За окном находился зимний сад со сценой для цыганского хора.
Илья Скалкин и фольклор
У ресторана и его хозяина была не лучшая репутация. Здесь не только пел цыганский хор, но случались и драки со стрельбой. Самого же Скалкина молва обвиняла в том, что он опаивал гостей “малинкой”, грабил их до нитки и в бесчувственном виде вывозил на помойку.
Раз у Скалкина на даче купцы собралися,
Зверобою напилися— давай куролесить.
От радости сам не свой ручки потирает:
И девчонок им, и хор, что душа желает!
Кто с ним в карты заиграл, так того и режет:
С пьяных глаз не разобрать, что краплены мечет.
Эй, купчина ты, купец, пей, гуляй, резвися,
А под утро, под конец, во рву отрезвися!
Из карманчиков твоих денежки уплыли,
И цепочки, и часы, и колечки были…
Как проспишься — побредешь, не проспишься — ладно!
Полицейский отвезет — с ними дело складно!
Это слова неизвестного автора народного фольклора начала ХХ века.
С началом Первой Мировой войны в здании разместился военный госпиталь. В 1919 году здесь выступил Ульянов-Ленин. Благодаря этому, здание в “упадническом, декадентском стиле” уцелело. Ведь в СССР охраняли всё, связанное с “вождем”, вплоть до шалаша в Разливе.
Позже здесь открылся дом офицеров. В нём показывали кино, устраивали танцы. Местные жители обычно говорили: “Пойдём к Скалкину”. К концу советской власти здание пришло в упадок. Восстановлено для одной из олигархических сырьевых компаний.
Ресторан “Аполло”
Рядом с бывшим “Эльдорадо”, но уже за пределами Петровского парка, сохранилось старинное здание ресторана “Аполло”. Он не был столь знаменит, как “Яр”, “Стрельна” и “Мавритания”. Двухэтажный дом с боковыми эркерами и шлемовидными куполами выглядит куда скромнее соседнего “Эльдорадо”. Дом принадлежал купцу Василию Борисову, а совладельцем ресторана был Михаил Прокопьевич Царёв.
Внутри был красиво отделанный зал и сцена. В “Аполло” посетителей привлекали не столько кухней, сколько развлекательными программами. Кроме того, владельцы организовали вызов таксомотора по телефону в любую точку Москвы.
После 1917 года стало не до развлечений и не до ресторанов. Заброшенное в годы гражданской войны здание в 1925 году занял аэрохиммузей. Такое сложное название объясняется тем, что занимался музеем “осоавиахим” – общество содействия авиации и химии. С послевоенных времён эта организация именуется досааф.
Создание музея курировал Алексей Рыков. Средств было мало, строить новое здание не планировалось. Для музея выбрали заброшенный ресторан “Аполло”. Во-первых он находился рядом с аэродромом на Ходынском поле и академией красного воздушного флота. Во-вторых в нём был обширный зал и достаточно других помещений.
Экспозиция несколько раз менялась в соответствии с техническим прогрессом. В настоящее время она производит довольно унылое впечатление.
Прогулка по Петровскому парку
Все упомянутые достопримечательности мы нанесли на карту. Прогулку по Петровскому парку удобно начинать от станции метро Динамо. Протяжённость пешеходного маршрута составляет около 2 километров.
Надеюсь, с данным путеводителем прогулка по Петровскому парку станет познавательной. Позвольте пригласить читателей на авторские прогулки по Москве. Темы экскурсий, стоимость и контакты увидите в отдельном обзоре.