Передние ворота государева двора в Коломенском занимает экспозиция под названием “Вехи истории Коломенского”.
На сайте есть подробный рассказ о коллекции, конспект лекции С.А.Зуйковой. В настоящей статье мы предлагаем краткий обзор артефактов музея, иллюстрированный конспект учебной экскурсии научного сотрудника музея-заповедника Мелешко Бориса Вадимовича для московских гидов-переводчиков на курсах повышения квалификации в 2017-м году с добавлениями 2023 года.
Передние ворота. Княжеский зал
Коллекция артефактов начинается с древнейшей истории местности.
Подобная экспозиция характерна для коллекций исторических и краеведческих, а не тематических музеев. Собрание артефактов осталось как дань традиции местных музеев. В состав Москвы территория Коломенского вошла лишь после 1945 года. До этого Коломенское было самостоятельной административной единицей и краеведческая экспозиция в локальном музее была вполне уместна. В первой витрине представлены самые древние предметы. Это окаменелые трилобиты и аммониты юрского и мелового периодов. Тогда здесь было море.
Люди пришли сюда примерно 27 тысяч лет назад. Однако материальные следы нам оставили племена жившие здесь 7 тысяч лет назад. Их селище находилось неподалёку от соседнего села Дьяково. Отсюда возникло название “Дьяковская культура”. Её следы встречаются по течению Москва-реки и вплоть до Верхней Волги. Дьяковцы уже занимались земледелием. В витрине видны зерна, каменная зернотёрка и осколки глиняной посуды.
Временные рамки этой культуры – VII век до н.э. – VIII век н.э. После VIII в. начался славянский период истории. Любопытно, что глиняные предметы сделаны без употребления гончарного круга.
Дьяковская культура не знала гончарного круга, хотя во времена античности он появился одновременно во многих местах. Научного объяснения такого застывшего состояния культуры пока не существует. Интересно, что племена Дьяковской культуры позже ушли на восток. Её отголоски увидим в ханты-мансийской культуре. Ханты-манси просуществовали в первобытном состоянии до начала ХХ века, пока их не споил ГАЗПРОМ. 🙂
Княжеский период истории Коломенского
В третьей витрине представлены свидетельства жизни славян на территории Коломенского.
В этой же витрине находится духовная грамота, то есть завещание Ивана Калиты от 1339 года. В нём встречается первое упоминание села Коломенское.
Коломенское становится великокняжеской резиденцией в начале XVI века во времена Василия III. Удивительная церковь Вознесения возможно была памятником рождения наследника. В следующей витрине представлены предметы из церкви Вознесения в Коломенском.
Деревянные царские врата в витрине – вещь не до конца исследованная.
Считается, что это оригинальные царские врата XVI века.
В этой же витрине представлена плиты пола Вознесенского храма и белокаменные резные детали его убранства.
В витрине рядом увидим две дубовые сваи.
Обнаружили их в начале ХХ века, когда в Коломенском велись поиски “либереи” Ивана IV. Археолог-авантюрист Игнатий Яковлевич Стеллецкий заложил шурфы под Вознесенским храмом и вытащил дубовые сваи. Храм стоит на высоком берегу, месте геологически нестабильном. При строительстве в начале XVI века под церковью выкопали глубокий котлован, заложили мощный фундамент и забили в грунт множество дубовых свай.
Дуб имеет интересные свойства – без доступа воздуха он не разлагается, а твердеет, становится прочнее цемента. Древние зодчие знали об этом и активно использовали в строительстве.
Обратим внимание на осиновый лемех – деревянную деталь для покрытия крыш, шатров и колоколен.
На экспозиции увидим воинское вооружение.
Оно служит иллюстрацией противостояния монголо-татарам. Самый яркий пример для показа – так называемый «чеснок» – защита от татарской конницы. Монголо-татары не подковывали коней, такие железные колючки ранили копыта и выводили из строя вражескую конницу.
Показ иконы Архистратига Михаила может служить логическим переходом в рассказе от великокняжеского периода истории к царскому. Покровитель небесного воинства, Архистратиг Михаил был патроном как великих князей, так и царей.
Передние ворота. Царский зал
Напротив входа в зал висит большая икона.
Происходит она из Николо-Угрешского монастыря. Этот необычный образ называют Спас на Убрусе. В нём соединены два сюжета – Спас Нерукотворный и Не Рыдай Меня, Мати.
Икона несёт в себе религиозную идею. Вплоть до XVII века войны царей и великих князей всегда в той или иной степени были религиозными войнами. В нашем государстве культовая составляющая не прослеживается в таком чистом виде, как в Европе – крестовые походы и войны между католиками и протестантами. Но в любом походе, как на запад, так и на восток, в той или иной мере присутствовали религиозные мотивы. Это была защита от насаждения католицизма с запада, от мусульман и язычников с востока. Образ Спаса Нерукотоворного – изображение лика Христа на плате.
Такой образ очень легко перенести на ткань. (Рядом лежит красный вышитый образ Спаса Нерукотворного).
Икона, изображённая на ткани – это хоругвь или знамя, с ними шли на битву. Под Нерукотворным образом Христа мы видим композицию Не Рыдай Меня, Мати – это сюжет оплакивания Христа, момент снятия с креста, его готовятся положить во гроб.
Изображён момент перед Воскресением. Таким образом, на иконе подчёркивается, что любой воин, погибший на войне за дело Христово обретает Царствие Небесное.
Изразцы
В XVI веке развивается искусство изразцов. При Иване IV начинается массовое строительство каменных храмов на присоединённых территориях – в бывшем Казанском ханстве, Ливонии и т.п. Их надлежало украшать, а мастеров – резчиков по камню не хватало. Тогда белокаменные резные украшения начинают заменять изразцами.
В витрине представлены терракотовые образцы.
Но глина – материал пористый и под воздействием внешней среды в поры проникает вода, грязь, такой изразец быстро теряет цвет. Полива, в первую очередь служит для защиты изразца. Поскольку в поливу добавляли медь, то она приобретала зелёный цвет. Зелёная полива называется муравленой.
На витрине видно два оттенка муравленой поливы – светло и тёмно зелёная. Тёмно-зелёная полива нанесена непосредственно на красную глину.
Для придания более светлого оттенка, изразец предварительно покрывали тонким слоем белой глины. Этот дополнительный слой обжигали. И только потом покрывали поливой, поэтому её цвет – светло-зелёный.
Одна из витрин экспозиции повествует о развитии книгопечатания. Появление книгопечатания также связано с расширением пределов Московии в царствование Ивана IV. Рукописных книг стало не хватать, переписывать их было занятием долгим и трудоёмким. Поэтому государь и обратил внимание на книгопечатание.
В музее сохранился уникальный образец книги XVI века – знаменитый «Апостол» Ивана Фёдорова 1564-го года. Это чудом уцелевший один из 60-ти экземпляров первого издания «Апостола». Его принесли в музей в 1962 году.
Рядом находится ещё один образец “Апостола”, но его напечатали 30-ю годами позже.
Передние ворота. Зал Алексея Михайловича
Cамый интересный экспонат – деревянная модель дворца Алексея Михайловича.
Во дворце было 26 теремов, 270 покоев и 3000 окон. Самая большая палата – столовая. Её перестраивали при Фёдоре Алексеевиче. Во времена Алексея Михайловича столовая палата предназначалась для семейных трапез, при царе Фёдоре в ней устраивали торжественные приёмы иноземных послов.
Мужская половина дворца выполнена по европейскому анфиладному принципу.
Женская же – по принципу хором – терема стоят кругом. Хоромы происходит от слова хор, что значит круг.
В витрине у окна представлены атрибуты царской власти. Это стул и деревянная модель льва.
Известно, что у трона царя Соломона стояли 7 пар львов, то есть 14 зверей. Они символизировали 14 поколений от Иакова до Соломона. Царь Соломон велел отлить львов из остатков от 15 талантов золота, подаренных ему царицей Савской на украшение храма. Ещё одно упоминание льва в Библии встречается в Апокалипсисе. там говорится, что лев из колена Давидова, т.е. Иисус Христос победит Змия. Поскольку Алексей Михайлович ассоциировал царскую власть с мудростью царя Соломона и Христом, то приказал расположить механических львов у трона. Первоначально их было 14, затем осталось 8 и, наконец, только два. До наших дней львы не сохранились.
Парсуна
На экспозиции видим парсуну Натальи Кирилловны, второй супруги царя Алексея Михайловича. Она изображена во время своего вдовства. Здесь можно отметить отличие иконы от парсуны. Икона представляет человека таким, каким он предстаёт перед Богом. На парсуне его изображают так, как он выглядит в миру, на земле.
Парсуна Натальи Кирилловны показывает особенности женского костюма XVII века.
Видно, что на вдовствующей царице надето три слоя одежды. На самом деле женщины носили семь слоёв платья.
Парсуна Алексея Михайловича.
При первом взгляде на парсуну человек, никогда не видевший царя в лицо, узнавал, что на картине изображён царь. На это указывает единственный признак. Это не шапка и не богатые одежды. Царь изображён с наперсным крестом.
Такие кресты поверх одежды носили только священники высокого ранга. Государь был единственным мирянином или светским человеком, который имел право носить наперсный крест. Потому что он был помазанником Божьим.
В одной из витрин находится икона с избранными патрональными святыми женщин, близких царя Алексея Михайловича.
Симеон Полоцкий
На стене видим портрет Симеона Полоцкого.
Он был учителем царских детей, воспитателем Софии Алексеевны. Симеон Полоцкий был иеромонахом, поэтому имел право входить на женскую половину дворца. До царствования Алексея Михайловича царских дочерей обучали рукоделию (можно показать ширинку в витрине у двери),
Симеон обучал царских дочерей светским наукам. Старшая из дочерей Алексея Михайловича была столь образованной девушкой для своего времени, что чувствовала в себе право претендовать на престол, свободно ориентировалась в политической обстановке времени, разбиралась в экономических проблемах, в том числе в работе дворцового ведомства.
Переход к следующему залу.
Передние ворота. Приказная палата
На экспозиции реконструирована обстановка конторы, то есть приказной палаты Тайного приказа. Он не был аналогом нынешней фсб. Во времена Алексея Михайловича Тайный приказ ведал личным имуществом государя. Все доходы и расходы строго учитывались, деньги, получаемые от доходов с царских вотчин распределялись на необходимые внутренние нужды. У Алексея Михайловича было три отдельные казны: на войско, на царское служение и на личные нужды. Для управления финансами была нужна бюрократия. Когда царь приезжал в свою летнюю резиденцию, то приказ Тайных дел и приказ Большого дворца следовали за государем.
Единственный стул на экспозиции стоит отдельно от лавок – сидеть на нём мог только царь, обособленно от других.
На столе представлены свитки – документы писались на узких длинных листах бумаги и подклеивались один к другому. Расклеить столбец было очень сложно. Стало быть гораздо сложнее было подделать документы. Из тетради лист можно вырвать, а каждый свиток в столбце писался одной рукой, да ещё и подписывался дьяком – то есть чиновником высокого ранга.
Самый длинный свиток имел длину до 100 метров.
Интересно показать шкаф с отверстиями, он стоит у противоположной от входа стены.
Шкафы для документов в XVII веке непременно делали проветриваемыми. Дело в том, что клей для склеивания свитков делали из рыб осетровых пород. И если такие свитки деражать в глухом месте, то они распространяли стойкий и неприятный рыбный запах. Во избежания неприятных запахов изготовляли специальные шкафы, как на экспозиции.
Печь в этом помещении украшена не муравленными, а ценинными изразцами. Возможно этот термин произошёл от немецкого zink, то есть олово. Его использовали при изготовлении поливы.
В глазурь добавляли различные минералы, она становилась полихромной, такие изразцы назывались ценинными. Известным мастером изразцов был выходец из Белой Руси Степан Полубес. Его пригласил патриарх Никон. Первоначально Полубес попробовал своё искусство на печах – вдруг не понравится. Высокому заказчику понравилось, тогда ценинными изразцами стали украшать фасады церквей. Когда же последнего сослали в Кирилло-Белозёрский монастырь, то патриаршие мастера стали работать на дворцовое ведомство.
Оружейный зал
В этом зале стоит вспомнить о медном бунте, главные события которого происходили в Коломенском. В государстве для решения финансовых проблем начали чеканить медные деньги. Жалование платили новыми медными деньгами, а налоги собирали в старых серебряных деньгах. Копейка обесценилась в 16 раз. Это вызвало волнения. Выборные от народа пришли в Коломенское. Государь Алексей Михайлович встретился (!) с ними и обещал выкупить у населения медные деньги за полцены серебряных. Довольные выборные ушли, но за ними привалила вторая толпа и повела себя бесчинно. С ней жестоко расправились. Но государь выполнил обещание и выкупил медную монету! Окончательно медные деньги ввёл в оборот его сын, Пётр Алексеевич.
На экспозиции увидим большой колокол с двумя надписями.
Одна из них – литая. В литой надписи содержатся основные сведения о колоколе – его вес, место и время изготовления, имя колокольных дел мастера. Вторая надпись была выгравирована.
Здесь указывалось в какой монастырь или церковь вкладывали колокол, иногда наносили имя заказчика.
Этот колокол свидетельствует о богатстве. У людей появляются деньги для столь дорогих вкладов.
В царствование Алексея Михайловича появляются средства для развития экономики – железоделательных, стекольных, литейных заводов. Надписи свидетельствуют о том, что колокола делали по приказу царя, но не для вклада, а на продажу. Отливка колокола гораздо сложнее и дороже, чем отливка пушки. Если пушку делали 2-3 мастера, то колокол – 6-7 мастеров. При Алексее Михайловиче существовало массовое производство пушек, к их созданию прикладывал руку сам государь.
Пищаль в виде аспида, то есть змеи как будто покрыта чешуёй. Её дуло напоминает змеиную пасть.
Органная палата
Её также называли палатой львиного рыку”. Отсюда белорусский мастер Пётр Высоцкий управлял механическими львами, стоявшими у Передних ворот. Первый часовой механизм на экспозиции происходит из Соловецкого монастыря. Это самый старый механизм в коллекции.
Кажется, зачем монахам часы – молись себе и молись по солнцу. Объясняется всё просто – Пасху праздновать нужно в определённый день года. По солнцу и луне в северном монастыре, где полгода ночь и густые туманы сроки главного христианского праздника определить невозможно. Поэтому в монастырях были очень точные часовые механизмы.
На этом механизме можно разглядеть вкладную надпись, она нанесена на центральное колесо.
Другие часовые механизмы происходят из разных монастырей.
Самый маленький механизм коллекции когда-то стоял на башне Передних ворот. В 1934 году Петр Дмитриевич Барановский перенёс в Коломенское часы с разрушенной Сухаревой башни.
В старых часах циферблат назывался указной круг, часто вместо цифр использовали буквицы. Циферблат в Коломенском показывал не только время, но и фазы Луны.
Двуглавый орёл, расположенный в верхней части зала когда-то был флюгером и стоял на башне Передних ворот.
Спускаясь по крутой лестнице органной палаты
можно заглянуть в небольшую каморку – рабочий кабинет часовых дел мастера. Напротив есть небольшое круглое оконце. В него видна “Государева дорога”. Глядя в оконце Петр Высоцкий определял, когда запускать механизм львов, чтобы приветствовать важных гостей.
Императорский зал
Здесь можно несколько слов сказать обо всех императорах, имеющих отношение к Коломенскому. Пётр очень любил отцовскую царскую резиденцию. Возможно он даже родился в Коломенском. Позже неоднократно бывал здесь. При Анне Иоановне была составлена смета на ремонт. Елизавета Петровна родилась в Коломенском и также, как и отец, его очень любила. Екатерина II побывала в Коломенском в 1762 году когда прибыла в Москву на коронацию. Дворец ей очень понравился, но зайти внутрь она не смогла. Дворец уже был в аварийном состоянии. Ремонт обошёлся бы слишком дорого и при Екатерине Алексеевне старый деревянный дворец разобрали, перед этим составив тщательные обмеры.
На экспозиции находятся бюст Петра I и портрет Екатерины II.
На стене представлены три эскиза – вид деревянного дворца Алексея Михайловича с востока, запада и юга.
Интерес представляет шкаф-секретер выполненный в технике резьбы по кости.
Украшают его портреты великих князей, царей и императоров государства Российского. В левой части крышки увидим портреты Петра I, Екатерины I и Петра II, Екатерины II, Великого Князя Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны.
С Екатериной II связывают известный анекдот. Однажды она пребывала в Коломенском вместе с внуками Александром и Константином. Те взяли пистолеты и побежалт в парк, стрелять друг в друга вишнёвыми косточками. Это узрела государыня, призвала внуков и сказала. Ваш великий предок постигал под здешним дубом учение, а вы пребываете в праздности. Тут же по её приказу под соседний кедрпринесли столики и стулья и устроили для внуков императрицы урок. Когда в начале XIX века появилось первое рписание Коломенского, то на первой странице изобразили не церковь Вознесения, и не утраченный дворец, а дуб Петра I и кедр, под которым учились будущий император и великий князь.
Кедр императора Александра в конце XVIII века повалала буря. Местные крестьяне заказали из него аналой и подсвечник для Казанской церкви.
На экспозиции представлена картина – проект преобразования Коломенского.
Эта картина – первое свидетельство бережного отношения к истории предков. Раньше старые здания безжалостно сносили, строили на их месте новые. Здесь заметно, что древние постройки сохранялись. На эскизе видно, что для симметрии предполагалась возвести точную копию храма Вознесения, две одинаковые шатровые церкви фланкируют модель дворца.
Но о природном окружении не думали, если бы такой план осуществился, то потери природного окружения были бы значительными.
Зал истории села Коломенское
Основными продуктами производства крестьян села Коломенское были капуста и огурцы. Коломенские крестьяне не платили налогов, потому что были дворцовыми крестьянами. В качестве подати они отправляли некоторое количество произведённого товара в столицу, а всё остальное продавали на рынке, то есть имели надёжный доход. В одной из витрин увидим орудия труда, связанные с выращиванием овощей. Конусами делали лунки для посадки капусты. Сечками её рубили для закваски.
Свидетельство богатства коломенских крестьян можно видеть на фотографиях – все избы богато украшены наличниками, подзорами.
Деревянная резьба стоила дорого, но коломенские крестьяне могли себе позволить оплатить заказ мастеру – резчику.
В витрине представлены платья. Не каждая горожанка могла щеголять в таких нарядах, как коломенские простолюдинки. Это свадебное платье, сшитое по образцу из модного журнала. Ткань для него купили у Мюра и Мерилиза (нынешний ЦУМ).
Старообрядцы в Коломенском
Жители Коломенского были старообрядцами. На экспозиции видим книгу с крюковой нотной записью.
Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты.
В витрине находятся несколько литых икон.
Помещали такие образы в бане, предполагалась, что присутствие икон поможет изжить колдовство. Колдовали всегда в бане, потому что перед мытьём снимали крест – в парной температура высокая и металлический крест обжигал тело. Чтобы в банях нельзя было колдовать, надо вешать икону. Но обычная икона испортится от высокой температуры и влажности. Поэтому для бань заказывали литые металлические иконы. Сейчас это большая редкость, потому что Никон запретил использование литых икон.
Экспозиция продолжается в подклете передних ворот. Также в отдельном зале представлена коллекция икон. Подробнее об экспонатах рассказано в статье – конспекте лекции С.А.Зуйковой “Коломенское. Передние ворота”.
Нет достоверной информации про восстановленный на Передних воротах Двуглавого орла. Кто спроектировал и когда точно его установили. Нашла информацию в Википедии, но она не точная!
Человек, который делал этот проект и устанавливал нигде не упоминается.
Галина, боюсь, что интернет-источники не дадут Вам 100% точную информацию. За ней нужно ехать в архивы. Нашей целью было написать методичку для гидов-переводчиков, то есть ограничиться большим объёмом поверхностной информации. Может быть, если Вы по телефону свяжетесь с методическим отделом музея-заповедника Коломенское, Вам помогут.
Были во дворце на новогодние праздники. В залах было выставлено меньше экспонатов, чем на фотографиях.
Музей интересный.
Дмитрий, дворец Алексея Михайловича и экспозиция в Передних воротах исторического Коломенского – два разных музея. Если Вам интересна тема дворца Алексея Михайловича, то на нашем сайте есть цикл статей об этом музее. Вот ссылка на первую статью цикла. https://kraeved1147.ru/dvorets-a-m-i/ В конце каждой публикации есть ссылка на следующую.
Собираюсь летом на короткое время приехать в Москву, посмотреть достопримечательности. Ваша информация – бесценна,спасибо. Обязательно воспользуюсь. А еще хочу взять тур по Малому Золотому кольцу, на 4 дня. Не можете ли посоветовать к какому турагенству обатиться по интернету. Поискала сама, понравилась Русь, можно ли довериться? И еще: в Коломенском можно самостоятельно покупать билеты на эксподиции и самостоятельно осматривать?
Здравствуйте, Татьяна. По поводу турконтор, которых сейчас появилось слишком много, могу дать только один совет. НЕ связывайтесь с “магазином путешествий”. Насчёт “Руси” ничего не знаю, я с ними не работал.
Посещение экспозиций музея “Коломенское” по билетам. Однако без информации об этом месте или профессиональных комментариев Вам может быть неинтересно.
Вероятно не дошли до музея, или попали в Коломенское не в тот день. В Москве мы были в первый раз и проездом. А хотелось так много успеть!
Уверена, что именно такие “методические” статьи дают достоверную информацию. А вот “популярные” часто грешат незнанием предмета.
Это же наша профессия – стараться говорить правду. А здесь информация из первых уст от специалистов, которые знают её досконально.
С удовольствием и большим интересам прошлась по залам музея. Спасибо за замечательную экскурсию.
Историю допетровской эпохи знаю плохо, увы! А в Коломенском была где-то году в 73-м. И не помню был ли тогда музей. Но в любом случае я там не была.
А тут такая красота! Еще раз спасибо!
Спасибо за отзыв, хотя эта статья скорее методическая, чем популярная 🙂
Музей в Коломенском открыли ещё в 20-х годах прошлого века, в 1973 году экспозиция точно была, но с тех пор она заметно изменилась.