М.В.Нестеров и В.И.Мухина в Третьяковской галерее

0
479
Нестеров Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной
М.В.Нестеров "Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной", 1940. Холст, масло. ГТГ.

“М.В.Нестеров и В.И.Мухина в ГТГ”, продолжение цикла статей о коллекции музея. Предыдущая статья посвящена творчеству К.С.Петрова-Водкина.

Творчество Михаила Нестерова делится на два одинаково насыщенных и плодотворных периода. Дореволюционный связан с традициями стиля модерн и идеями религиозной философии. Эти картины экспонируются в Лаврушинском переулке.

После революции М.В.Нестеров писал портреты. Интересно, что прежде к жанру портрета мастер обращался довольно редко.

Михаил Васильевич Нестеров встретил революцию уже будучи состоявшимся человеком. Родился в 1862 году в Уфе. Во время октябрьских событий пребывал у себя на родине. Михаил Васильевич очень опасался возвращаться в Москву. Приехал в новую столицу только в начале 20-х годов.
По приезде его ждали множество неприятных новостей. Дом национализировали. Все сбережения, находящиеся в российских банках ему уже не принадлежали. Первое время художник жил в Болшево у своего друга, философа Сергея Дурылина. Но потом ему все-таки дали две комнаты в доме на улице Сивцев Вражек, 43.

Сивцев Вражек, 43, где жил М.В.Нестеров
Сивцев Вражек, 43. Дом, где более 20 лет прожил М.В.Нестеров.

Там есть мемориальная доска. В этой квартире он и прожил до смерти в 1942-м году.
Мемориальная доска Нестерова, Сивцев Вражек, 43
Мемориальная доска на доме 43 в Сивцевом Вражке

М.В.Нестеров “Портрет художников П.Д. и А.Д.Кориных”

Будучи здравомыслящим человеком, Нестеров понимал, что всем его прошлым героям в этой жизни места нет. Все его странники, “Отшельники”, «Великий постриг» остались в прошлом и в ближайшее время не вернутся. Поэтому он, как замечательный портретист, начинает писать портреты.
Нестеров оставил потомкам превосходную галерею портретов. Он писал и своих учеников. В 1930-м году Михаил Васильевич написал портрет братьев Кориных, Павла и Александра.
Павел учился у Нестерова еще в 1900-е годы, когда Михаил Васильевич привлек Корина к росписи строившейся тогда Марфо-Мариинской обители. Ко времени написания портрета братья Корины были дружны с Нестеровым уже более 20 лет и считали себя его учениками.

***

Мастер изобразил братьев в их мастерской в мансарде дома на Арбате. В мастерской хранились слепки фризов Парфенона, несколько икон и старопечатных книг из коллекции художников. Гипсовые копии античных статуй братья привезли из Свободных художественных мастерских, когда авангардисты – сторонники новой системы обучения – выбросили слепки из классов на помойку.

М.В.Нестеров. Портрет П.Д. и А.Д.Кориных.
М.В.Нестеров. Портрет П.Д. и А.Д.Кориных. 1930, Холст, масло. ГТГ.

Двойной портрет позволил Нестерову акцентировать внимание на сопоставлении братьев. Павел и Александр очень отличались друг от друга и по внешности, и по характеру. Нестеров быстро нашёл композицию и не менял её в процессе работы. Корины представлены на фоне барельефа. Павел изображён в профиль. В руках он держит античную вазу, которая становится центром композиции. Братья словно пребывают в состоянии медитации. Они заворожены античным творением.
В противоположность Павлу, фигура Александра развёрнута почти фронтально к зрителю и ярко освещена. Уверенный жест сложенных на поясе рук, открытый взгляд создают образ человека огромной внутренней силы. Сам Михаил Васильевич Нестеров сравнивал Александра Корина с Микулой Селяниновичем, «гой еси добрым молодцем».
Александр представлен в момент озарения. Поза Павла выдаёт сдержанность аналитика. Нестеров не даёт психологической характеристики героев. Его больше интересует проявления темперамента. Это роднит образы братьев Кориных с образами иноков и святых, которые Михаил Васильевич создавал до 1917-го года.

В дальнейшем Павел завоевал славу великолепного живописца, а Александр стал знаменитым реставратором. Он долгие-долгие годы работал в ГМИИ им. Пушкина, и, в том числе, восстанавливал картины Дрезденской галереи. Александр Корин блестяще справился с великой миссией.

Портрет братьев Кориных Нестеров считал одной из своих самых удачных работ. Возвращение мастера к активной художественной жизни вызвало немалое удивление зрителей. Ведь они знали Нестерова по картинам на религиозную тему. Но художник не менял убеждений. В 1930-х годах он создал целую серию портретов учёных, врачей, художников – тех, в ком он сам увидел талант и внутреннее горение.

М.В.Нестеров “Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной”

В 40-м году на 78-м году жизни Михаил Васильевич Нестеров написал портрет Веры Мухиной.

«Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское. Руки чешутся написать ее, она согласна» –

вспоминал художник. А когда увидел её за работой, воскликнул:

«Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна».

Нестеров Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной
М.В.Нестеров “Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной”, 1940. Холст, масло. ГТГ.

Нестеров написал Мухину за работой. Он построил портрет скульптора на контрасте статики и динамики. Внешне крупная фигура женщины статична. Её профессиональные движения скупы, лицо строго и спокойно. Но её творение движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета именно эту статую. Скульптор создаёт памятник челюскинцам в виде Борея. Борей – это северный ветер. Памятник был замечательный! (В отличие от тех гадостей, которые ставят в Москве сейчас). Сохранились фотографии памятника и скульптурный эскиз. На пьедестале из зеленоватого стекла стояла фигурка летящего северного ветра Борея. А внизу Вера Игнатьевна поместила лётчиков и полярников.

***

В спокойствии Мухиной-скульптора угадывается огромная внутренняя энергия. Её щёки разрумянились от волнения. В выражении глаз — неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной и статичной.

Краски портрета строги. Преобладают черный и белый цвета. Они окрашены голубыми и сиреневыми рефлексами. Лишь одно красное пятно броши скульптора оживляет строгость колорита. Лицо Мухиной написано теплым желтовато-охристым тоном, оно словно излучает свет вдохновения.

На первый взгляд, художник не приукрасил лица Веры Игнатьевной. А с лицом у неё было не совсем всё в порядке. В 16-и летнем возрасте на масленичных гуляньях Вера перевернулась на санках и поранила лицо о лёд. Она происходила из купеческой семьи с хорошим достатком. С ранних лет у Веры Мухиной проявилась склонность к искусству. После травмы семья решила в утешение за потерянную красоту отправить девушку в Париж. Мухина стала ученицей Бурделя, а Бурдель – это ученик Родена. Если хотите, Мухина – внучка Родена в искусстве. Отсюда и невероятное мужское начало в её скульптуре.

Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиции. Художник создал обобщённый образ творца, при этом сохранил остро индивидуальные черты модели.

Вера Игнатьевна Мухина. “Рабочий и колхозница”

Широкой публике Вера Игнатьевна знакома по знаменитой композиции “Рабочий и колхозница”. Общеизвестные факты повторять излишне. Пунктиром: выполнена скульптура в 1937 году для выставки в Париже. Немецкий и советский павильоны строились друг напротив друга. Все пристально следили, какой из них будет выше. Оказалось – немецкий. Но на советский поставили “Рабочего и колхозницу” и он воспарил!

Как перевозили скульптуру – это отдельный сюжет. Отливали её в Советском Союзе. Потом статую разрезали на куски и платформами везли в Париж. Там собирали заново. Все части идеально состыковались! Но работу выполнили колоссальную! Вес монумента – 63 тонны. Скромный развевающийся шарфик весит несколько тонн. Делалась она из листовой стали, из современных материалов.
Вера Игнатьевна достигла главного – в скульптуре есть единение рабочего и колхозницы и есть единый порыв, стремление к будущему.

Вера Игнатьевна Мухина. “Ветер”, 1927 год

Веру Игнатьевну всегда интересовала стихия – огонь, вода, земля, воздух и романтическая тема преодоления стихии.
Композицию “Ветер” Вера Игнатьевна считала одной из лучших своих работ.

 Мухина. Скульптура Ветер
Вера Игнатьевна Мухина. “Ветер”, 1927 год. Бронза ГТГ.

Скульптура представляет собой женщину, которая сопротивляется сильному порыву ветра. Немного согнутые в коленях широко расставленные ноги твёрдо стоят на земле. Ощущение устойчивости усиливается благодаря широкой драпировке. Она плотно окутывает ноги героини наподобие длинной юбки и останавливает движение, заданное спиралевидным разворотом корпуса женщины. Тем не менее кажется, что основная точка опоры для фигуры находится в вытянутой вперёд ладони. Размер ладони сознательно преувеличен. Женщина прикрывается ею как щитом. Рукой она защищается от ветра. Поэтому кажется, что ладонь действительно сдерживает сопротивление невероятной силы.
Голова и лицо героини не детализированы. Вся форма похожа на нарастающую бурную стихию.
Скульптура совсем невелика, но производит впечатление монументальной.

Продолжение в статье о картинах И.Бродского, В.Ефанова и А.Герасимова.

По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников:
opisanie-kartin.ru/nesterov-mihail/portret-very-muhinoj/

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь