Оружейная палата после 1917 года. О последних царских поступлениях в коллекцию рассказали в предыдущем репортаже.
Эвакуация и национализация императорских ценностей
В 1917 году из Петрограда в Москву эвакуировали ценности Эрмитажа, Русского музея, Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца и галереи драгоценностей. Двумя эшелонами в сентябре и октябре в Москву доставили огромное количество ценностей.
В январе 1918 года все эти сокровища объявили собственностью республики советов, иначе говоря национализировали. Позже национализировали Патриаршую ризницу и ризницы всех кремлёвских соборов и монастырей.
Их разбором и изучением вначале занимался первый после свержения монархии директор Оружейной палаты Михаил Сергеевич Сергеев. С 1922 года эти сокровища изучал следующий директор Дмитрий Дмитриевич Иванов.
Оружейная палата после 1917 года. Комиссия по разбору дворцового имущества
В том же 1922 году создаётся комиссия по разбору дворцового имущества. Комиссия решает, что делать с памятниками. Часть была уничтожена путём переплавки, что-то поступило в гохран и позже было продано. Судьба Орловского сервиза оказалась весьма драматичной. Его привезли из Петрограда в Москву в числе эвакуированных ценностей. Более тысячи предметов доставили в нескольких ящиках. Часть вернули в Эрмитаж, часть продали и около ста предметов по инициативе Дмитрия Дмитриевича Иванова удалось сохранить в собрании Оружейной палаты.
Памятники, отправляемые в гохран, поступали с пометкой “не для переплавки”. Неизвестно, обращали ли комиссары на это внимание. Члены комиссии, среди которых были директора музеев и деятели культуры, старались спасти каждый предмет. Им удалось спасти немало шедевров.
Оружейная палата после 1917 года. Спасённые шедевры
Например удалось сохранить уникальную табакерку. Её заказала Елизавета Петровна как подарок своему бывшему фавориту Алексею Григорьевичу Разумовскому. Её сделал знаменитый ювелир Позье.
Часть царского имущества, привезённая из императорских резиденций, в том числе из Зимнего дворца сохранилась в коллекции ГОП. Например веер-маска немецкой работы 1700 (!) года. Это один из старейших вееров в собрании.
В Оружейной палате выставляются памятники, поступившие из ризниц кремлёвских соборов и монастырей. Оклад Евангелия начала 70-х годов XVI века – это вклад Ивана Грозного в Благовещенский собор. По какому поводу царь сделал этот вклад неизвестно. Возможно, произошло какое-то событие в царской семье. Его считают непревзойдённым шедевром русских златокузнецов.
Ещё один шедевр – блюдо Марии Темрюковны – вначале преподнесли второй царской супруге во время свадебной церемонии. После её смерти Иван Грозный отослал оклад в Троице-Сергиев монастырь в качестве вклада. В 20-е годы ХХ века комиссия разбирала конфискованные ценности из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Блюдо поступило в Оружейную палату по настоянию Д.Д.Иванова как работа работа кремлёвских златокузнецов.
Новая концепция музея Московского кремля
Будучи директором Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов сыграл большую роль в создании новой экспозиции 1924 года. Он выдвинул новую концепцию музея. Оружейная палата перестаёт быть сокровищницей династии Романовых и превращается в музей декоративно-прикладного искусства. Этот музей представляет работы русских, западноевропейских и восточных мастеров. Благодаря этой концепции музей удалось сохранить. Главная идея экспозиции 1924 года – показ высших достижений мастеров декоративно-прикладного искусства русского и иностранного происхождения. Этот подход стал доминирующим в советское время. Он проявился в экспозиции всех залов Оружейной палаты – зала оружия с экспозицией 1986 года
и зала западноевропейского серебра.
В некоторых витринах этого зала представляют национальные серебряные школы. В английской витрине находятся произведения лондонских мастеров.
Фонтан “Водяной взвод”
Отчасти в этом зале сохраняется старый принцип XIX века. Это показ дипломатических даров, поднесённых русским царям. Это произведения, которые некогда входили в состав Казённого двора. В этом зале существуют витрины польских, датских, шведских посольских даров. Последняя коллекция относится к наиболее ценным и многочисленным. Здесь стоит обратить внимание на подарок шведского короля Карла XI настольный фонтан “водяной взвод”. Его выполнил гамбургский мастер Петер Ор. Этот фонтан наполнялся душистой розовой водой и некими ароматическими веществами. Последние поджигали с помощю серы. Из молнии, которую держит статуэтка Юпитера, шёл дымок, а из пастей драконов в нижнем ярусе разбрызгивалась розовя вода. Его действие показали царю Алексею Михайловичу, но позже его уже не использовали.
Коллекция экипажей
Зал экипажей представляет кареты XVII-XVIII веков. Многие из них использовали в качестве коронационных экипажей.
Исключение составляет самая ранняя английская карета допетровского времени. Однако в старину её также использовали русские государи, в том числе во время дипломатических приёмов.
Один из экипажей не только подновили к коронации Александра III, но и поместили на дверцах новое украшение. Это карета прусской работы. Прусский король Фридрих II подарил её Елизавете Петровне. Это великолепный пример немецкого рококо. В 1883 году карету подновили для торжественного въезда в Москву коронационной процессии. Во главе процессии верхом ехал император, а в карете должна была ехать Её Величество Мария Фёдоровна. На дверцах поместили изображение двуглавого орла, усыпанное стразами.
Коронационные одеяния
Коллекция коронационных костюмов пополнялась после каждой коронации. Комплект коронационных одежд включал мантию. Все мантии XIX века, поступившие в музей, сохраняли подбивку из меха горностая.
Поступали и коронационные мундиры российских императоров. Они хранятся в фондах, в том числе коронационный костюм Александра I.
О коронационных платьях подробнее подробно рассказано здесь. С 1883 года коронационные костюмы стали частью экспозиции.
Оружейная палата после 1917 года. Пасхальные яйца работы Фаберже
В 20-е годы в Оружейную палату также передали изделия фирмы Фаберже. Это императорские пасхальные подарки. В собрании Оружейной палаты их 10, всего Фаберже изготовил 50 пасхальных яиц. Их делали с 1885 до 1915 года. Накануне Пасхи в субботу Александр III, а позже Николай II дарили пасхальное яйцо супруге. Николай преподносил его и матери. В годы правления Николая II фирм Фаберже создавала по два пасхальных подарка. Их перевезли из Петербурга в 1917 году, затем передали в гохран, а в 1927 году из гохрана снова передали в Оружейную палату. Вернули 24 пасхальных яйца, позже осталось только 10.
Остальные продали. Несмотря на утраты в Оружейной палате находится самая большая коллекция императорских пасхальных подарков фирмы Фаберже.
Замечательное яйцо 1900 года посвящается строительству Транссибирской железной дороги. Сюрприз этого яйца – заводной поезд, сделанный из золота и платины. Механизм находится в паровозе, его можно завести. Царская семья видела его движущимся.
Символом коллекции служит пасхальное яйцо Московский кремль. Император преподнёс его Александре Фёдоровне в 1906 году. Его сюрприз – это музыкальная шкатулка. Она исполняет “Херувимскую”.
В 1913 году императрице преподнесли яйцо в честь 300-летия Дома Романовых. Его сюрприз – тёмно-синий глобус из воронёной стали с накладными золотыми материками. На глобусе дважды изображено Северное полушарие, соответственно дважды видно русское государство в границах 1613 года и 300 лет спустя. Южного полушария на глобусе нет.
Другие произведения фирмы Фаберже
В коллекцию изделий Фаберже входит цветок Анютины глазки. Он относится к серии Object de fantasie, очень модному в направлению в творчестве Фаберже. Это подарок Николая II супруге на десятилетие свадьбы. Если нажать на кнопку, то цветок открывается. Внутри видны портреты царских детей.
Закупочная комиссия музея в 1995 году приобрела замечательный одуванчик работы фирмы Фаберже. Это удивительное повторение живого цветка. Шапочку сделали используя настоящий пух одуванчика, листочки сделали из нефрита.
Оружейная палата представляет около 4000 экспонатов в девяти залах. В парадном вестибюле находится портрет Петра I кисти художника Тоннауэра. Именно он первым предложил показывать кремлёвские сокровища посетителям. Осуществили его идею спустя почти 100 лет в 1806 году.
Все статьи цикла написаны по материалам лекции методиста I категории экскурсионно-методического отдела кремля Юлии Николаевны Уваровой.
Все статьи цикла об истории музея Оружейная палата
Государева казна.
Сокровища государевой казны.
Постельная и Конюшенная казна.
Формирование Оружейной палаты.
Мастерская и Оружейная палата.
Оружейная палата в XVIII веке.
Музей “Оружейная палата”.
Оружейная палата после 1917 года.