Нежданно-негаданно я попала на выставку в Инженерном корпусе ГТГ в Лаврушинском переулке. «Тайны старых картин» – так устроители назвали показ нескольких полотен русских художников, о которых историки искусств и реставраторы узнали немного больше, чем сами картины рассказывали о себе. Для небольшого обзора я выбрала некоторые картины, те, дополнительные сведения о которых послужат подспорьем для самообразования московского гида-переводчика.
И.Е.Репин «Портрет П.М.Третьякова» на выставке “Тайны старых картин”
Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И.Е.Репина «Портрет П.М.Третьякова». В зале И.Е.Репина мы часто показываем картину нашим туристам и привыкли, что на портрете Павел Михайлович изображён, сидящим на фоне полотен своего собрания.
Известно, что коллекционер не собирался позировать художнику, он не хотел, чтобы его лицо стало узнаваемым. Илье Ефимовичу стоило немалого труда уговорить Третьякова позировать. Репин считал, что создателя первой народной галереи в России и во всем мире должны знать в лицо.
Наконец, Павел Михайлович сдался, но сеансы были короткими из-за занятости коллекционера. Обычно И.Е.Репин писал очень быстро, но над портретом Третьякова он работал с перерывами больше года. Начал работать в январе 1882 года, он завершил его в 1883 году.
На выставке эта работу представили вместе с похожей картиной художника. Мало кто знает, что существует авторское повторение портрета П.М.Третьякова. Совет Галереи заказал И.Репину посмертный портрет мецената. Художник немного изменил позу П.М. Третьякова, изобразил его стоящим у лестницы в зале И.Шишкина. На задний план он поместил фрагмент полотна В.Васнецова «Богатыри». Этот портрет написан в 1901 году.
Существует ещё одна небольшая картина, где вместо П.М.Третьякова изображён Н.А.Мудрогель (1868-1942) – старейший сотрудник Третьяковской галереи, автор воспоминаний «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской Галерее». Его первые 16 лет работы в Галерее прошли под руководством самого П.М. Третьякова. Портрет Мудрогеля Илья Ефимович написал в 1904 году. («Н.А.Мудрогель в позе П.М.Третьякова в залах галереи. Этюд»)
О.А. Кипренский. “Автопортрет” на выставке “Тайны старых картин”
Любопытно, что атрибуция автопортретов Ореста Адамовича Кипренского принадлежит десяти различным портретам. Историков искусств не смущало, что на всех «автопортретах» изображены разные мужчины. Современные исследования утверждают, что на самом деле со 100% уверенностью можно атрибутировать только два автопортрета Кипренского. Один из них находится в Италии, другой в ГТГ, это известный автопортрет в полосатом халате.
Все остальные работы нельзя признать не только автопортретами мастера, но даже и работами самого Ореста Адамовича. Например, портрет молодого человека с кистями за ухом может быть стилизацией европейской картины неизвестного художника.
В.В.Пукирев «Неравный брак» на выставке “Тайны старых картин”
Новые исследования любимого полотна, наконец, расставляют все точки над «i» в пикантной истории, рассказанной Василием Владимировичем Пукиревым. Он написал эту картину вскоре после указа Священного Синода о запрещении браков с большой разницей в возрасте, поэтому в обществе это полотно имело огромный успех.
Сюжетом картины послужила история друга художника Сергея Варенцова, невесту которого звали Прасковья. Родители девушки отказали молодому человеку и сосватали дочь богатому и пожилому родственнику несчастного жениха. Поэтому в замужестве Прасковья Матвеевна тоже стала Варенцовой. Сергей Варенцов же стал шафером на свадьбе любимой.
Любопытно отметить, что на невесте надето не свадебное, а бальное платье. В то время считалось недопустимым появиться в церкви в декольте с открытыми руками. На этой свадьбе действо показано не по правилам, против воли невесты, поэтому и священник в тени.
***
Хотя сюжет был взят из реальной жизни, моделями Василия Пукарева стали другие люди. В роли шафера он действительно изобразил себя.
На выставке представлена репродукция автопортрета художника. (Оригинал хранится в Русском музее).
Моделью престарелого жениха стал повар семьи Варенцовых. Но Пукирев изобразил его весьма солидно. Любопытно, что на выставке представили эскиз – портрет пожилого человека с подписью на обратной стороне:
“Пукиревъ. Этюд къ картине “Неравный бракъ” (Третьяк. гал.) Писано съ Князя Цицiанова”
Других участников свадебной церемонии Пукирев писал со своих знакомых.
На голову женщины, которая выглядывает из-за плеча престарелого жениха, надет венок из флёрдоранж.
Венок из этих цветков на голове немолодой дамы намекает на прошлые браки жениха.
(Фр. fleur d ‘orange – цветок апельсина. Вернее, цветок дикого апельсина, померанцевого дерева, свадебный цветок. С викторианских времён платья невесты украшают цветками флердоранжа, их вплетают в прически и венки, вставляют в букеты. Цветы померанцевого дерева безупречно белы и совсем не пахнут. Во время венчания к аромату церковных благовоний не примешиваются лишние запахи, не отвлекают и не раздражают присутствующих).
А какова же судьба Прасковьи Матвеевны Варенцовой? На выставке «Тайны старых картин» представлен и её портрет, выполненный через 44 года после написания Василием Пукиревым «Неравного брака».
Художник Владимир Дмитриевич Сухов изобразил В.М.Варенцову, когда она жила в Мазуринской богадельне Москвы.
В.Перов «Старики-родители на могиле сына» на выставке “Тайны старых картин”
Небольшая по размеру картина иллюстрирует финал романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» – родители Базарова оплакивают его могилу.
Василий Григорьевич Перов задумывал сюжет совсем по-другому. Он намеревался написать стариков повёрнутыми лицом к зрителю. Мать Базарова он изобразил коленопреклонённой. Отец низко опустил голову. Позже Василий Григорьевич изменил замысел картины и изобразил стариков спиной к зрителю. Таким мы и знаем это полотно.
А как же почти законченная первоначальная версия? В.Г.Перов разрезал полотно, «разлучив» таким образом стариков и сделал из них самостоятельные картины – портреты. «Старушка» принадлежит ГТГ.
Портрет старика работы В.Перова хранится в Минске, в Национальном музее Белоруссии.
Натюрморт-обманка на выставке “Тайны старых картин”
Картины такого рода в XVIII веке пользовались большим успехом. Художники стремились так представить вещи натюрморта, что их легко было перепутать с настоящими предметами, поэтому их называли обманками. «Натюрморт листы из книг и картинки» (1783 г) написан неизвестным художником и представляет своего рода ребус, разгадать который можно внимательно рассматривая картину и читая надписи на листах.
Ф.С.Рокотов «Неизвестный в треуголке» на выставке “Тайны старых картин”
Этот портрет хранится в ГТГ. В коллекцию музея он попал из частного собрания и происходит из дома Струйских. Черты лица молодого человека нежны, он полон обаяния беспечной юности. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным и свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность. Черты лица отличаются женственной мягкостью.
Долгое время считали, что на картине Фёдор Степанович изобразил сына Екатерины II и графа Григория Орлова графа А.Г.Бобринского, он родился в 1762 году. Такая атрибуция имела под собой основание. Известные портреты Алексея Григорьевича Бобринского сильно напоминали черты лица молодого человека на портрете Фёдора Рокотова.
Но рентген показал, что под изображением юноши есть следы другой картины. Исследования привели к выводу, что сначала Николай Еремеевич Струйский заказал Рокотову портрет своей молодой супруги Олимпиады. Но молодая женщина умерла в родах, погибли и её дети-близнецы. Портрет художник так и не неокончил.
По всей видимости, Николай Еремеевич пожелал переделать женщину в мужчину, чтобы не возбуждать ревности своей второй жены и не смущать её нежных чувств.
Н.М.Козаков “Девушка с бубном” на выставке “Тайны старых картин”
Николай Михайлович Козаков был крепостным художником помещиков Лазаревых. Жил в Пермском крае. Родился в 1822 году, дата смерти неизвестна. Глядя на его работу “Девушка с бубном” (1853 год), можно подумать, что художник работал в Италии, писал с натуры.
Впечатление совершенно обманчивое, крепостной мастер никогда не был в Италии. Свои художественные навыки он совершенствовал в Санкт-Петербурге, вольнослушателем посещал Академию художеств в 1846-50 годах, получил звание неклассного художника портретной и исторической живописи.
“Портрет девушки с бубном” он писал с одной из работ Пимена Никитича Орлова. Н.М.Козаков указал на этот факт на самой картине. Обратите внимание на кокетку блузы девушки. На первый взгляд можно подумать, что блуза украшена орнаментом. На самом деле узором художник вывел надпись, где указал имя автора оригинала.
К.А.Коровин «Портрет хористки» на выставке “Тайны старых картин”
На экспозиции ГТГ мы чрезвычайно редко показываем залы В.Серова, К.Коровина, и других представителей русского искусства рубежа веков. Но портрет молодой женщины К.Коровина мне показался любопытным из-за надписи на обороте, сделанной самим художником. Судя по этой заметке, Коровин много раньше Серова начал использовать приёмы импрессионизма в портретной живописи. Вот какую надпись обнаружили искусствоведы на картине»:
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С.И.Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это – это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам – г.Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Константин Коровин».
Я рассказала лишь о нескольких работах на выставке «Тайны старых картин». Но на ней представлено гораздо больше работ, чем вместил этот скромный обзор.
Снимками поживилась в сети. Взяла отсюда
cultobzor.ru/2016/06/tainy-staryh-kartin
и отсюда http://mayak-parnasa.livejournal.com/793963.html
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Новодевичий монастырь. Экскурсия
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве
Танечка, снова с большим удовольствием и с пользой для себя прочитала про художников и их картины. А можно маленькую поправку? Картина Васнецова называется “Богатыри”. Так меня поправила смотрительница музея-квартиры В., когда я внукам проводила самостоятельную экскурсию.
Валентина, спасибо за Вашу внимательность! Отредактирую текст.