Мы расстались с читателями в очереди на вход в часовню в Сент-Шапель. Продолжаю историю. На повестке дня:
- Часовня Сент-Шапель
- Фонтан Победы на площади Шатле
- Подъём на Эйфелеву башню
Сент-Шапель
В перед входом в часовню Начальник снова просвещает меня:
– На острове Сите четыре века, с X-го по XIV-ый существовала резиденция французских королей. В комплекс дворца входили Сент-Шапель и Консьержери.
– Что такое Консьержери?
– Считай, что это замок и тюрьма. Его до сих пор используют для муниципальных нужд, древние стены Консьержери входят в комплекс дворца Правосудия.
Для посещения открыта только часовня.
Её построили в середине XIII века. Францией тогда правил король Людовик IX, позже его прозвали Святым. Король заботился о повышении престижа государства и всеми правдами и неправдами собирал в Париж святые реликвии. Самой ценной из них стал Терновый Венец Христа. Его купили в Венеции в 1239-м году. Сент-Шапель построили чуть позже, в 1248-году.
– Всем дозволялось видеть такую реликвию?
– В том то и дело, что нет. Сент-Шапель состоит из двух частей. В нижнем храме проходили мессы для служителей дворца. Реликвии хранились в верхней капелле. Её украсили потрясающими витражами. Видеть Терновый венец и часть подлинного Креста Господня могли только сам король и его приближённые. Сейчас реликвии хранятся в Нотр Дам. В Сент-Шапель выставлена лишь современная модель Тернового Венца.
Доставай наши аусвайсы, очередь подошла, остальное узнаем внутри.
Сент-Шапель милостиво разрешила нам бесплатно осмотреть удивительные витражи церкви. (Добавлю в скобках что авторы – члены международной ассоциации гидов и обладатели соответствующего документа, который не во всём международье принимают за серьёзный документ. Но некоторые музеи относятся к гидам со снисхождением и позволяют сэкономить несколько евро на входных билетах).
Витражи сохранились в часовне с незапамятного XIII века.
Я с восторгом замираю в нижней капелле, рассматриваю своды.
Но Начальник торопится наверх:
– Пойдём, давай самое интересное рассмотрим, потом ещё задержимся внизу.
В Верхней Капелле я и вовсе теряю дар речи.
Медленно перевожу взгляд от одного окна к другому, стараюсь угадать сюжеты, узнать библейские персонажи.
Жаль, что я так слабо знаю Библию… Знакомыми для меня оказываются только французские символы.
Мы долго стоим рядом лицом к западной стене, не в силах оторвать взгляд от розы.
Если составлять список приоритетных к посещению парижских достопримечательностей, я поставлю Сент-Шапель
в один ряд с музеями Лувр и Орсе, башней Монпарнас.
К сожалению, мы не собрали необходимое количество снимков для того, чтобы глобально разобраться с изображениями. Если судьба вновь занесёт в Париж, то возможно, мы покажем многие из 1113-ти сцен на 15-ти витражах и объясним, что к чему, подобно тому, как мы рассказали едва ли не о всех капителях собора аббатства Везле. Для интересующихся представлю переснятый из брошюры план с сюжетами изображений и пояснительный текст к ним.
По дороге от Сент-Шапель мы задержались у башенных часов. Обратите внимание на обозначение четырёх часов. Вместо привычных римских IV, четвёрка на них обозначена тремя единицами – IIII. Если кто знает – почему, расскажите, пожалуйста!
Площадь Шатле. Фонтан Победы
По мосту Менял мы снова перешли Сену
и добрались до площади Шатле. Как было не задержаться у фонтана Победы, тем более, что он просто купается в лучах осеннего солнца!
– Что у нас в путеводителе написано про фонтан?
– Установлен в 1806-м году стараниями Франсуа-Жана Бралля главного водопроводчика инженера Парижа по водоснабжению.
– Без Наполеонушки, поди, не обошлось?
– Никак! Наверху – Виктория, богиня победы. На обелиске с листьями пальм начертаны победы императора в Германии, Италии, Египте. Особо отмечены египетские победы – вокруг обелиска важно возлежат древнеегипетские сфинксы.
Их широко раскрытые пасти исторгают воду.
Тут вот и голубь прикидывается приличной птицей.
Для наглядности – фрагмент схемы, на ней обозначены и Часовая башня, и мост Менял, и площадь Шатле.
Вопрос дальнейшей прогулки таки решили в пользу возвращения в гостиницу. Надо было взять запасную батарейку. Не хотелось снимать «мыльницей», при наличии «зеркалки». Да и перекусить не мешало бы.
Мы нырнули в ближайшую станцию метро, она так и называется – “Шатле” и минут через 15 вынырнули на площади Италии. В отеле решили технические и бытовые вопросы, да продолжили восхищаться Парижем. Только уже сверху. 🙂
Эйфелева башня
Достаточно разветвлённая сеть парижского метро позволяет быстро добраться до любого туристического объекта. На станциях непременно найдёте указатели, следуя которым быстро обнаружите искомое место.
Все подступы к башне были заняты людьми. Кто-то фотографировал башню,
кто-то просто ею любовался. Мы обратили внимание на проплывающие мимо bateaux-mouches (лодочки).
Многие с упоением делали селфи себяшки.
Всюду сновали торговцы
эйфелевой мишурой.
Моё внимание привлекла лазерная указка. На ней стояла сетка-насадка, которая рассеивала направленный луч и создавала интересные световые блики на земле. Я сразу вспомнила о дне рождения племяша Феди.
– Надо Федюхе купить такую указку. Сколько Вы за неё хотите? – обратилась я по-английски к чернокожему торговцу.
– Недорого, всего 35 евро, мадам, – услышала я в ответ.
Мы преспокойно пошли дальше. Негр афрофранцуз не отставал.
– Ваша цена, мадам? – он показал свою готовность торговаться.
– Пять евро, – бросила я на ходу.
– Хорошо, 25.
Мы даже не повернули голову в его сторону.
– Двадцать, – услышала я рядом, – ну ладно, пятнадцать.
Мы равнодушно продолжали путь.
– Хорошо, давайте десять, – снова скинул цену торговец.
Указку купить хотелось. За десять я уже готова была её приобрести, но, подумав, набавила три евро на свою первоначальную цену.
– Возьму за восемь.
– Берите! – обрадовался афрофранцуз.
Сейчас даже любопытно, можно было бы «дожать» его если не до 5, то до 6 евро?
Хоть залезание на Эйфелеву башню в первоначальные планы и не входило, мы с готовностью встали в очередь. По мере продвижения в ней, мы с упоением снимали виды башни.
Сколько снимков я удалила, чтобы выбрать несколько?
Когда мы присоединились к очереди не скажу, время я не засекла, но стояли мы, наверное, дольше, чем в музей д’Орсе. На вскидку, не больше 40 минут, может быть и в полчаса управились. Вечер случился тёплым и сухим. Мы то и дело вскидывали голову и любовались на парижскую красавицу.
Наблюдали, как лифт уносил наверх очередную партию счастливчиков, сделали стопиццот кадров башни с разных ракурсов, запечатлели её создателя
и, наконец, протянув гидовские аусвайсы в кассу, услышали:
– Нет, у нас нет скидок для гидов.
Пришлось расстаться с 22 евро.
Минут пять ожидания, когда подъедет лифт. Несколько минут в битком набитой кабинке, который поднимает нас на средний уровень и… я понимаю, что мне жутко стоять наверху (проклятая боязнь высоты) и всё, что я хочу – быстрее вернуться на твердь земную.
– Ты что? Пойдём, смотри, здесь заграждения, ты же хотела подняться! – подбадривает меня Начальник.
– Я не могу. Я боюсь. Иди один, я здесь постою.
– Боже! Зачем же ты залезла!? Почему сразу не сказала, что будет плохо!?
– Я думала – пронесёт… Я ведь на многие башни спокойно лазила, помнишь в Амьене? Ведь всё было в порядке… А здесь… Иди, я тебя вот здесь, в магазинчике подожду.
Начальник отправился любоваться ночным Парижем,
а я зашла в сувенирную лавочку, изучила весь ассортимент. Заскучав, вышла наружу и издалека рассматривала усеянный огнями город.
Моя ярко оранжевая куртка, отсутствие камеры и скучающая поза привлекли внимание посетителей и ко мне пару раз обратились с вопросами – где здесь туалет и где лифт, чтобы подняться на самую верхотуру.
– I don’t know – ответила я оба раза и, наверное, адресаты сделали вывод о некомпетентности персонала башни. 🙁
Вскоре и Пётр подошёл. Мы дождались лифта, спустились ещё на один уровень вниз.
Здесь я почему-то почувствовала себя гораздо увереннее. Смело подошла к краю, полюбовалась ночным Парижем.
Сделала традиционный символический плевок вниз. Мы задержались у небольшой экспозиции с макетами павильонов выставки. Помните, наших “Рабочего и колхозцицу”? Вера Мухина сделала монумент именно для парижской выставки. Стояла скульптура на советском павильоне, аккурат напротив немецкого, увенчанного орлом.
Мы рассмотрели отметки самых высоких сооружений в мире. Нашу Останкинскую почему-то не отыскали.
Уходить не хотелось и мы сделали ещё 20-30 кадров ночного Парижа. Не бойтесь, покажу ещё только два.
Панорамные снимки города перемешаны с фотографиями Эйфелевой башни, какой мы её увидели со второго уровня.
Наконец, мы вошли в кабинку ехавшего вниз лифта. Сразу идти домой не хотелось. Мы дошли до Марсова поля. Как будто чувствовали, что больше не найдём времени погулять по широченной аллее. Сверху она хорошо освещена, а внизу была такая тьма, что камера не могла сфокусироваться. Но всё внимание снова тянет на себя Эйфелева башня. Последний кадр.
И ещё один, как же без меня на её фоне?
На последнем снимке видно, что на башню уже спустилась осенняя дымка. Пожалуй, за день ей уже ужасно надоело позировать перед камерами, она накрывалась одеялом тумана, оставила для любопытных только остов.
Шагать к той же станции метро не хотелось. Начальник внимательно изучил план местности и, как всегда уверенно, повёл меня к другой линии метро. Мы рассматривали притихшие улицы, многоэтажные дома с мансардами и старались угадать, в каком же из домов снимал комнату наш друг во время одинокого парижского тура. За разговором добрались до станции Дюпле (Dupleix). Последняя запись этого дня в моей книжечке гласит: «В номере хотели перекусить, но очень устали и не проголодались. Упали замертво. Время 22.30».
Продолжение в рассказе “Елисейские поля и мост Александра III”.
Очень эффектные снимки! И, как всегда, увлекательный живой текст. В результате – “Опять в Париж захотелось…” :). Может устроить встречу в Париже?
Вера, спасибо! Как было бы здорово встретится в Париже! Тогда непременно все вместе прокатились бы на кораблике!
Вечерняя башня удивительна! Такие ей цвета подобрали замечательные: и собственный, и вечерней подсветки, что глядишь-не наглядишься. А узоры ее? Кружева прямо. И ночью сильно бьющий вдаль прожектор – тоже незабываемо. Снимки ночной башни у меня совсем не получились.
Сент-Шапель внутри – что-то восхитительное. Нам ее и Дворец правосудия только показали, я сфотографировала и свернули мы к Нотр-Даму. В Париже куда ни глянь – сплошная красота, сплошная история.
Лена, спасибо тебе, что не оставляешь без внимания мои парижские прогулки. Представляешь, сколько наши ненасытные руки сделали снимков башни? Думали – что-то не получится… Получилось почти всё! Наш “кэнон” словно оправдывался, что подвёл нас в Сент-Шапель… Мы тоже хороши, забыли всё на свете, даже не подумали о запасной батарее. Знаешь, даст Бог, мы вернёмся в Париж, тогда непременно ещё зайду в Сент-Шапель. Никакие снимки не передают удивительного пространства с витражами!