
“Переход Суворова через Альпы в 1799 году” – кажется, что название своего полотна В.И.Суриков взял из сборника исторических рассказов. Да и написал художник полотно ровно через сто лет после знаменитого перехода, в 1899 году. Хранится полотно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
Со школьных дней мы помним этот сюжет. Помним и то, как суворовским чудо-богатырям пришлось преодолевать тяжелейший горный путь по козьей тропе, где не каждый смельчак отважится идти. Русским же солдатам пришлось ещё нести с собой амуницию, оружие, продовольствие.

В настоящей статье мы удержимся от рассказа о художественных особенностях картины. Посмотрим на полотно глазами историка, а не искусствоведа. Обратимся к книге профессора, доктора исторических наук Евгения Викторовича Анисимова “100 картин русской истории”.

“Переходу Суворова через Альпы” автор посвятил одну из глав увесистого тома. Оценка историка Е.В.Анисимова военных действий русской армии в Европе в 1799 году поразила и подвигла на её популяризацию. Автор задаётся вопросом – а что русские солдаты делали в Швейцарских Альпах и за что проливали свою кровь?
Чтобы разобраться в этом вопросе, от памятного 1799 года отмотаем колесо истории лет на 80 назад и начнём издалека. Приводим полностью обширную цитату известного историка, опубликованную в книге “100 картин русской истории” (страница 320).
“С титулом империи к России пришла утомительная, изматывающая гонка за мировое господство, состояние конфронтации с половиной мира. Не успела кончиться начатая Россией Северная война (1700-1721), разорившая страну, как Петр I устремился в Персию, в Среднюю Азию, в Индию, снаряжал экспедицию для завоевания Мадагаскара… А «Крест на Святую Софию!» – этот лозунг завоевания проливов и Стамбула держался несколько столетий, отражая имперские мечтания России о мировом господстве”.
Зачем России самой обширной стране в мире – новые территории?
“Наивные люди задавались вопросом: зачем России – самой обширной стране в мире – новые территории? Ведь её огромные земли остаются неосвоенными до сих пор, на них живёт редкое население, разделённое безграничными просторами лесов, болот, тундры и степей. Но сторонники имперской экспансии видят в этом извечном стремлении правителей России к завоеваниям форму её полноценного существования, успех её борьбы за выживание, свидетельство военного могущества.
Главная мысль имперской идеи состоит в том, чтобы Россию боялись. Только страх ближних и дальних соседей может удержать их от агрессии, покушения на её бесчисленные богатства и безбрежные пространства. Поэтому значительная часть российских великих полководцев и флотоводцев защищали не Россию, а Российскую империю. Вспомним Александра Румянцева, Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Павла Нахимова, Михаила Скобелева, Степана Макарова. Где они проливали кровь русский солдат и матросов? Перечислим эти места, снега и льды Финляндии, поля Польши и Германии, долины Италии и Австрии, горы Швейцарии, острова Средиземноморья, и все дальше и дальше на Восток. Турция, Иран, Средняя Азия, Маньчжурия, Китай.”
***
“Словом, несколько столетий империя истощала Россию. Не позволила ей сосредоточить энергию народа и власти на внутреннем развитии. Вела к рассеиванию творческих сил народа. Мало кто помнит, что в стране, где и до сих пор невелика железнодорожная сеть, одна из первых железных дорог была построена за Каспием, от Красноводска до Ашхабада. И это для того, чтобы эффективнее бороться с Британской Индией на её северных границах!
К числу таких имперских авантюр и принадлежит поход Суворова в помощь австрийцам, которые боролись в своих владениях в Италии. А также в Швейцарии с французской «революционной заразой» – распространением власти и влияния революционной Франции периода Директории».
А.Бобриков о картине В.Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
Ещё одну любопытную цитату о картине Василия Сурикова мы прочитали в книге А.Бобрикова “Очерки визуальности. Другая история русского искусства”.
“Триумфальное шествие русских войск, непереходимые горы, легко преодолеваемые по приказу любимого генералиссимуса, невидимый враг, разбегающийся заранее при приближении русской армии, — все это типичный набор пропагандистского большого стиля. Присутствующий здесь бравый «солдатский», «народный» героизм, логически завершающий суриковское народничество, тоже отчасти предполагает фольклоризацию истории. Только фольклорный жанр здесь другой — солдатская песня или легенда о Суворове (обычно такие легенды придумывают в специальных отделах штабов, а еще чаще — как показывает опыт 1812 года — в редакциях патриотических газет).
У военного начальства картина вызвала полное восхищение, что вполне естественно. «Князь Владимир (великий князь Владимир Александрович, командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа. — А. Б.) приказал приводить туда по утрам воинские части, чтобы они посмотрели в свое назидание подвиги полководца». Она также вызвала — что тоже естественно — презрение Верещагина, близко видевшего и хорошо знавшего войну. Но «профессиональные» упреки Верещагина (а также Льва Толстого) по поводу примкнутых штыков, с которыми солдаты Сурикова спускались по леднику, а также других аттракционов были бессмысленными, беспомощными и наивными: они демонстрировали бессилие художника-натуралиста перед чистой милитаристской пропагандой. И ответ Сурикова на эти упреки был абсолютно гениальным — «так красивее». Сурикову действительно была нужна не скучная верещагинская «правда» войны реальной, а начальственная «красота» войны пропагандистской, красота войны-парада с удалым свистом и песней («раз-два, горе-не-беда», «куда нам прикажут отцы-командиры, туда мы и идем, рубим-колем-бьем»), предназначенная для суворовских торжеств 1899 года. Верещагину как умному человеку должна была быть очевидна бессмысленность серьезного обсуждения патриотического искусства для военкоматов и штабов округа”.
***
Позволим себе добавить, что имперские амбиции не давали покоя не только императорам, но и русским царям. Не прекратились они и после 1917 года, скорее, наоборот. По сей день “империя истощает Россию”. Не позволяет ей дать возможность людям жить если не богато, то хотя бы нормально. Благосостояние наших городов и селений, развитие науки, социальные программы всё время приносятся в жертву имперским аппетитам. И боюсь, в ближайшее время власть предержащие даже и помыслить себе не могут о другом, не имперском пути.
Очерки об искусстве собираем в разделе “Искусство”.
Также на сайте есть сборник “Факты истории”.