В предыдущей части мы осматривали Сент-Шапель и любовались Парижем с Эйфелевой башни. Устав не столько от прогулок, сколько от впечатлений, мы рухнули замертво и уснули без снов в своём “Тимотеле” на площади Италии. Ссылка на рассказ.
Продолжаю.
- Площадь Шарля де Голля (Звезды). Триумфальная арка
- Елисейские поля
- Большой и Малый дворцы
- Мост Алексндра III (Pont Alexandre III)
День третий, среда, 26 октября
Второй день в Париже
Площадь Шарля де Голля (Звезды). Триумфальная арка
Первая запись в бортжурнале от 26 октября кажется особенно циничной. Цитирую: «Завтракали креветками, сыром бри, сыром томме, ароматными помидорами, виноградным соком, нарезками сыровяленого окорока,
терринами, молочным десертом, чаем, кофе».
Каково? Сволочи…
В обязательных планах дня – посещение Дома Инвалидов. Но сначала держим путь к Триумфальной арке. Опять всё просто – у гостиницы нырнул, у арки – вынырнул. По дороге наснимала проносящиеся за окном виды, из которых немногие оказались годными к употреблению…
У Триумфальной арки
Начальник несколько минут стоял, как заворожённый. Плотное движение по кругу не регулировалось никакими светофорами, на дороге не было ни одной полосы разметки, потоки с нескольких улиц сливались на одной площади и тем не менее, никто никому не мешал и водители спокойно разъезжались каждый в свою сторону. Я записала небольшой ролик автомобильного потока на площади Звезды.
Мы обошли арку со всех сторон. Рассмотрели скульптуры. Выискали знакомые названия среди перечня мест сражений, где Наполеон одержал победы. Нашли Смоленск, Могилёв, Полоцк и Красное.
На другой грани обнаружили Пултуск.
Городок очень близок Начальнику, его польские родственники оттуда родом. Мы пару раз заезжали в Пултуск во время наших путешествий, видели дом, где останавливался французский император.
А вот Москвы не обнаружили, всё же в список побед матушку не занесли. Мы рассмотрели могилу Неизвестного солдата и памятные доски.
Залезть на Триумфальную арку Начальник не захотел. Сказал, ничего примечательного в туманную погоду оттуда не разглядеть. Ну, ему видней. Зато мы с удовольствием сфотографировали друг друга у Триумфальной арки.
И отправились мерить шагами широкий бульвар – Елисейские поля.
Елисейские поля
Мы и раньше обращали внимание на обычные парижские дома. Дивились их регулярности, монотонности, строгому соблюдению этажности и высоты, ритмичному повторению балконов по всем фасадам. Похожесть и едва уловимые различия архитектурного окружения улиц – вот первое впечатление от структуры города. Действительно, дома очень похожи, особенно угловые! Купол, балконы, горизонтальное членение стен. К снимкам разных домов надо приглядываться – а не одно и тоже здание я сняла?
Здесь я наконец обращаю внимание на различия зданий. На первый взгляд два дома почти одинаковы. Но взгляните на них внимательней – видите, сколько отличий находится в рамках одного канона!…
Есть и вовсе выдающиеся экземпляры. Кажется, они совсем не выделяются из общего ряда,
но стоит подойти к ним поближе и вы разглядите такие узнаваемые и такие прекрасные детали любимого стиля. Балконы с балюстрадами и вазонами,
люкарны, сандрики, пилоны, кронштейны,
неизменные путти.
От созерцания архитектурных достоинств нас отвлекает молодая девушка. Она объясняется жестами (глухонемая?) и показывает, что собирает подписи в защиту инвалидов. Начальник с готовностью хочет оставить и свою подпись, но замечает, что на бумаге указана минимальная рекомендованная сумма пожертвований – 20 евро. Он резко возвращает бумагу сборщице подписей и делает отрицательные жесты рукой. Слава Богу, настаивать девушка не собирается и здесь же обращается к другому прохожему.
Наблюдать за процессом «сравнительно честного способа отъёма денег у населения» мы не стали.
Через несколько шагов Париж удивил нас ещё одним своим обычаем. С ним мы познакомились уже в первый парижский вечер, но решили, что сумки у посетителей проверяют только при входе в большие торговые центры. На площади Италии у дверей большого магазина стоял охранник с ручным металлоискателем и без разбора осматривал ручную кладь у всех и каждого. На Елисейских полях мы зашли в Макдональдс по известной надобности и очень удивились, когда на входе к нам подошёл спортивного вида служащий одетый в официальный чёрный костюм и попросил открыть мою маленькую сумочку. Беглый взгляд внутрь – и жест рукой, разрешающий войти.
– Меры безопасности везде, едва ли на каждом шагу, – решили мы. Теперь я не буду с таким раздражением относится к охранникам на входе в ГУМ. Буду говорить туристам: «Простите, господа, нужно открыть ваши сумки, у нас такой же досмотр при входе во все общественные заведения, как в Париже».
Мы не торопясь заглядываем в боковые улицы, примыкающие к Елисейским полям, в кадре – улица Бальзака (Rue Balzac).
Останавливаемся на площади,
пару раз оглядываемся, не пропустили ли чего интересного?
– Пожалуйста, сними этот очаровательный маскарон. Как-то с деталями домов у нас в Париже слабовато.
Добравшись до площади Рон-Пуэн (Rond Point) Пётр непременно решил снять панораму Елисейских полей, которая замыкаются Триумфальной аркой. Для этого пришлось немного пройти вперёд по разделительной полосе, навстречу потоку машин. Ощущение не из приятных, зато в арсенале есть кадр с перспективой Елисейских полей.
Большой и Малый дворцы
С площади Рон-Пуэн
мы сворачиваем на авеню Франклина Рузвельта (Avenue Franklin Delano Roosevelt). Снимаем Большой и Малый дворцы. Сначала – Большой.
И колесницу наверху – интересная скульптура.
А также маленьких парижан, которые шествуют, одетые в сигнальные жилеты.
Наверное, у них была экскурсия в музее.
Теперь Малый дворец.
Он же, со ступеней Большого.
Теперь осталось подняться на ступени Малого дворца и оттуда анфас запечатлеть Большой дворец. Но не тут-то было. Вход в Малый дворец преграждают охранники. Чтобы подняться на лестницу, нужно предъявить входной билет. Мы не собираемся заходить во дворец, и Пётр просит служащих позволить сделать снимок стоящего напротив Большого дворца. Какие только двери не открывает доброе слово! И вот уже мы обладатели прекрасного вида Большого дворца с лестницы Малого.
А я тем временем любуюсь цветником у Малого дворца.
Что я там нашла? Любуйтесь – колокольчики,
лютики,
примула.
Представляете? Наши самые весенние цветы в Париже цветут в конце октября! И даже анютины глазки!
Особенно умилил мак.
Пока Начальник курил свою противную сигарету, я залезла под раскидистое хвойное дерево.
В цветах я немного разбираюсь, а в деревьях – плохо. На этом мне понравились шишки.
Особенно те, что усыпали всю клумбу. Ничего себе икебана!
Тут подошёл Начальник, отнял камеру и пошёл фотографировать Уинстона Черчилля. Хорошая скульптура, живая, как из плоти и крови.
Мосты. Мост Алексндра III Pont (Alexandre III)
Авеню Уинстона Черчилля (Avenue Winston Churchill), выводит нас аккурат к мосту Александра III.
– Кажется, в одном из этих тоннелей погибла принцесса Диана, – вспоминает Пётр, – это было чуть дальше, западнее, в тоннеле перед мостом Альма. Мост Альма – следующий к западу от моста Инвалидов.
Я на всякий случай снимаю тоннель.
Нам становится немного не по себе от происшедшей совсем неподалёку трагедии. Но Париж долго грустить не позволяет. Перед самым мостом Александра III (Pont Alexandre III) мы отвлекаемся на велорикш и прочую мишуру.
Я фотографирую позирующих перед камерой молодожёнов и стараюсь разглядеть лицо невесты.
– Да, – озвучивает мои мысли Начальник, – с десяти шагов – глаз не оторвать, а с трёх – уже можно.
Здесь же, на мосту Александра III я отвлекаюсь на велоэкскурсию, прикидывая, можно ли устроить такую в Москве?
Кажется, что-то подобное у нас уже существует, но всё же это больше одноразовые акции энтузиастов.
Ой, что это я про парижан? А про мост?
– Петя, расскажи про мост Александра III, пожалуйста, – прошу я супруга.
– Источники сообщают, что этому мосту чуть больше 100 лет, его открыли в 1900-м году в память русско-французского соглашения, легшего затем в основу Антанты.
«Изумивший всю Европу союз авторитарной империи и демократической республики был оформлен соглашением 1891 года. Стороны обязывались оказывать взаимную помощь в случае нападения Германии или Австро-Венгрии на Россию или Италии и Германии на Францию».
Мост завершили уже после смерти Александра Александровича. На церемонии открытия моста присутствовал его сын, Николай II, он торжественно открыл движение по нему.
– Смотри, на мосту разные скульптуры! Наверняка это всё символично!
– Совершенно верно. Скульптурные группы на опорах – аллегории Невы и Сены, на фонарях резвятся амуры,
на фонарях висят бронзовые цветочные гирлянды. (И даже лежит букет живых цветов, оставленный молодожёнами 🙂 ).
Большие статуи на пилонах изображают Францию средневековую и современную (на правом берегу), а также Францию Ренессанса и Францию времён Людовика XIV (на левом берегу). Жаль, что мы не перешли на другую сторону, имеем в наличии не все фотографии. Да и те свалены у меня в альбоме беспорядочной кипой. Пожалуй, покажу лишь пару.
Мы немного постояли на мосту, полюбовались на виды Сены, мост Инвалидов (Pont des Invalides),
на проплывающие кораблики,
помахали рукой пассажирам.
– Смотри, тут движение перекрывают, наверное, кто-то важный поедет.
Мы несколько минут понаблюдали за чёткой работой регулировщиков. Они развернули поток и вскоре мы заметили колонну служебных микроавтобусов синего цвета. Работали полицейские слаженно, чётко распределяя движение транспорта по разным сторонам улицы, приятно было смотреть на них.
За разговорами и наблюдениями мы наконец дошли до Дома Инвалидов. Об этой достопримечательности будет другая история.
Маршрут получился очень простым.
Продолжение в рассказе “Дом Инвалидов и улица Фобур Сент-Оноре”.
Изумительный рассказ! Спасибо! Жаль только, что нет фото статуй, олицетворяющих Францию разных эпох. Где-то я читала и теперь всегда говорю туристам, что средневековую Францию олицетворяет наша Анна Ярославна. Тщетно ищу ее изображение( И не знаю, кто олицетворяет другие эпохи – все боюсь, вдруг туристы спросят. У Вас нет никакой информации на эту тему?
Марина, к сожалению, ничего не знаю про олицетворение Франции королевой Анной. Как всегда, источники читаю пост-фактум и оказывается, что были в двух шагах от чего-нибудь интересного и прошляпили, не знали. Про Анну Ярославовну если бы слышала раньше, то сняла бы все фигуры в анфас и в профиль. Но, увы…
Такая же бяка случилась с нами на полуострове Крозон. Ехали к очередному мысу и остановились в небольшом городке – Петя заметил припаркованный ретро-автомобиль, ради него и тормознули. До кучи сфотографировали церкву на главной площади. Когда вернулись домой и влезли в источники, то оказалась, что в ней находится уникальный деревянный алтарь с 10 000 резных фигур! А мы стояли рядом и подумали: “Да ну её, эту церкву, и получше видели”…
Теперь будем охотится за снимками аллегорий! Кто раньше в Париж попадёт – того и добыча… 🙂
Хорошо) И эта ситуация мне знакома. Здорово, конечно, основательно готовиться к поездкам заранее. Вот моя подруга никогда ничего не упускает, благодаря этой методе. А у меня, как правило, так не получается(((
Не, так скучно – всё знать заранее! Лучше уж что-то упустить, зато замирать от неожиданности. Пётр, правда, тщательно готовится к поездкам – в автомобильном путешествии без этого нельзя. Но всё предусмотреть невозможно, да и не надо. Наша Парижская поездка была великолепна своей спонтанностью.
Какая чудесная прогулка по Парижу! Елисейские поля, Триумфальная арка, Большой и Малый дворцы, мост Александра Третьего – кажется, что сама ходила по столь известным парижским местам и Вашими глазами смотрела на архитектуру города. Необыкновенные панорамы и Ваш взгляд на Париж совершенно не похож на другие рассказы о Париже. Великолепно!
Ирина, спасибо Вам за добрые слова. Впрочем, не буду присваивать себе авторство рассказа. Истинный автор – сам Париж. Я лишь его скромный со-автор, переводчик чувств и мыслей, на которые вдохновляет этот великий город.
От души посмеялась: каково? сволочи… И сейчас смеюсь)))
Интересно было вместе с вами рассмотреть дома. я так не приглядывалась к ним, а оказалось это крайне занимательным.
Елисейские поля мы проехали на автобусе и, собственно, я и не помню ничего, кроме Триумфальной арки. Вокруг нее мы сделали круги на автобусе, а в это время гид рассказывала об Арке. Сказала, что к ней подойти можно только подземным переходом. И, если не ошибаюсь, виды с Арки красивые, а может и путаю)))
Лена, ещё с первой нашей французской поездки повелось, что когда мы вспоминаем что-нибудь вкусное из французской кухни, мы приговариваем: “Сволочи”…. Не знаю, откуда это появилось, но устоялось в нашем семейном лексиконе.
Про Триумфальную арку ты ничего не путаешь. Действительно, подойти к ней можно лишь по подземному переходу, на одном снимке видно движение вокруг арки, наземного подхода к ней нет. А под землёй даже касса устроена для желающих подняться на арку. Пётр почему-то не захотел, сказал, что в такую туманную сумрачную погоду мы ничего хорошего оттуда не увидим. А вот вокруг самой Триумфальной арки мы изрядно побегали.
Из окна автобуса вряд ли можно детально рассмотреть дома – только общий вид улицы. Я когда иду пешком то всегда рассматриваю интересные дома. Это очень, очень занимательно! Кажется, у меня не обошлось ни одного отчёта, где бы я не приводила фрагментов декора, особенно преуспела в этом, описывая Прагу. Люблю посвящать отдельные статьи особенно выдающимся зданиям. В Москве рассматриваю церкви, за границей – дома, подобные университетской библиотеке в Гейдельберге.