Памятник Гоголю находится в Москве, во дворике дома, где жил и умер великий писатель. Вообще-то в городе есть целых два памятника Николаю Васильевичу Гоголю. В этой статье речь пойдёт об их истории и художественных особенностях.
Скульптор Николай Андреев
Первый памятник Гоголю в Москве выполнил скульптор Андреев.
Николай Андреевич Андреев родился в Москве в семье плотника. Он закончил Строгановское училище, затем МУЖВЗ по классу скульптуры. Его учителем был Сергей Михайлович Волнухин. В 1909 году Андреев создал два замечательных скульптурных произведения. Это бюст “святого доктора” Фёдора Петровича (Фридриха Йозефа) Гааза и удивительный памятник Николаю Васильевичу Гоголю.
Судьба мастера после 1917 года сложилась достаточно благополучно.Он стал зачинателем художественной и монументальной “ленинианы”, столь популярной впоследствии среди конъюнктурщиков от искусства. На счёту Андреева около 200 графических и 100 скульптурных портретов “вождя”.
Также Андреев создал множество портретов известных современников – от партаппаратчиков вроде Сталина и Луначарского, до Горького, Станиславского и Шаляпина.
Последней крупной работой Андреева стал памятник Александру Николаевичу Островскому у Малого театра.
Памятник Гоголю. История создания
Андреев создал памятник Николаю Васильевичу Гоголю в связи со столетием великого писателя. Юбилей должны были отмечать в 1909 году. Конкурс на лучший памятник объявили за три года до памятной даты. Условия конкурса были очень жёсткими: за проект должны был проголосовать все члены комитета без исключения.
Ещё в 1904 году Андреев создал бюст Гоголя. Его установили в Миргороде. Члены комитета единогласно решили, что Андреев станет лучшим исполнителем памятника. Скульптор долго и тщательно готовился к этому почётному заказу. Он изучал биографию Гоголя, читал и перечитывал его книги, рассматривал и копировал прижизненные портреты. В поисках художественного озарения он посетил сестру писателя Ольгу Головню, ездил в Миргород и Яновщину, рисовал украинских крестьян.
Моделью скульптору послужил его брат Вячеслав Андреев.
“В согбенной фигуре брата, устало опустившейся на скамью, кутающегося в широкие полы плаща, в поникшей голове, устремлённом вниз рассеянном взоре художник словно увидел живого Гоголя, погружённого в тяжкие размышления, измученного внутренней борьбой.”
Открытие памятника перенесли с 20 марта (дня рождения писателя) на 26 апреля 1909 года из-за холодной погоды и Великого поста. Однако 25 апреля в строгом соответствии с гоголевскими фантасмагориями в Москве разразилась снежная буря. 26 апреля было очень холодно и сыро, что не помешало тысячам людей прийти на церемонию открытия памятника.
Писатель Борис Зайцев вспоминал:
Открывали памятник в сырости, холоде, липы едва распустились. Трибуны окружали монумент. Помню минуту, когда упал брезент и Гоголя наконец увидели. Да, неказисто он сидел… и некий вздох прошёл по толпе.”
Памятник Гоголю. Реакция общественности
Отзывы о статуе оказались самыми разными: от восторженных до уничижительных. Творение Андреева никого не оставило равнодушным. Произведение было слишком непривычным, модернистским. Сторонники “критического реализма” называли его декадентским, упадническим. Фигуру Гоголя сравнивали с вороной, с летучей мышью, насмешкам не было конца. Однако Лев Толстой, в последний раз побывавший в Москве в 1909 году и осмотревший памятник, отметил:
Мне нравится. Очень значительное выражение лица.
Илья Ефимович Репин дал следующую оценку произведению Николая Андреева:
Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное. Да здравствует Н.А.Андреев!
В конце 80-х годов прошлого века мне довелось услышать замечательную оценку этого памятника: “Половина лица Гоголя плачет, а половина – смеётся.” Недаром на могильном камне писателя высечена строка из пророка Иеремии:
“Путешествия” памятника Гоголю
Памятник Гоголю работы Николая Андреева не устоял на своём месте в торце Пречистенского, ныне Гоголевского бульвара. В 1951 году его убрали по повелению Сталина, выросшего от “экспроприатора” до “великого вождя”. Он дважды в день проезжал мимо памятника Гоголю направляясь с ближней дачи в Кремль и обратно. А тут и повод подвернулся: на 1952 год пришлась сотая годовщина смерти Гоголя. Торжественное празднование годовщин смерти великих поэтов и писателей было характерной приметой сталинской эпохи.
Статую Гоголя работы Андреева отправили “в ссылку” в Донской монастырь. Памятник оказался в одной компании с кусками барельфов с храма Христа Спасителя, фрагментами разрушенных московских церквей Успения на Покровке, Николы Большой Крест и триумфальной арки.
На его месте по повелению “вождя” установили бодрого чиновника, идущего на доклад к столоначальнику с какими-то бумажками в руках. Автором второго памятника Гоголю стал известный советский скульптор Николай Томский. Он считал свою работу неудачной и оправдывался катастрофической нехваткой времени. У него был всего год на проработку художественного образа, лепку и отливку статуи.
Появление новой статуи Гоголя на привычном месте вызвало весьма ехидную реакцию известного сценариста Александра Раскина.
Юмор Гоголя нам мил
Слёзы Гоголя помеха
Сидя грусть он наводил
Пусть теперь стоит для смеха
“Ссылка” андреевского Гоголя продлилась сравнительно недолго. В 1953 году умер “вождь”, а вскоре началась “оттепель”. В 1959 году памятник работы Николая Андреева решено было перенести во двор дома, где с 1848 года жил и в феврале 1852 года умер Николай Васильевич Гоголь.
Барельефы памятника Гоголю
Давайте ещё раз посмотрим на андреевский памятник.
Бронзовый писатель понуро сгорбился, кутаясь в широкий плащ. На постаменте нет никакой словесной шелухи вроде: “Великому русскому художнику слова от Правительства Советского Союза”. Там есть лишь одно емкое слово: “Гоголь”.
Пьедестал опоясан барельефами работы Андреева. На них мастер изобразил литературных героев гоголевских произведений.
Ревизор
Лицевая грань целиком посвящена “Ревизору”.
Слева виден Иван Александрович Хлестаков. Перед ним вытянулся сам Антон Иванович Сквозник-Дмухановский с супругой и дочерью. Следующая парочка прекрасно узнаваема: это сплетники Бобчинский и Добчинский. Далее почтительно склонились чиновники: попечитель богоугодных заведений Земляника, судья Ляпкин-Тяпкин, берущий взятки борзыми щенками, лекарь Иван Христианович Гибнер и так далее.
Мёртвые души
На северной грани постамента скульптор отвёл место персонажам “Мёртвых душ”.
Слева направо легко узнаваемы сам Павел Иванович Чичиков, далее Собакевич, Манилов, мечтавший построить дом с балконом, откуда Москву видно. За ними следуют Ноздрёв, Коробочка, у которой крепостные девки хорошо загибают пресный пирог с яйцом и, наконец, Плюшкин.
Петербургские повести
Тыльная грань посвящается “Петербургским повестям”.
Здесь легко узнать майора Ковалёва, потерявшего свой нос, душепродавца художника Чарткова из повести “Портрет” и несчастного Акакия Акакиевича Башмачкина, превратившегося в грозного призрака, сдиравшего с чиновников форменные шинели.
Вечера на хуторе близ Диканьки
Южная грань, в соответствии с географией, обращена в сторону степей. Здесь мы видим персонажей украинских повестей Гоголя.
К счастью ни Вий, ни упыри с вурдалаками на барельеф не попали. Зато присутствуют Солоха с дьяком, Головой и чёртом. За ними кузнец Вакула обхаживает красавицу Оксану, получившую таки царские черевички. Следом видны Тарас Бульба с Остапом и Андрием. Считается, что Андреев Вылепил Тараса Бульбу с Владимира Алексеевича Гиляровского – короля московских репортёров рубежа XIX-XX столетий. Затем видны поссорившиеся Иван Иванович с Иваном Никифоровичем и, наконец, трогательные и печальные старосветские помещики: Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна.
Кого как, а меня рассматривание барельефов заставило перечитать некоторые произведения Николая Васильевича Гоголя.
О могиле Н.В.Гоголя на Новодевичьем кладбище есть отдельная статья.
Подробности о памятнике Н.В.Гоголю можно узнать на экскурсии “От Гоголя к Булгакову”. Тематика моих прогулок по Москве и условия заказа экскурсии описаны в статье