“Новое общество художников” – это петербургское объединение живописцев начала XX века. В конце октября 2024 года в музее Русского импрессионизма открылась выставка под таким же названием. Выставку посвятили творческому сообществу, существовавшему с 1903 по 1917 год.
В настоящей статье мы поделились впечатлениями от выставки “Новое общество художником” (НОХ). Также упомянули о творчестве некоторых мастеров, работы которых особенно понравились, кратко коснулись истории и принципов НОХ.
В первом разделе обзора рассказали о своих впечатлениях от выставки.
Новое общество художников. Отзыв о выставке. Личные впечатления
Мы стараемся не пропускать выставки в музее Русского импрессионизма. Музей славится яркими интересными показами. “Новое общество художников” – не исключение. Это третья и самая удачная выставка музея 2024 года. Временная экспозиция восхитила богатой коллекцией и качеством выставленных работ, интересными разделами и солидным перечнем мастеров. Мы с радостью встретили полотна старых знакомых – Александра Савинова, Александра Гауша (обратили на него внимание на выставке “Выбор Добычиной”),
Николая Милиоти, Дмитрия Стеллецкого, Елены Киселёвой.
Весьма интересно было увидеть незнакомые полотна мэтров русского искусства – Бориса Кустодиева, Александра Головина, эскиз Михаила Врубеля, натюрморт Ильи Машкова.
Удивительными открытиями выставки стали картины Константина Богаевского, Ольги Делла-Вос-Кардовской и Дмитрия Кардовского. Работы этих художников мы встречали на других выставках, но не было возможности оценить их творчество. На “Новом обществе художников” наконец увидели не одно-два полотна, а несколько, и изумились их таланту.
Замечательное новшество музея – несколько экранов, на которых чередовались стихотворные строки поэтов Серебряного века – Ахматовой, Кузьмина, Гумилёва, Пастернака, Блока и других ярких стихотворцев. Поэтические строки прекрасно подходят к выставленным полотнам, создают атмосферу той волшебной и тревожной поры.
***
“Новое общество художников” – экспозиция, от которой не хочется отрываться. Я провела в залах музея гораздо больше времени, чем обычно. Возникает желание постоять подольше каждого полотна, сполна насладиться живописью, ко многим работам возвращалась несколько раз. У раздела, посвящённого Константину Богаевскому, задержалась надолго. А потом снова спустилась в нижние выставочные залы, чтобы ещё раз полюбоваться портретами Бориса Кустодиева, архитектурными пейзажами Ольги Делла-Вос-Кардовской, ещё раз взглянуть на раздел “Царица поцелуев”.
Самые лучшие выставки для меня те, на которые непременно хочется вернуться. Для этого стараюсь увидеть новый показ сразу после открытия. Тогда, в случае интересной экспозиции, успеваю ещё раз насладиться коллекцией до закрытия выставки. “Новое общество художников” – блестящий проект музея Русского импрессионизма, который я постараюсь посмотреть ещё раз.
Кажется, досыта накормила читателей своими выставочными восторгами. Предъявляю фотоматериал, он позволит аргументировать все высокопарные эпитеты.
Ольга Делла-Вос-Кардовская
На выставке огромное впечатление произвели работы Ольги Делла-Вос-Кардовской. Её называют в числе наиболее интересных художников Серебряного века. Увы, вспоминают о ней гораздо реже, чем она того заслуживает.
Делла-Вос-Кардовская – художник “широкого профиля”. Она писала и интерьерные композиции, и лиричные пейзажи, и бытовые композиции.
Но лучше всего ей удавались портреты. Она часто писала людей незаурядных – Гумилёва, Ахматову, Чуковского (этих работ на выставке нет).
Родилась Ольга Людвиговна в 1875 году в Чернигове. Её дед был испанцем, приехал в Россию в начале XIX века. Её отец был крупным чиновником, статским советником. Ольга увлекалась живописью и 1894 году решила поступить в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Вместе с ней поступало ещё 25 девушек и множество молодых людей. Юноши потешались над девушками-художницами, зло их высмеивали, Ольге доставалось больше всех. Но все шутки прекратились, когда в студию пришел ректор Академии Илья Ефимович Репин. Из всех абитуриенток он выделил только работы Ольги Делла-Вос и лишь она стала студенткой училища.
***
В учебных мастерских талантливая художница познакомилась с Дмитрием Кардовским и в 1899 году к своей иностранной фамилии прибавила фамилию мужа.
Замужество помещало Ольге завершить курс в Академии, но не повлияло на её профессионализм. Она стала востребованным художником, преподавала. До революции супруги несколько лет жили в Европе, по возвращении – в Петербурге, Переславле-Залесском. Единственная дочь Кардовских Екатерина Дмитриевна занималась сохранением наследия родителей.
Ольга Людвиговна написала множество портретов дочери, представляя её в разных ролях – читательницей, кокеткой.
Ещё один портрет восьмилетней Кати хранится в Третьяковской галерее. Ольга Людвиговна назвала его “Девочка с васильками”. Галерея купила работу у художницы 1940 году.
Николай Гумилёв посвятил портретам Ольги Людвиговны стихотворные строки:
Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим…
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий – ритм.
Ольга Людвиговна почила в Бозе в 1952 году на 77-м году жизни. Своего мужа, художника Дмитрия Кардовского она пережила на девять лет (и была моложе его на девять лет). Работы Ольги Делла-Вос-Кардовской хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, частных собраниях.
Константин Богаевский
Второй художник, имя которого вспыхнуло для меня ослепляющей искрой, стал Константин Фёдорович Богаевский (1872-1943).
К.Богаевский – мастер, тесно связанный с Феодосией. Он родился в Крыму и погиб в Феодосии во время войны, попав под бомбёжку.
Учителем Богаевского в Академии художеств был Архип Иванович Куинджи. В начале XX века мастер много путешествовал по Европе, впитывая манеры венского Сецессиона, постигая школу Старых мастеров. Константин Фёдорович был успешным художником, выставлялся в Мюнхене, Париже, Венеции, Петербурге и Москве.
Художника высоко ценил Михаил Павлович Рябушинский. Для купленного у Зинаиды Морозовой особняка на Спиридоновке предприниматель заказал Богаевскому три панно. Декоративные работы погибли в пожаре 1995 года и были заново написаны с тщательным следованием оригиналу.
Не могу выделить какую-то одну работу К.Ф.Богаевского, показанные на выставке. Все они удивительны и не отпускают от себя.
Раздел выставки с работами К.Богаевского назвали “Киммерийская весна”. Киммерией в античности называли Северное Причерноморье. Это южный берег Крыма с Феодосией, Коктебелем, где в 1910 году обосновался Максимилиан Волошин и собрал вокруг себя “обормотов” (по собственному выражению входивших в волошинский круг Марину и Анастасию Цветаевых, Аристарха Лентулова, Осипа Мандельштама, Николая Гумилёва). Богаевский иллюстрировал сборник стихов Максимилиана Волошина “Годы странствий”.
Остаётся лишь пожалеть, что я проворонила выставки К.Богаевского и надеяться на встречу с его работами на тематических показах мастеров Серебряного века.
Интерьерные композиции
Интерьерным сюжетам на выставке “Новое общество художников” посвящён раздел “В комнатах”. Старинные дворянские усадьбы, часто безлюдные – в них так легко представить себя за книгой.
Особенно дорога для меня работа Александра Средина, изображающая комнату в имении Обнинских Белкино. В детстве мы частенько добегали до Белкино и играли в запущенном парке. Руинированную усадьбу ещё не восстановили.
Любопытно взглянуть на интерьер особняка Гончаровых Полотняный завод. Интересно, кого из Гончаровых изобразил за чтением Александр Средин?
Александр Средин окончил факультет естественных наук Московского университета. Брал уроки живописи в классе К.Коровина и В.Серова. Средин бототворил своих учителей и очень ценил советы Валентина Серова. Маститый живописец давал дельные советы по рисунку и Александр Средин называл его “костоправом рисунка”.
Королевский дворец в Вавеле мы тоже видели своими глазами. За сотню лет до нашего визита в Краков ренессансный зал с камином мог выглядеть так, как его изобразил Станислав Ноаковский.
Географическая привязка работы Николая Петрова “На балконе” не указана. Судя по горному пейзажу, это может быть Кавказ. Наполненный светом широкий балкон и панорама высоких гор вдалеке навевают мысль о неизвестности будущего этой маленькой девочки. Впрочем, вряд ли художник задумывался о философской подоплёке сюжета. Его привлекал свет, красивый вид и белое платье девчушки.
Портреты
Портреты – знакомые и незнакомые лица кисти прославленных и забытых мастеров занимают достойное место на выставке. В начале XX века людей изображали совсем не так, как это делали мастера даже 30-20 лет назад. Из всей портретной галереи на выставке “Новое общество художников” сохраняю портрет Александра Иванова. Написала портрет его жена, художница Евгения Смирнова-Иванова.
Сведений о Евгении Алексеевне Смирновой-Ивановой кот наплакал. Годы жизни – 1875-1970. Евгения Алексеевна была ученицей Николая Рериха, художник Борис Смирнов-Русецкий – её племянник. Портрет меня заинтересовал тем, что его герой – Александр Павлович Иванов (1876-1940) стал первым биографом Михаила Врубеля. На выставке Врубеля в Третьяковской галерее приводили множество цитат А.П.Иванова о картинах Михаила Александровича. Вот как искусствовед писал о полотне “Царевна-лебедь”
«…Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны», но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах»
Раздел “Царица поцелуев” назван по одноимённой сказке-притче Фёдора Сологуба. Здесь представлены несколько женских портретов. Визитная карточка выставки – роковая красавица в огромной шляпе с голубым бантом Григория Бобровского. “Портрет Самойловой (Портрет “госпожи Z”) хранится в Русском музее.
Нельзя не обратить внимание на портрет Михаила Кустодиева – брата художника. На каждой выставке встречая портреты кисти Бориса Михайловича Кустодиева поражаюсь его дарованию портретиста.
В завершении главы прикреплю композицию Елены Киселёвой. Это не совсем портрет, скорее портрет-пейзаж. В нём не столь важны черты лица девушек, сколько атмосфера отдыха, прогулки, нега летнего парка и задушевная беседа подруг.
Натюрморты
Натюрмортов на выставке немного. Зато какие! Совершенно ван-гоговские цветы в вазе Петра Кончаловского.
Ранний натюрморт “Цветы в вазе” Ильи Ивановича Машкова не совсем характерен для мастера. В 1909 году молодой Машков только начал выставляться. Аудиогид по выставке сказал, что картина написана под впечатлением от путешествия в Венецию. В ней угадывается черты византийской мозаики – орнамент, имитация золотой смальты, фактурность мазков.
Среди именитых мастеров и крупных областных музеев вдруг застываешь у “Апельсинов” Екатерины Гольдингер. И мастер незнакомый, и музей третьестепенный, а сюжет тёплый.
Понимаю, что к главе “натюрморт” картина не относится. На выставке она висит в правильном разделе под названием “Это было у моря…” (строки из стихотворения И.Северянина).
Новое общество художников – творческое объединение Серебряного века
До выставки в музее Русского импрессионизма о “Новом обществе художников” знали далеко не все любители искусства (автор статьи тоже оставалась в неведении). Простому именованию содружества было далеко до эпатажных “Бубнового валета” и “Ослиного хвоста”. То, что мы увидели на экспозиции открыло глаза на удивительный мир НОХ.
Тезисно зафиксирую факты о НОХ, которые хотелось бы запомнить.
1.НОХ базировалась в Петербурге. Всего прошло десять выставок, из них персональные – Александра Головина и посмертная Михаила Врубеля.
2.Отцы-основатели Нового общества художников – супруги Кардовские, Дмитрий Николаевич Кардовский и Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская. Они оставались его “движущей силой” с 1903 года и до последней выставки в роковом 1917 году.
3.Все выставки отличались эклектичностью. В них участвовали и совсем молодые мастера, и признанные мэтры. НОХ не стремилось сокрушать устои искусства и выработать новый художественный язык, но морально и материально поддержать молодых творцов, дать возможность выставляться без академической бюрократии и диктата жюри.
4.Участники НОХ дружили с критиками, литераторами, иллюстрировали сборники поэтов (Ахматовой, Гумилёва), печатали свои иллюстрации в журналах “Аполлон”, “Весы”.
5.Неизбежность закрытия Нового общества художников предчувствовал сам Дмитрий Кардовский. Последние выставки сопровождались неудачными рецензиями. НОХ стало испытывать финансовые проблемы. Выставка 1917 года стала последней не потому, что грянул переворот, а потому, что общество исчерпало себя. Финальная экспозиция стала закономерным концом истории «Нового общества».
Но жизнь НОХ неожиданно продолжилась благодаря музею Русского импрессионизма. Надеюсь, что теперь оно как феникс, восстанет из пепла и надолго останется в сердцах любителей живописи XXI века.
По материалам выставки мы смонтировали ролик. Он длиннее обычных 3-4 минут, но сократить не поднялась рука.
Приглашаем вас на наши авторские экскурсии: