Олимпийский сервиз создали во Франции на знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуре и рассчитан на 40 персон. Несмотря на то, что сервиз состоит из 166 предметов, он предназначен для десерта. Олимпийский сервиз считается шедевром росписи по фарфору, хотя сами фарфоровые предметы здесь не очень хорошего качества. Мастера фарфора великолепно замаскировали все недостатки изящными росписями.
Европейцы раскрыли секрет производства фарфора в начале XVIII века. Первоначально фарфор стали производить в Германии, затем во Франции, и несколько позже – в России. В Германии создателем фарфора стал алхимик Иоганн Бётгер, а первую мануфактуру открыли в Саксонии в городе Майссен. В России секрет фарфора открыл Дмитрий Виноградов. Благодаря ему, в Елизаветинские времена в Петербурге основали Императорский фарфоровый завод.
Любопытно, что французы раскрыли секрет фарфора благодаря промышленному шпионажу миссионера-иезуита Франсуа-Ксавье д’Антреколя. В 1730 году начала работать Венсеннская мануфактура, позже её перевели в Севр поближе ко дворцу мадам де Помпадур, которая всячески поддерживала фарфоровое дело во Франции. Однако, в ту пору в Севре производили т.н. “мягкий фарфор”.
В начале XIX века изобрели твёрдый фарфор и в коллекции Оружейной палате находится “Олимпийский” сервиз – один из первых сервизов из твёрдого фарфора. Его создали мастерами Браньяр к свадьбе брата Наполеона Бонапарта Жерома. Свадьба состоялась в июле 1807 г. На сервизе изображены сцены из античной мифологии, выполненные в стиле ампир, поэтому он называется “Олимпийским”.
Тарелки Олимпийского сервиза
Сервиз включает 69 тарелок, на каждой из которых изображён оригинальный сюжет.
Все сюжеты «Олимпийского» сервиза группируются на шесть различных тем:
«Аполлон и музы» – 11 тарелок;
«Венера и Амур» 9 тарелок,
«Амур и Психея»
и «Подвиги Геркулеса» – по 8 тарелок;
«Юпитер и Юнона» – 7 тарелок;
“Образы любви” – сюжеты, посвященная любовным коллизиям богов и героев.
Таким образом, Венера и Амур соединяют жениха и невесту любовным чувством, а Юпитер и Юнона — узами брака. Аполлон и музы славят достоинства жениха и красоту невесты.
Интересно, что столько обнажённой натуры вы не встретите ни в каком другом фарфоровом комплексе. При этом трудно найти другое произведение, в котором на основе мифологических сюжетов было бы создано столь высокоморальное повествование.
Олимпийский сервиз в деталях
Кроме того в сервизе есть вазы для цветов, вазы для фруктов, мороженица, большая настольная ваза, бутылочные и рюмочные передачи. В состав сервиза входят два ритона в форме рогов изобилия. Они служили для украшения стола. Внутри находился сосуд с водой, в воду ставили цветы и цветочная гирлянда выплескивалась на стол и уходила в другой ритон.
Наполеон Бонапарт подарил сервиз императору Александру I в 1807 году в честь заключения Тильзитского мира.
Свадьба Жерома Наполеона состоялась в июле 1807 года, а уже в сентябре его брат забрал сервиз и послал императору Александру I. Это связано с подарком российского императора Наполеону. После подписания Тильзитского мира, Александр I от широты чувств, вдогонку послал Наполеону две шубы драгоценного меха. Наполеону нужно было быстро отдариться, поэтому он и взял “Олимпийский” сервиз и послал в Россию. Сервиз преподнесли российскому императору за 5 лет до начала Отечественной войны 1812 года.
Будучи человеком недоверчивым и скептически настроенным к договорённостям с французским императором, Александр I отнёсся к этому подарку как к своего рода Троянскому коню и процитировал античных авторов: «Бойтесь данайцев, дары приносящих», «Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!» «Тимео данаяс э донна ферентес – боюсь данайцев, дары приносящих». Впоследствии оказалось, что Государь был абсолютно прав – в 1812 году Наполеон напал на Россию.
Сервиз до 1981 года находился в Большом Кремлёвском дворце, а с 1981 года он находится на экспозиции в Оружейной палате.
По материалам лектория “Музеев Московского Кремля”.
Фото мы позаимствовали с сайта www.kreml.ru