Париж трёх мушкетёров. Был в моей гидовской практике такой не совсем гидовский эпизод: французская фирма, где я работала, решила заняться приемом русских туристов и попросила меня придумать несколько пешеходных экскурсий. Они, с одной стороны, должны были быть тематическими, а с другой, давать возможность увидеть и узнать город вообще: понятно, что знакомиться с одной темой, потом с другой, потом с третьей, ходя по десять раз по одним и тем же местам, возможности у туриста нет.
О русских в Париже и экскурсии “Париж трёх мушкетёров”
К этому моменту русские уже активно посещали Париж, и, казалось бы, все было давно придумано. Потому и возникла мысль написать что-нибудь нестандартное, интересное для наших соотечественников.
Тут-то я вспомнила своего приятеля, который в детстве прочитал «Трех мушкетеров» семнадцать раз. Он был что называется часто болеющим ребенком, и когда слегал с простудой или ангиной, брал с полки заветную книгу и перечитывал ее от корки до корки. Если болезнь проходила с осложнениями, он, закончив, начинал сначала. Но однажды у него поднялась температура, запершило в горле, он в радостным предвкушении направился к полке и… не нашел книги. В отчаянии мальчик перевернул всю квартиру и наконец обнаружил ее в кладовке, завернутую в газету и перевязанную бечевкой. Под бечевкой оказалась и записка от мамы: «Саша! Если ты хоть немного меня уважаешь, не читай больше этот роман!» Саша горестно вздохнул и отложил «Трех мушкетеров» – точно из сердца вырвал. С тех пор он к ним не возвращался, но страстную любовь сохранил навеки.
Я подумала: а ведь все русские увлекались этим бессмертным произведением! К тому же мне оно было особенно близко: когда я плавала на корабле, мы часто ставили по нему спектакли, в которых я играла то королеву, то герцога Бекингема.
Правда, плававший с нами однажды французский журналист никак не мог взять в толк: «И что это вы так любите нашего Дюма? У вас что, своих писателей нет?»
Во Францию исследовать Париж трёх мушкетёров
Словом, так родилась идея экскурсии «Париж трех мушкетеров» – город, знакомый с детства». Конечно же, я, хоть и не по семнадцатому разу, перечитала роман: сколько же в нем блеска и юмора! А чтобы произвести рекогносцировку на местности, я отправилась во французскую столицу.
Сразу хочу сделать отступление и заранее извиниться перед читателем за иллюстрации: во-первых, у меня есть лишь открытки и бумажные фото того времени; во-вторых, на многих из них фигурирую я собственной персоной, а порой и не одна. Но может, последнее не так страшно? Представьте себе, что смотрите телепередачу, и назойливый ведущий то и дело лезет в кадр – к тому же сейчас модно наполнять простыми людьми фильмы и передачи по культуре. В общем, suivez le guide – следуйте за гидом!
Каким был Париж трёх мушкетёров?
В результате своих исследований я могу предложить вам прогулку, во время которой мы побываем на левом берегу Сены: на улицах, где жили друзья-мушкетеры, в монастыре Дешои и прочих интересных местах. А начнем мы ее на правом берегу, в самом центре города – на площади Пале-Руаяль (Королевского дворца).
Но перед любой экскурсией положено дать вступление. Каким же был Париж трех мушкетеров?
Действие романа начинается в первый понедельник апреля 1625 года. К моменту появления д’Артаньяна в Париже в этом месте дворца еще не было, здесь перпендикулярно Сене проходила крепостная стена XIV века.
Город имел две стены: первая была построена при короле Филиппе-Августе в конце XII – начале XIII веков и охватывала территорию на правом и левом берегах Сены.
До Филиппа-Августа в Париже было всего четыре квартала. Со строительством стены их стало восемь. Вторая стена была воздвигнута в XIV веке и называлась стеной Карла V. Она окружала гораздо бОльшую по сравнению со стеной Филиппа-Августа территорию на правом берегу, расширяя город к северо-западу, проходя по линии нынешних Больших Бульваров и затем поворачивая к Сене. К городу прибавилось еще восемь кварталов. При этом предыдущая стена не была разрушена, но пришла в запущенное состояние.
К началу XVII века в городе было тринадцать въездных ворот: восемь на правом и пять на левом берегу. Ворота Сент-Антуан находились в районе современной площади Бастилии.
Именно через них д’Артаньян вошел в Париж, там же продав свою желто-рыжую лошадь за три экю. (В порядке сравнения цен, когда в самом начале романа раненый д’Артаньян попал в гостиницу, он должен был заплатить по одному экю за каждый день постоя.)
Рядом с Пале-Руаяль, на месте нынешней Комеди-Франсэз, находились ворота Сент-Оноре. Там видели Портоса с дамой под вуалью.
Ворота Сен-Дени, через которые мушкетеры выехали в Лондон, располагались в ста метрах к югу от того места, где сейчас арка Сен-Дени на Больших Бульварах. («В два часа ночи наши четыре искателя приключений выехали из Парижа через ворота Сен-Дени.»)
Позднее, в 1633-36 годах герой книги Людовик XIII построил новую стену, еще больше расширив город к западу и частично разрушив укрепления Карла V (в том числе на этом месте). Стена Карла V была окончательно разобрана в конце XVI – начале XVII веков. На ее месте были проложены Большие Бульвары.
Стена Людовика XIII простояла до 1754 года.
Посмотрим теперь на Королевский дворец. Таким ли он был времён Париж трёх мушкетёров?
Пусть вас не смущает египетская статуя перед ним: она не имеет к дворцу никакого отношения. Видно, просто не отпускает современных французов египетская тема, не дают покоя лавры Наполеона с его египетским обелиском на площади Согласия.
А статуя к тому же живая – её или ей подобную можно встретить и в других местах.
Пале-Руаяль (Королевский дворец)
Так что поговорим о дворце: он был построен архитектором Лемерсье по заказу другого героя книги – кардинала Ришелье.
Арман-Жан дю Плесси, кардинал Ришелье родился в Париже в 1585 году. В начале своей карьеры он был епископом в городе Люсоне, в 1615 стал священником Марии Медичи, в 1622 – кардиналом. Жил на Королевской площади – ныне это площадь Вогезов, в центре ее высится конный памятник Людовику III.
В 1624 году Ришелье стал министром, вошел в Королевский Совет и вскоре сделался его главой. Тогда же он решил перенести свою резиденцию поближе к Лувру.
Во время ее строительства жил в Малом Люксембургском дворце, а пятью годами позже переехал во вновь отстроенный у ворот Сент-Оноре особняк – Отель Ришелье.
Еще через пять лет кардинал увеличил его, присовокупив пространство, освободившееся после разборки части стены Карла V – с этого момента он стал называться Кардинальским Дворцом. А еще через пять это уже был колоссальный дворцовый ансамбль с огромным садом. В 1648 площадь перед дворцом была очищена от находившихся там ранее построек. Позднее она дважды увеличивалась – в 1769 и в 1854.
Еще в 1636 году кардинал завещал дворец Людовику XIII и его прямым наследникам. Умер он здесь же 4 декабря 1642 и перед смертью подтвердил завещание. Дворец получил название Королевского, когда в 1643 году, после смерти Людовика XIII, в него из Лувра переехала Анна Австрийская с детьми – Людовиком XIV и Филиппом Орлеанским, пяти и трех лет.
Год спустя кардинал Мазарини поселился рядом с дворцом и часто ходил к королеве, пользуясь маленькой калиткой, специально сделанной в ограде сада. Позже Мазарини переехал во дворец, где для него были устроены покои, находившиеся между покоями Анны Австрийской и покоями маленького короля. Именно в это время Людовик XIV, которым никто особо не занимался, чуть не утонул в пруду дворцового сада. Его подругой по играм была дочь служанки – он звал ее “королева Мария” и играл с ней на кухне в короля и королеву.
В 1650 во время Фронды королевская семья была вынуждена покинуть Париж, а вернувшись в 1652 поселилась в более безопасном Лувре.
Людовик XIV подарил Пале-Руаяль брату, и в дальнейшем он переходил по наследству к потомкам Герцога Орлеанского. После пожара в мае 1871 дворец был восстановлен и отреставрирован. Единственная его часть, сохранившаяся со времен Ришелье – фасад левого крыла.
В мае 1717 года Петр I в сопровождении князя Куракина имел в Пале-Руаяль длинную беседу с регентом Филиппом Орлеанским о ситуации в Европе и отношениях между Россией и Францией.
Сад Пале-Руаяль и Париж трёх мушкетёров
А в первой половине XIX века, когда во дворце жил еще не ставший королем Луи-Филипп, Александр Дюма служил в дворцовой библиотеке.
В саду Пале-Руаяль любил гулять Герцен.
Однажды он встретил там вернувшегося из ссылки декабриста Волконского. Тургенев также имел привычку приходить в сад – пить кофе и читать газеты.
На площади Пале-Руаяль, в доме под №2 в XIX веке находилась гостиница «Три Императора».
Как-то июньской ночью 1858 года в апартаментах первого этажа граф и графиня Кушелевы-Безбородко предложили Александру Дюма, с которым познакомились в библиотеке, поехать с ними в Петербург. Дюма согласился и провел в России семь месяцев. Результатом явился внушительный фолиант «Путешествие в Россию», где он описал свой путь от Петербурга до Астрахани. Позднее гостиница стала называться «Гранд отель Лувр», в 1867-69 годах в ней несколько раз останавливался Герцен.
Улица Сент-Оноре и Париж трёх мушкетёров
Перед дворцом проходит улица Сент-Оноре, неоднократно упоминаемая в “Трех мушкетерах”. Например, Арамис как-то сказал: “Мне придется зайти на улицу Сент-Оноре, чтобы купить румян для госпожи де Шеврез.” А когда арестованного галантерейщика Бонасье везли из Бастилии к кардиналу, “карета… миновала улицу Сент-Оноре, повернула на улицу Добрых детей и остановилась у невысокого подъезда.” Улица Добрых детей также существует и находится рядом, но все равно это исторически неверно: как мы знаем, в это время дворца еще не было, а кардинал жил в другом месте.
Париж трёх мушкетёров. По следам д’Артаньяна
Поблизости от Пале-Руаяль пролегает и улица Эшель. Напротив нее находилась калитка, через которую д’Артаньян, Констанция Бонасье и герцог Бекингем тайно проникали в Лувр. Последуем же за ними и подойдем к Лувру.
Подобно самому Парижу, сложный дворцовый комплекс Лувра складывался на протяжении многих столетий. В начале XIII века Филипп-Август построил замок, защищавший подступы к острову Ситэ с северо-запада. Когда в XIV веке при Карле V были возведены новые крепостные стены, замок утратил свою оборонительную функцию. Он был перестроен и превращен в королевскую резиденцию. Средневековый замок не сохранился до наших дней: в XVI веке значительная часть его была снесена, и на ее месте начали строить новый дворец.
Внутри королевского дворца в Лувре
Остатки средневекового замка можно видеть только внутри Лувра.
Новое здание возводилось по проекту архитектора Леско. В настоящее время здание Леско – наиболее древняя часть всего комплекса, оно образует юго-западный угол Квадратного двора. В конце XVI – начале XVII веков вдоль Сены была построена Большая Галерея, соединившая Лувр с дворцом Тюильри.
Нижний этаж галереи был занят лавками и мастерскими, затем на их месте Ришелье разместил королевскую типографию и монетный двор. В 1624 году при Людовике XIII архитектор Лемерсье пристроил к зданию Леско Павильон часов (Сюлли), а также возвел новый корпус, симметрично повторяющий старое здание Лувра. План Лемерсье предусматривал увеличение площади внутреннего двора вчетверо. При осуществлении проекта множество старых зданий, окружавших Лувр, было снесено, а с севера и востока пристроены новые корпуса, замкнувшие квадрат внутреннего двора.
В 1680 году королевская резиденция была перенесена в Версаль,
после чего многие помещения Лувра опустели и постепенно пришли в упадок. В галереях со времени правления Людовика XIV жили художники, скульпторы и архитекторы, работавшие при дворе.
Оживление строительства наступило в начале XIX века, когда Наполеон избрал своей резиденцией близлежащий дворец Тюильри: были возведены корпуса на севере вдоль улицы Риволи. Наконец, в годы Второй империи было достроено северное крыло и возведены две галереи, присоединенные к северному и южному крылу.
Крепостная стена Филиппа-Августа проходила как раз там, где сейчас находится Квадратный двор Лувра. Здесь мушкетеры стояли в карауле. В Квадратном дворе можно видеть места, где были стена и круглая башня – эти места вымощены особым образом.
Во время своего пребывания во Франции в 1717 году Петр Первый посетил монетный двор в Лувре – в его присутствии была отчеканена золотая медаль с его изображением. Каждый член его свиты тоже получил медаль – серебряную или бронзовую. Петр внимательно следил за процессом изготовления медалей.
В XVII и XVIII веках в Лувре, в королевских апартаментах помещалась основанная Ришелье в 1635 году Французская академия. Петр посетил и ее и даже получил звание почетного члена. 30 июня 1778 Фонвизин присутствовал на торжественном заседании Академии, посвященном Вольтеру.
Мосты Парижа и Париж трёх мушкетёров
Позже Французская академия переедет в Институт Франции – к нему мы и направим свои стопы. Для этого нам нужно перейти через Сену по мосту Искусств.
Во времена д’Артаньяна никакого моста здесь не было, а был перевоз. Ближайшим был Новый мост – на самом деле самый старый в Париже (на фото в глубине слева), по нему д’Артаньян и ходил в Лувр, когда у него не было денег на паром. А мост Искусств – первый железный мост через Сену – построили лишь в 1804 году. Назван он так потому, что соединяет Лувр с Академией искусств, входящей в состав Института Франции. Но и в эпоху мушкетеров через Сену было переброшено немало мостов: например, шестой отсюда, за островом Ситэ – мост Ла-Турнель, соединяющий левый берег с островом Сен-Луи.
На этом мосту Портос нашел для д’Артаньяна слугу – пикардийца Планше. «Славный мушкетер… увидел его на мосту Ла-Турнель, где Планше… плевал в воду, любуясь разбегавшимися кругами. Портос утверждал, что такое занятие свидетельствует о склонности к созерцанию и рассудительности, и, не наводя о нем дальнейших справок, увел его с собой.»
Возле моста на левом берегу находится самый дорогой ресторан Парижа «Серебряная башня» (“La Tour d’Argent”), основанный в 1582 году при короле Генрихе II. В этом ресторане часто бывал Дюма в период работы над «Тремя мушкетерами». Считается, что именно там, в перерыве между двумя блюдами, он придумал сцену взятия Ла Рошели.
И этому же ресторану мы обязаны появлением привычных для нас сегодня вещей: вилки и кофейной чашечки; он всегда пользовался успехом, во все времена его посещали знаменитые парижане, в том числе литераторы. Сам Генрих II бывал в нем и именно там впервые воспользовался вилкой.
Известен и другой ужин, состоявшийся в конце XVII века. В нем принимал участие маршал Ришелье, внучатый племянник кардинала. Ужин продолжался четыре часа, было подано тридцать блюд из говядины. В конце маршалу принесли кофе – впервые в специальной кофейной чашечке, изобретенной владельцем ресторана. «Серебряная башня» была также первым местом, где в середина XVII столетия стали подавать жидкий шоколад. С XIX века там сервировали блюда, названные именами знаменитостей: суп «Анатоль Франс», пирог с семгой «Сара Бернар». В ресторане бывал Виктор Гюго, там часто ужинали в разгар своего романа Жорж Санд и Альфред Мюссе.
А справа от моста Искусств, на левом берегу, на углу набережной Вольтера и улицы Бак в XVII веке стоял дом. В 1659 году историческое лицо, прототип героя Дюма – кавалер Шарль де Батс-Кастельмор д’Артаньян, лейтенант королевских мушкетеров – въехал в него после женитьбы на богатой вдове г-же Дама де ла Клэсс. В 1672 д’Артаньян был произведен в маршалы, а в 1673 убит при Маастрихте в Голландии.
В глубине квартала находился рынок Пре-о-Клерк, часто упоминаемый в романе как излюбленное место дуэлянтов. Близ рынка Пре-о-Клерк в 1643 году нашли тело реального Атоса, по всей видимости убитого на дуэли.
Итак, наш путь лежит на левый берег Сены…
Продолжение цикла “Париж трёх мушкетёров” .