Нижняя Синячиха – это музей под открытым небом. Он гораздо обширнее и интереснее знакомых нам музеев в Суздале и Витославлицах под Новгородом. Мы выделили целый день на поездку из Нижнего Тагила в Нижнюю Синячиху, Алапаевск и монастырь Новомучеников. Хотя мы выехали достаточно рано, но Напольная школа, музей Чайковского и монастырь заняли немало времени. В Нижней Синячихе мы оказались около 3 часов пополудни. Лучше приезжать пораньше, потому что в 5 вечера все экспозиции закрываются (включая WC).
Нижняя Синячиха. Иван Данилович Самойлов
Возможностью прикоснуться к уральскому крестьянскому быту мы обязаны Ивану Даниловичу Самойлову. Иван Данилович родился в здешних краях, участвовал в Великой войне. За боевые заслуги его наградили орденами и медалями.
После войны, работая в уральской глубинке, Иван Данилович проникся исчезающей красотой народного искусства. Самойлов собирал образцы домовой росписи, иконы, утварь, покупая их на свои собственные средства. Когда коллекция разрослась, он вспомнил о заброшенной церкви в Нижней Синячихе. Четыре года Самойлов обивал пороги косных чиновников. Наконец церковь признали памятником архитектуры.
Только не думайте, что власти выделили деньги на реставрацию. Работы велись на общественных началах и заняли 10 лет. На отреставрированную церковь предъявил претензии… уральский областной краеведческий музей. Где они были, когда уникальный памятник, занятый по советской традиции складом зерна, ветшал и разрушался?
Самойлову удалось отбиться. В 1978 году он открыл музей уральской домовой живописи. Затем Иван Данилович начал свозить в Нижнюю Синячиху избы, амбары, часовни. Ему удалось спасти даже смотровую башню и ветряную мельницу.
Если бы не Самойлов, всё это давно бы сгнило или сгорело. В 1995 году музею присвоили статус культурного наследия государственного значения. Иван Данилович прожил долгую и очень достойную жизнь. Он покоится в ограде храма.
Нижняя Синячиха. Спасо-Преображенская церковь
Иван Данилович Самойлов недаром выбрал Спасо-Преображенский храм. Это красивейшая церковь на Среднем Урале. Её начали строить в 1794 году, а закончили лишь 29 лет спустя. Специалисты относят её к лучшим образцам сибирского барокко. Скорее всего её построил тобольский зодчий.
Согласно местному преданию, храм возводил итальянский архитектор, неведомо как попавший в здешние края. Но не суждено ему было завершить церковь. Он сорвался с лесов, упал и разбился насмерть.
Первоначально Иван Данилович устроил в храме музей уральской домовой росписи. Музей до сих пор занимает верхнюю летнюю церковь. Там есть замечательные образцы расписных ворот и ставен.
Особенно хороша изукрашенная “белая горница” начала прошлого века.
Среди росписей видны не только цветы, травы и птицы, но даже… паровоз.
В нижнем храме собрана коллекция икон и церковной утвари. По праздникам в нём бывают богослужения.
Постоялый двор
Музей занимает обширный участок вдоль старинного тракта. От церкви, стоящей на вершине холма, вниз к пруду спускаются избы, часовни и амбары. Первым от церкви стоит двухэтажный дом-шестистенок. Его привезли из деревни Лучинское, стоящей на Сибирском тракте. Дом принадлежал богатым старообрядцам. Они не только жили в нём, но и содержали постоялый двор. Здесь останавливались путешественники, купцы, конвойные солдаты и, не по своей воле, арестанты. Внутри была и старообрядческая молельня. Уральские этнографы обнаружили дом в 1986 году.
Самойлову удалось купить часть декоративных деталей, включая окна и фрагменты гульбища. Реставрацию провели уже после смерти основателя музея и завершили в 2016 году. Считается, что это самый старый двухэтажный деревянный дом на Урале. На одной из слег чердака нашли дату “1806”, вырубленную топором.
Угощение постояльцев
Экспозиция в доме представляет постоялый двор середины XIX века. В сенях хозяин встречает вновь прибывших ямщиков. Места в избе не хватает, поэтому они остановились на короткий отдых прямо в сенях. Ждать обеда некогда. Им подадут “завтрак”: чарку вина со студнем и солёными огурцами и чай с сахаром и калачами. На столе лежит коврига хлеба и стоит жбан с квасом.
Дом изначально задумали как постоялый двор, поэтому на первом этаже выделили место для “стряпчей”, то есть кухни. На кухне хозяйка ставит чугунок в печь, а её старшая дочь наливает воду в самовар.
В стряпчей у печи стояла квашня для теста. Хлеба и пирогов пекли много – для себя и для многочисленных проезжих.
На шестке стоял котёл с тёплой водой для мытья посуды. Рядом с печью висели щипцы для углей, совок и самоварная труба. Щи, уху или кашу варили в медных котлах, на сковородках жарили рыбу или блины. В глиняных горшках парили репу и топили молоко. Чистую воду наливали в деревянные ушаты, а в берестяных кужонках хранили муку и крупу.
Помимо щей, каш и пирогов готовили яичницу, ели творог со сметаной. Блюда сдабривали чесноком и хреном, заготавливали солёные и сушёные грибы. Излюбленной едой были пельмени. Их хранили на морозе в деревянных коробах. В пост (а постились часто) вместо мяса ели варёную и жареную рыбу, начиняли ей пельмени и пироги.
Нижняя Синячиха. На втором этаже
В сенях второго этажа в ожидании “завтрака” расположилась казачья конвойная команда – офицер и рядовой. Они доставили партию арестантов и возвращаются домой. К ним присоединяется фельдъегерь.
В отсутствие постояльцев в сенях работали и отдыхали члены хозяйской семьи. Через сени можно было пройти в большую и малую горницы.
Горницы на втором этаже предназначались для состоятельных гостей. В малой горнице обедают купец и приказчик. Они едут с тюменской ярмарки, где купец выгодно продал свой товар. Он достал кошель чтобы подсчитать барыш. Приказчик с завистью глядит на него.
Купцы, золотопромышленники, государственные служащие старались останавливаться не на казённой почтовой станции, а на крестьянском постоялом дворе. Там за двугривенный кормили “до отвала”. Подавали щи или уху, поросёнка с кашей, яичницу, пирог с вязигой и чай с прикусками.
В дальней горнице остановились именитые путешественники. Их прообразами стали английский художник и архитектор Томас Уитлам Аткинсон и этнограф и историк Павел Иванович Небольсин. Художник совершил большое путешествие по Сибири, Монголии и Центральной Азии и создал около 600 рисунков. Он зарисовывал “всё интересное”, что попадалось по пути. Аткинсон сидит за столом и что-то записывает в дневнике.
Небольсин занимался сибирскими золотыми приисками, исследовал Алтайский край и историю сибирских казаков. Этнограф после угощения встал посреди горницы. За ним на стене – портрет Ермака Тимофеевича.
Старший сын хозяина принёс гостям самовар. Обед завершали чаепитием. К чаю подавали калачи или блины.
Постоялый двор в Лучинском был очень оживлённым местом. Здесь могли останавливаться мемуарист Филипп Филиппович Вигель (1805), норвежский астроном Кристофер Ханстин (1828), немецкий геолог Густав Розе (1829), Василий Андреевич Жуковский (1837), географ и идейный теоретик анархизма, князь Петр Алексеевич Кропоткин (1862), декабристы Батеньков (1856), Раевский (1858) и Завалишин (1862). Прямых свидетельств этому нет, но миновать Лучинское, путешествуя по Сибирскому тракту, было практически невозможно.
Изба и старообрядческая моленная
Вернёмся на первый этаж. Самое большое и светлое помещение в юго-западном углу занимала “изба”. В этой комнате жили хозяева постоялого двора. Здесь стояла большая печь с полатями, лавки вдоль стен, шкафчик с посудой. Старообрядцы никогда не смешивали гостевую “никонианскую” посуду со своей собственной.
Изба освещалась масляной лампой. Под потолком подвешивали зыбку – колыбель. Пока старшие работали, в избе оставались только маленькие дети. Здесь девочка нянчится с младенцем и следит за младшим братишкой.
Хозяин и хозяйка заняты с постояльцами. А мать хозяина – истовая последовательница “старой веры” – принимает странника-старообрядца и скитницу. Холодная комната в юго-восточной части дома служила моленной. Войти в неё можно было только из “избы”.
Восточная стена была глухой. Её занимал иконостас. Перед иконами теплились лампады. От посторонних глаз иконы закрывали белым полотном. В сундуке хранили святую воду, свечи, миро и ладан. В моленной могли устраивать трапезы для особых гостей, а также хранить ценности: книги, документы и деньги.
Нижняя Синячиха. Часовни
В музей деревянного зодчества перенесли несколько часовен из различных уральских деревень. Ближе всего к церкви стоит Спасская часовня 1881 года из деревни Юрты. По преданию, тамошний знахарь вылечил тяжело больного купца. Тот в благодарность Богу построил часовню. Это небольшой “шестерик”, увенчанный куполом. В 70-е годы часовню вывезли в Свердловск, а в 2001 передали в Нижнюю Синячиху.
Яркая красно-белая часовня Вознесения Господня прежде стояла в деревне Карповой Верхотурского уезда. Часовню строили с оглядкой на классицизм и покрасили на манер каменного строения.
Внутри представлены замечательные лоскутные коврики народной мастерицы Христины Денисовны Чупраковой.
Почти у самого пруда стоит часовня Симеона и Анны начала XIX века. Её возвели в стиле барокко.
Экспозиция в часовне посвящается резьбе по дереву. Посреди часовни стоит модель храма с колокольней.
Часовню Александра Невского из деревни Останино Алапаевского уезда поставили на гранитном камне над бывшим заводским прудом. Часовня напоминает парковый павильон. В советское время в ней был склад. Позже её забросили.
Часовню Ильи Пророка восстановили на месте старинной кладбищенской часовни. От неё открывается прекрасный вид на Нижнюю Синячиху. Иван Данилович Самойлов говорил, что над этим местом незримо витает дух далёкого прошлого.
Нижняя Синячиха. Башня и прочее
Сторожевая башня – самое высокое сооружение в музее. Башню первой перевезли в музей. Когда-то с её 35-метровой высоты наблюдали за возможными пожарами.
Но в 70-е годы ХХ века она оказалась на территории завода. Иван Данилович Самойлов успел вовремя. Вдвоём с напарником они вручную разобрали башню:
Десять дней разбирали мы башню вдвоем с Окуловым. Работу начинали в 6 часов утра, кончали в 9 вечера. Хоть и опасно было, работали без лесов. Каждое бревно приходилось спускать по веревках. Все – вручную, на пределе сил. Перевозили башню в течение недели на семи машинах.
Башня стоит неподалёку от речки Синячихи. Когда-то здесь был железоделательный завод. Он проработал около 100 лет с 1724 по 1828 год. От завода уцелел только одноэтажный каменный дом заводоуправления.
В XIX веке здесь жил хлебодар, то есть мельник. В советское время каменный дом занимали больница, затем детский сад. Здесь устроена экспозиция, посвящённая Ивану Даниловичу Самойлову. Самое интересное – это реконструкция комнаты реставратора.
На берегу есть и кузница. В ней до сих пор куют необходимые железные детали: гвозди, петли, жековины, подковы.
Пожарная станция
Деревянная Русь очень часто горела. Княжеские и царские указы запрещали топить избы летом. Бани топили только в определённые дни. Запрещали огонь в домах по вечерам: лучины, плошки и свечи. Кузнецы, гончары и оружейники ставили свои мастерские вдали от домов. Курение табака преследовалось вплоть до начала ХХ века.
В уральских сёлах и деревнях обязательно была пожарная станция. Ставили её у дороги. Над пожарной станцией возводили каланчу с колоколом для сигнала о возгорании. Позади пристраивали конюшню. Внутри стояли телеги с бочками с водой, насосами и водоливными трубами. Здесь же хранились багры, топоры, ломы, ведра и лестницы. Во второй половине находилась комната со столом и лавками. Она служила для сбора и обучения пожарной команды.
Крестьянские подворья
На основе старинных построек, перевезённых из “неперспективных” деревень, удалось реконструировать крестьянские дворы XVII, XVIII и XIX веков.
Избу XVII века собрали из нескольких построек. За основу взяли сруб из деревни Таборы. Крышу сделали без единого гвоздя. В старину наши предки пользовались только топором. Это классический пример “топорной работы”.
Внутри очень скромное убранство: лавки, полки, глинобитная печь и голбец (на нём спали) соответствуют эпохе. Утварь или деревянная, или глиняная. Это жбаны, ушаты, ступа, горшки.
Подворье окружает ограда из толстых вековых брёвен. Изба и надворные постройки стоят в глубине двора. Ограда была необходима для защиты от лихих людей и набегов башкир.
Очень интересна старинная баня из деревни Городище. Она топилась по чёрному. Печь-каменку сложили без трубы. Дым выходил через отверстие в крыше.
Крестьянское подворье XVIII века стало гораздо красивее за счёт резных и расписных деталей. Изба из деревни Вогулка Алапаевского уезда заметно выше старинной. Причелины (резные доски вдоль скатов крыши) украшает резьба. Похожая резьба есть и на амбаре из деревни Кулига. Дом и хозяйственные постройки образуют замкнутый двор, но не прячутся за оградой из толстых брёвен.
Утварь остаётся достаточно скромной. На фото видны ухват для чугунков и лопата. На ней в печь сажали Иванушек хлебы.
Кроме традиционных лавок, в доме есть кровать с лоскутным одеялом. В этом заметно городское влияние, докатившееся до уральской деревни.
Крестьянский дом XIX века
Крестьянское подворье XIX века разительно отличается от предыдущих. Дом происходит из деревни Камельская Алапаевского уезда. Это богатый дом-пятистенок с внутренней перегородкой. Его украшают резные наличники и карнизы.
Двухэтажный амбар привезли из села Кировского. Ворота усадьбы украшает резьба.
Дом делится на две части: избу и белую горницу. Изба – это рабочая часть дома. Здесь готовили пищу, ели, спали, занимались ремеслом и рукоделием. Дверь в избу низкая, а порог высокий. Так сделано для прочности и чтобы не студить избу зимой. Входящий обязательно трижды кланялся и крестился на божницу с иконой.
В избе сохраняется традиционное разделение на мужской угол и бабий кут. Однако есть и новшества. Семья зажиточная, в хозяйстве появляются маслобойка, сепаратор
зеркало и швейная машинка.
Мерилом достатка в крестьянском доме был самовар. Он стоил от 10 до 25 рублей. Один самовар стоит в избе.
Другой – в белой горнице. Это парадная часть дома. Её отделяет от избы капитальная бревенчатая стена. Белую горницу расписали красильщики Варлам и Варвара Рябковы в 1897 году. В углу белой горницы стоит граммофон. На лавке лежат две гармони.
Нижняя Синячиха оставила одни из самых ярких впечатлений в уральской поездке. На Нижнюю Синячиху лучше планировать минимум полдня. Рекомендуем приезжать пораньше.
Из Нижней Синячихи мы снова вернулись в Нижний Тагил. А наутро отправились в Верхотурье – самую восточную точку путешествия “вправо по карте”. Продолжение пишем.
Давно хочется побывать в Нижней Синячихе, да всё никак не соберусь, даже совестно, что свои областные достопримечательности не могу спланировать посетить. А в Алапаевск вы заезжали?
Да, в Алапевске были. В монастырь новомучеников съездили и в Напольную школу ходили. Вот ссылка на отчёт:https://kraeved1147.ru/alapaevsk/
А в Синячихе надо обязательно побывать. Я её сравниваю с музеями деревянного зодчества в Суздале. Витославлицах и т.п. Синячиха интереснее!
Был в Верхней и Нижней Синячихе. С большим удовольствием посмотрел Ваш пост. На блоге Вашем много мест, где я бывал, поэтому придётся ещё приходить и смотреть. Удачи Вам. Свой блог подзапустил совсем, нет время, но надеюсь займусь.
Святослав, большое спасибо за отзыв. Ушёл смотреть Ваш блог.