В.Е.Перов. Интересный случай, когда кличка человека стала его фамилией. Отцом Перова был немецкий барон, его родители венчались уже после рождения сына. Фамилию – кличку Перов получил в школе за необыкновенно красивый, аккуратный, каллиграфический почерк.
Характер и нравственный образ русского народа – жанр, в котором работал художник. «Проповедью нового искусства» назвал творчество Перова Стасов.
В.Е.Перов. Темы произведений
Национальные темы, то, чем народ живет сегодня, в первую очередь волновала В.Перова и это то, что красной нитью проходит через все его произведения. униженные и оскорблённые, несправедливость социального общества — главные темы В.Е.Перова.
Тема Христа тоже волновала Перова. Евангелие было самой любимой книгой Василия Егоровича. Мало кому известно, но он пробовал писать рассказы, существует даже томик его рассказов.
С первого взгляда такие интересы – Бог и тяжёлая жизнь трудового народа плохо сочетаются друг с другом. Но это только на первый взгляд. Рассматривая проблему глубже, понимаешь, что «чем больше скорбь, тем ближе Бог», поэтому Перов и обращался к таким темам, как проблемы простого народа.
В.Е.Перов. “Проводы покойника”
«Проводы покойника». Название картины настраивает на скорбный сюжет повествования. Молодая вдова везёт тело кормильца на погост. Мы не видит лица женщины, но её поза – сгорбленная, придавленная горем говорит больше, чем может сказать лицо. Перов сосредотачивается на лицах детей. В глазах девочки – недетская тоска, перекликающаяся со сломанной ёлочкой у дороги. И не только ёлочка, но и весь пейзаж активный участник разворачивающегося действа. Тёмные тучи на небе поглотили весть свет. И весь пейзаж – серый, холодный, БЕЗЖИЗНЕННЫЙ. И кроме этой безмерной тоски девочки в её лице и позе – смирение. Смирение и самоотвержение – черна русской души, её тайна, это смиренное несение своего креста.
Совсем другим Перов пишет мальчика. Он одет в единственное отцовское наследство – его шапку и пальто. И лицо малыша, его глаза не несут такой тоски и безысходности, он не совсем понимает, что произошло, для него это пока необычное развлечение. Этой картиной, этим частным случаем, Перов ещё раз подтверждает приверженность жанру изображения образа русского народа. Перов ОБНАЖАЕТ НЕВИДИМЫЕ МИРУ СЛЁЗЫ.
В.Е.Перов. “Крестный ход на Пасху”
«Крёстный ход на Пасху». Картина, изображающая беспробудное пьянство. Пьяны все герои картины, включая попа и женщину. Икона в руках человека перевёрнута вверх ногами. И потухший фонарь – он ничего не освящает, ни души, ни пути.
Хочется верить, что это всё же частный случай. И, как высшая точка падения человека – это поп, наступивший на пасхальное яйцо. Он растоптал символ христианства, надежду на воскресение и спасение, закончив этим свою святость. И одежды попа не красные, праздничные, как должны быть на Пасху, а грязные. «Каков поп, таков и приход» — говорит народная мудрость. И Перов одним только штрихом протестует против происходящего, (корнем всего зла он видит именно этого попа, о котором нельзя сказать «батюшка», а именно поп) – деталью одежды попа, шарфом, он перечёркивает всю фигуру священника.
В.Е.Перов. “Тройка”
«Тройка» — это рассказ о детях, которые безропотно взвалили на себя непосильный труд.
Картины Перова о повседневном и будничном, о том, что видит и переживает простой человек ежедневно. Не об унижении и скорби, но о людях, которые СТАЛИ униженными и оскорблёнными и безропотно несущих свой крест. Но, несмотря на тяготы, в героях Перова видна нравственная чистота.
В.Е.Перов. “Приезд гувернантки в дом помещика”
«Приезд гувернантки в дом помещика». Здесь Перов даёт контраст двух состояний людей. Гувернантка, которая несёт в себе КУЛЬТУРУ, подчёркнуто со вкусом одета, хотя и бедно. Ей противопоставлено БОГАТСТВО. Интересно, что девушка приезжает в дом с патриархальным укладом, но в этом доме нет ни одной иконы!!! Вместо икон – портрет предка, благодаря которому, видимо, семья и нажила состояние, этому предку и молятся. И в зеркалах этого дома ничего не отражается.
Вся семья помещика вышла встречать гувернантку, и она неожиданно оказалась в центре внимания. Такое явное рассматривание и оценивание смущает девушку, она пытается отгородиться, пытаясь достать рекомендательное письмо от этих оценивающих взглядов домочадцев, от похотливых глаз сынка хозяина.
Всё построено на контрасте, который подчёркивается и цветом. Вся семья изображена на тёмном фоне, тогда как девушка – на светлом. Как противостояние света и тьмы. Но не всё так уже мрачно в этом царстве тьмы. Перов даёт надежду и лучик света – эта младшая дочка, которая своим порывом навстречу гувернантки выбивается из мрака, у неё широко открытые глаза, и даже платье девочки Перов пишет светлым, чистым розовым цветом, выражая открытость и радость, стремление к свету.
В.Е.Перов. “Фомушка – сыч”
«Фомушка – сыч»— картина, написанная вскоре после отмены крепостного права, к которой общество отнеслось весьма неоднозначно. До реформы крестьянство имело поддержку в лице помещика, теперь же оно оказалось брошенным на произвол судьбы. Бывший крепостной, а теперь свободный, но брошенный, оставленный без поддержки и стержня Фомушка оказался без крова и средств к существованию. В глазах у героя – душевная скорбь и упрёк. Но ни в коем случае не уныние, а смиренное принятие воли божьей.
В.Е.Перов. «Последний кабак у заставы»
В 1868 году В.Е.Перов пишет «Последний кабак у заставы». Кругом зимняя стужа, а в заведении огонь, который охвачивает всё вокруг. Судя по следам у кабака – заведение никогда не пустует и вокруг разгоревшегося вертепа мрак и холод.
Церковь на заднем плане едва видно, её не стазу и заметишь. Но храм написан совсем в другой среде. Здесь очень сложное сопоставление – кабак – церковь, дольнее – горнее. А между ними – ДОРОГА. Это выбор пути между горним и дольним, кабаком и церковью. В этой картине идея нравственного самоопределения, выбора, впервые поставлена так ярко. Перов впервые говорит о нравственном измерении зла, о необходимости противопоставления злу.
В.Е.Перов «Портрет Ф.М.Достоевского»
«Портрет Ф.М.Достоевского». Знаменательно, что именно Перов писал портрет писателя. По мировоззрению Перов и Достоевский были очень близки, хотя и не знакомы. Предопределив общность взглядов писателя и художника, М.Третьяков предложил именно Перову написать портрет Достоевского. Это русский психологический портрет, где художник проникает во внутренний мир модели.
Писал Перов Достоевского недолго, всего неделю. Перов общался с Достоевским во время сеансов и это общение укрепило Перова духовно, после написания портрета великого писателя произошёл поворот в творчестве художника, который вылился в «Христа в Гефсиманском саду».
В.Е.Перов. «Христос в Гефсиманском саду»
В 1878 году неожиданно для всех, и для самого себя тоже Василий Егорович пишет «Христос в Гефсиманском саду». И то, как он изображает Христа, абсолютно отличалось от других изображений. Перов изображает Христа в такой позе, что не видно его лика. Художник сознательно избегает изображения лика Христа. Сам Перов считал, что художник – это мирянин, он не может писать лик Христа, так как есть опасность передать Христу своё отношение. В этом плане он оппонент А.Иванова, который наделяет Христа своими эмоциями. И этим Перов сознательно сужает круг своих возможностей.
И главное, на чём автор сосредоточен – это на двойственной природе Христа. Причём он ставит сложнейшую задачу не слияние двойственной природы Христа, а, наоборот, разделение Бога и Человека перед тем, как Христос станет Богом.
Интересно, как художник решает эту задачу. В картине очень важно время суток, в которое происходит событие, и здесь нет ни тени сомнения в том, что это ночь. Всё же остальное, то, где соприкоснулись земля и небо – призрачно, неясно. Деревья не прописаны, мы не видим породу деревьев, да это и не важно.
Вдали, на заднем плане – Иерусалим. То, что это Иерусалим мы просто знаем, это собирательный образ города, в изображении города нет явных архитектурных признаков, отличающих Иерусалим от другого города. Таким образом, под покровом ночи природа и город теряют свою фактуру и превращаются во что-то эфемерное, таинственное и мистическое. Всё готово перейти в ДРУГОЕ состояние. ВЕНЕЦ над Христом – это не только венец мученичества, но и венец святости.
И минутная слабость Христа это его смирение, а не гордыня. Христос изображён на пограничье между Человеком и Богом. Впервые Перов пишет не Богочеловека, а Человека, со всеми его слабостями.
Критика характеризовала картину как неудачу Перова, как упадок творческих сил художника. Но, анализируя всё творчество художника можно сказать, что этой картиной Перов спел своё «Верую…». Он выразил своё покаяние блудного сына и возвращение в лоно православной церкви.