Д.Антонов. “Нимб и крест”. Отзыв читателя

0
270
Д.Антонов. Нимб и крест. Как читать русские иконы
Д.Антонов. "Нимб и крест. Как читать русские иконы".

Подарочное издание книги о русской иконописи Дмитрия Игоревича Антонова “Нимб и крест. Как читать русские иконы” вышла в издательстве АСТ в 2024 году. Тема древнерусской живописи, символики икон и приёмов работы изографов входит в наши интересы. Мы сразу приобрели и прочли книгу.

Д.Антонов. “Нимб и крест”. Содержание

Книга Д.И.Антонова “Нимб и крест. Как читать русские иконы” разделена на четыре главы.
В первой главе “Иконы и люди” автор рассматривает, как наши предки относились к иконе и как относимся к ней мы, современные зрители. В этой же главе исследователь касается темы канона. Он доказывает, что вопреки общеизвестному постулату о строгой каноничности иконописи, это всего-навсего устойчивый миф.

Нимб и крест Д.Антонов
Нимб и крест Д.Антонов. Стр.220-221

Во второй главе “Геометрия иконы” читатель узнаёт об обратной перспективе иконы и о том, как мастера показывали предметы, архитектуру и природные составляющие – лес, пустыню, холмы и пр. Разобраны различные ракурсы изображённых предметов и то, каким образом пишут горнее, дольнее и подземное. Читатель получает представление о способах передачи движения персонажей.

Третья глава книги получилась самой объёмной. В ней автор касается знаков на иконах – жестов, атрибутов (крыльев, облаках, одежде и пр.), символики цвета в иконе.

В четвёртой главе самым подробным образом Д.Антонов рассказал об иконографии “Сошествия во ад” и сравнил две иконы на сюжет “Битва новгородцев с суздальцами”. Для меня такой анализ стал большим подспорьем, ведь одна из исследуемых икон находится на постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

кона
Икона “Битва новгородцев с суздальцами. “Чудо от иконы Богоматери Знамение”. Середина ХV в. ГТГ. Фото автора.

Пятая глава книги повествует об иконописных курьёзах – об ошибках иконописцев или реставраторов и о том, что эти ошибки, увы, закрепляются в иконографии.

Личные впечатления о книге Д.Антонова

По форме повествования труд Дмитрия Антонова напоминает не энциклопедию, а, скорее учебник по древнерусской живописи. Мне особенно понравилось, что автор скрупулёзно и очень доходчиво рассказывает о тонкостях изображений на иконах, которые не заметны неискушённому зрителю.
Д.Антонов прекрасно оценивает уровень подготовки своего читателя и не повторяет банальные и общеизвестные истины. Автор понимает, что читатели, взявшие в руки его книгу, осведомлены и о сюжете Рождества Христова, и о событиях Благовещения. Д.И.Антонов касается и общих вопросов иконописи, и её тонкостей, и особенностей, и почти не различимых невооружённым глазом деталей.

Иллюстрации

К книге приложены все необходимые иллюстрации. Многие особенности иконописи прослеживаются не на одной, а на нескольких иконах разных школ и разного времени.

Различные варианты Троицы Ветхозаветной
Различные варианты Троицы Ветхозаветной. С.108-109.

Особенно понравились детальные иллюстрации. Рассматриваемый образ или его часть показаны в общем виде а затем представлены несколько увеличенных фрагментов. Такие подробные иконописные цитаты очень помогают понять изложенные факты, всё рассмотреть в деталях. Вдобавок я пользовалась лупой, чтобы найти описанные фрагменты на общей фотографии.

Варианты изображения черепа Адама
Варианты изображения черепа Адама в иконах Распятия.

(В скобках замечу, что в сети увидела отзыв о книге “Нимб и крест”. Его автор жалуется на низкое качество фрагментов икон. Возможно, что он прав. Однако мне совсем не мешало не самое высокое разрешение фотографий. Главным для меня было рассмотреть детали, а не оценивать качество иллюстрации.)

Чрезвычайно понравилось то, что под многими иллюстрациями приложены подробные автономные описания, которые даны более мелким шрифтом. В подписях под картинками ещё раз подробно объясняет, что изображено на фрагменте, на что стоит обратить внимание.
Иногда забегая вперёд, я прочитывала описания под иллюстрациями. А потом ещё раз обращалась к сюжету и его разбору в тексте.
Нимб и крест

***

Книга прекрасно структурирована. Сначала автор рисует общую картину, а затем переходит к деталям. Особенно впечатлил раздел о нимбах – какой они бывают формы, цвета, почему изображаются так или иначе. Интереснейший блок сведений касается антинимбов – шапок и хохлов. Я раньше даже не подозревала о таком способе маркировки персонажей иконы.
Подобные удивительные открытия я обнаружила почти в каждой главе книги.

Я читала книгу довольно легко и с большим интересом. Не скажу, что я совсем не умела читать русские иконы. В целом – умела, понимала иконографию многих образов, рассматривала житийные иконы и знала порядок расположения клейм. Но Дмитрий Антонов в книге “Нимб и крест” показал особенности, о которых я совершенно не подозревала. Теперь факты сложились в ясную и чёткую картину.

“Нимб и крест”. Новые знания

В каждой главе и в каждом разделе я находила для себя маленькие и большие открытия. На занятиях в Третьяковской галерее нам всегда говорили об обратной перспективе на русских и византийских иконах. Оказывается, обратная перспектива – это всего лишь один приём среди множества, которые использовали иконописцы.
“Иконопись не построена по принципу обратной перспективы. Она лишь использует её – применительно к некоторым изображённым предметам. Ключевой принцип другой: в каждом фрагменте композиции живописец волен выбирать ту перспективную систему, которая нужна ему для решения определённых задач. Иными словами, каждый объект изображён так, как это нужно мастеру”.

“Аксонометрия, прямая и обратная перспективы легко комбинировались и дополняли друг друга в иконописи”.

Интересно прослеживать развенчание мифа о строгом каноне иконописи. Дмитрий Игоревич приводит цитаты источников о том, как предписывалось изображать тот или иной сюжет или персонаж. Он показывает, что все правила были рекомендательными, а не обязательными.

“Вписать христианское искусство в чётке рамки не удавалось никому. Решения соборов нередко противоречили друг другу, а традиция развивалась по своим векторам. В иконографии не было и нет прописанного “канона”, свода чётких норм и неизменных правил и это нужно ясно понимать”.

Про разбор иконы “Битва новгородцев с суздальцами” упомянула выше. Как бы эти знания могли пригодиться при проведении экскурсии по Третьяковской галерее!

Битва новгородцев с суздальцами. Фрагмент.
Битва новгородцев с суздальцами. Фрагмент.

Цитаты из книги Дмитрия Антонова об иконописи

Для себя в книге Д.Антонова я пометила несколько несколько цитат. Привожу две из них, они дадут представление о повествовательном языке автора и, надеюсь, станут полезными в познавательном плане.

“Христианское Средневековье – эпоха символов. Растения и животные, слова и жесты, предметы и материалы, природные элементы и социальные структуры – всё наделялось в культуре символическими значениями. В мироздании угадывали зашифрованный текст священной истории от творения мира и грехопадения до грядущего Суда. Знание этих смыслов помогало не только понять Божий замысел, но создавать практические инструкции для разных сфер деятельности. Оно служило основой как для богословских рассуждений о свойстве вещей, так и для алхимических, лечебных и других практик. Отчасти это влияло и на иконопись – но лишь отчасти.
Надо заметить, что на этом факте нередко спекулируют. Интерпретируя визуальные образы, некоторые экскурсоводы и популярные авторы любят рассуждать о “глубинных символических значениях” множества фигур и деталей. Часто такие идеи основаны на личных домыслах или на кочующих легендах. Это интересно как часть фольклора, [… ] но довольно далеко от реальности. (с.99).

***

“Даже когда молящийся замечал и рассматривал фигуры и знаки, которые не вполне мог истолковать, это создавало у него особое восприятие храмовой среды, ощущение священной мудрости, заключённой в изображение и недоступной “простецу”.
Что касается иконописцев, они создавали малозаметные либо трудные для понимания детали как важные элементы самого образа. С их помощью стремились раскрыть истинный смысл каждой сцены – независимо от того, сколько зрителей сможет понять такую “игру нюансов”.
Очевидно, что чем сложнее композиция, тем тем меньше людей будут способны разгадывать все смысловые тонкости. Но именно нюансы как нельзя лучше показывают изобретательность и ход мысли каждого мастера. Детали и знаки – это авторский рассказ с уникальными обертонами и с множеством неожиданных решений”. (с.244-245)

Д.Антонов. “Нимб и крест” – отзывы читателей

В интернет-книжном магазине “Лабиринт” мне понравились два отзыва о книге. Привожу мнения читателей.

“В научных книгах на религиозную тематику, на мой взгляд, важно соблюдать баланс между беспристрастностью повествования ученого и уважительным тоном, основанным на понимании того, что речь идет о вещах священных. Д.И.Антонову полностью удалось этот баланс сохранить. Автор далек от занудства и очень понятно объясняет даже вещи, на первый взгляд кажущиеся непростыми”.
(Автор BooKing).

“Увы, очень мало доступных изданий есть сейчас про иконы и то, как их понимать. Эта — определённо открытие! Чувствуется, что автор очень любит свой предмет. Более того, тон книги ровный и спокойный, какого и требует тема. Такое чувство, будто прикасаешься к чему-то родному и вечному”.
(Автор Соловцева Саша).

“Нимб и крест”. Где купить

Тираж у подобных книг бывает невелик. На моём экземпляре написано “дополнительный тираж 3000 экземпляров”.
В настоящее время книгу “Нимб и крест” можно купить почти на всех продающих книги ресурсах: “Лабиринт”, “Озон”, “Wildberries”.
В библиотеках Москвы её можно взять только в читальном зале, на абонементе её нет. Сомневаюсь, что она появится на “авито”. Те, кто купил книгу, вряд ли с ней расстанутся. Во всяком случае, я с удовольствием оставлю её в домашней библиотеке. И ещё неоднократно открою её глянцевые страницы.

Наши книжные обзоры собираем в разделе “Отзыв о книге”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь