Прошло уже 10 месяцев с нашей новогодней поездки в Нижний Новгород. Статьи о Нижегородском кремле, Большой Покровской улице, Започаинье и Благовещенском монастыре отразили наши впечатления об этом старинном, красивом и богатом городе. Нижний Новгород просто неисчерпаем, но надо поставить точку и отправляться в новые путешествия. В последней статье нижегородской серии речь пойдёт о разных городских достопримечательностях, не попавших в предыдущие обзоры.
Одно из самых красивых мест Нижнего – это Верхневолжская набережная. В её начале сбегает вниз колоссальная Чкаловская лестница. С верхней площадки открывается удивительный вид на Волгу и заволжские дали. Можете считать меня графоманом, но глядя на бескрайние просторы Заволжья никакие другие слова просто не лезут в голову.
Верхневолжская набережная и разбитый на Откосе (именно так, с большой буквы!) Александровский сад устроены по повелению Государя Николая I. Император, посетивший Нижний Новгород в октябре 1834 года, остался очень недоволен застройкой города и организацией уличной сети. Известно резкое высказывание Императора о Нижнем:
Природа сделала в этом городе всё, чтобы его украсить, а люди – чтоб его испортить.
Николай I в юности получил инженерное и архитектурное образование и собственноручно составил план Верхневолжской и Нижневолжской набережных и, самое главное, Зеленского и Георгиевского съездов, по которым транспорт двинулся в обход Кремля. На Откосе Государь повелел разбить сад в английском вкусе. Когда генерал А.Х.Бенкендорф заметил императору, что нижегородцы не горцы по крутым склонам ходить, Николай I лишь бросил в ответ: “Пусть учатся!”
Замечательная Верхневолжская набережная была создана по эскизу императора и позже застроена роскошными особняками. В советское время на месте церквей появились “сталинские” дома, в том числе прекрасный образец ар-деко гостиница “Волжский откос”.
Следующий дом по Верхневолжской набережной принадлежал Дмитрию Васильевичу Сироткину, знаменитом пароходчику, гласному Нижегородской думы, ставшему позже городским головой Нижнего Новгорода. У него был особняк на Ильинской улице, а в новом доме он собирался “пожить года четыре” и затем передать его художественному музею. Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины – впоследствии знаменитые советские архитекторы – построили новый дом примерно за за 3 года (1913-1916) в модном тогда стиле неоклассицизм.Сравнительно небольшой по размеру особняк отличают монументальные формы и тщательная проработка деталей. Центральная лоджия и полуротонда на торцевом фасаде украшены колоннами ионического ордера. Нижний рустованный этаж трактован как цоколь.
С 1924 года в особняке располагается художественный музей, чего и хотел Д.В.Сироткин. Когда, будучи в эмиграции, Дмитрий Васильевич узнал о судьбе своего дома, то очень обрадовался, что его оценили и сберегли. Со двора к дому примыкает пристройка. В ней с 1968 года выставлено знаменитое полотно Константина Егоровича Маковского “Воззвание Минина”.
Если дом Д.В.Сироткина являет собой образец тонкого художественного вкуса, то соседний дворец Сергея Михайловича Рукавишникова построен не столько красиво, сколько “богато”. Дворец выстроили в 1877 году по проекту Петра Самойловича Бойцова. Он родился в Нижнем Новгороде и именно там начал свою художественную деятельность. Бойцов не получил специального образования и не имел права на производство строительных работ, поэтому работал в соавторстве с дипломированными архитекторами и строителями. Он специализировался на роскошных особняках и загородных усадьбах. На примере дома Рукавишниковых видно, что Пётр Самойлович тяготел к эклектике.
Фасады дворца украшены лепниной и статуями по эскизам петербургского художника и скульптора Михаила Микешина, автора знаменитого памятника “Тысячелетие России” в Великом Новгороде.
Один из сыновей владельца особняка Иван Сергеевич Рукавишников написал роман о своей семье под названием “Проклятый род”. За этот роман он, по преданию, был проклят своим отцом. В романе излагается семейная легенда, что новый дворец возвели “вокруг” старого особняка, где жила престарелая родственница Рукавишниковых, не желавшая покидать свой дом. Правда это или нет, но интерьеры особняка отличаются грубоватой “купецкой” роскошью. В них много лепнины, резьбы, зеркал, росписей, но художественного вкуса маловато. К сожалению в доме Рукавишникова запрещено фотографировать. Исключение сделали лишь для парадной лестницы.
Парочка контрабандных фото сделаны из-под полы:
С Верхневолжской набережной стоит свернуть на улицу Пискунова (Осыпную). Улицу проложили вдоль бывшего крепостного вала или осыпи. Остатки вала отмечены памятным знаком в виде частокола.
Пройдя три квартал от Откоса, натыкаешься на совершенно потрясающее здание в неорусском стиле. Оно лишь немногим скромнее Государственного банка на Большой Покровской. Кстати, это тоже был банк – Крестьянский поземельный, построенный в 1914-16 годах архитектором Фёдором Осиповичем Ливчаком.
Фёдор Осипович был не только архитектором, но художником. Его кисти принадлежат эскизы мозаичных панно, украшающих фасад банка. Они посвящены крестьянскому труду
и защите Отечества.
Нельзя обойти вниманием и два соседних дома. Первый находится в удручающем состоянии, несмотря на то, что это достойный образец стиля модерн. Это доходный дом купца с характерной фамилией Обжорин. Его автор – архитектор Коротин.
Розовый особняк №35 связан с известной нижегородской легендой. Владелец дома А.И.Троицкий был очень азартным человеком. Даже в шахматы он играл на деньги. В своём особняке он открыл игорный дом. Однажды он сел играть с одним из посетителей и… проиграл всё своё состояние. Соперником Троицкого оказался великий шахматист Михаил Чигорин. Гроссмейстер отказался от выигрыша, но взял с хозяина клятву, что тот никогда не будет играть в шахматы на деньги.
В подтверждение легенды над входом помещены изваяния двух авгуров, склонившихся над шахматной доской.
Теперь переберёмся из Нагорной части Нижнего Новгорода на противоположный берег Оки в Канавино. Здесь находилась знаменитая Нижегородская ярмарка, крупнейшая в Российской Империи. Главный ярмарочный дом прекрасно виден с Дятловых гор.
Его выстроили в 1890 году взамен прежнего, служившего резиденцией губернатора, который во время торгов переселялся на Ярмарку. В новом здании, построенном в “русском стиле”, также устроили квартиру губернатора, но служило оно российскому купечеству.
Его архитекторы А.И фон Гоген, Г.А.Трамбицкий и К.В.Трейн в первую очередь построили торговый пассаж, а на втором этаже спроектировали зал для общественных собраний. Пожалуй, это первое в России подобное здание, ведь Верхние Торговые ряды (ГУМ), закончат лишь спустя три года.
Ярмарка была самостоятельным торговым центром. О её размерах можно судить хотя бы по тому, что Спасский Староярмарочный собор находится примерно в 300 метрах от Главного ярмарочного дома.
С противоположной стороны перспектива замкнута ризалитом Ярмарочного дома.
Спасский собор не случайно именуется староярмарочным. В 1858 году император Александр II посетил Нижний Новгород. В честь этого события ярмарочное купечество решило воздвигнуть колоссальный храм во имя небесного покровителя Государя святого князя Александра Невского. Император самолично указал место будущего собора на стрелке у слияния Оки и Волги.
Работы завершились в 1881 году, в год гибели императора от рук террористов. Собор стал памятником убиенному государю. Высота собора Александра Невского составляет 80 м. Это третий по высоте храм России после ХХС и Исаакиевского собора в Петербурге. Автором пятишатрового храма в “русском стиле” стал Роберт Яковлевич Килевейн. В советское время собор разграбили и частично разрушили. Однако за последние 15 лет фасады привели в порядок, а интерьеры восстановили.
Внутреннее убранство не сохранилось, однако современные украшения выполнены с большим вкусом и изяществом. Интерьер не ослепляет блеском позолоты. Иконостасы сохраняют натуральный цвет благородного дерева.
Помимо знаменитой Рождественской церкви Григорий Дмитриевич Строганов построил в Нижнем ещё один храм во имя Смоленской иконы Богородицы.
Он стоит на месте бывшей загородной усадьбы Строганова – села Гордеевки. Церковь построена в 1692-97 годах. Она невелика по размеру и не так стройна, как Рождественская церковь на Нижнем базаре. Однако её ансамбль отличается исключительной живописностью, сочетанием поверхностей красного кирпича и резных белокаменных деталей и характерным для конца XVII века узорочьем.
Белокаменные резные детали разнообразны и очень живописны. Колокольня украшена карнизами, арочками и витыми кирпичными колонками, опирающимися на резные белокаменные консоли.
Двусветный четверик увенчан трёхчастными ступенчатыми фронтонами. Они завершаются резными “гребешками”, над которыми, в свою очередь, установлены белокаменные раковины.
Наличники окон состоят из “разорванных” фронтончиков, опирающихся на витые белокаменные колонки.
Колонки центрального наличника покрыты “процветшей виноградной лозой”.
Практически вплотную стоит церковь Владимирской иконы Богородицы 1907 года постройки.
Внутри находятся потрясающие росписи, выполненные в стилистике В.М.Васнецова. К сожалению сфотографировать их нам не разрешили. Это последняя статья из серии, посвящённой новогодней поездке 2016 года в Нижний Новгород.
Цикл статей о Нижнем Новгороде:
Рождественская Строгановская церковь в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород. Започаинье
Нижний Новгород. Вокруг Кремля
Нижний Новгород. По Нижнему базару
Нижний Новгород. По Большой Покровской
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде
Печерский Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород. По Ильинской и Малой Покровской
Вот каждый раз огорчаюсь, когда нельзя снимать в каком-нибудь интересном месте. На вопрос “почему” никто не может дать ответ 🙁
А Нижний – хорош. Каждый уголок в нем с историей.
Конечно, запрет на съёмку дело не всегда оправданное. Но в некоторых случаях совершенно необходимое. Будь моя воля, я бы запретил фотографировать Мону Лизу Леонардо в Лувре. Около неё такая свалка турья, цель которых – только сделать селфи на фоне знаменитой картины, что долгожданного свидания с шедевром не получается из-за несусветного гомона и толкотни около неё. Уверен, что запрет на съёмку в этом случае сыграл бы положительную роль.