“М.В.Нестеров и В.И.Мухина в ГТГ”, продолжение цикла статей о коллекции музея. Предыдущая статья посвящена творчеству К.С.Петрова-Водкина.
Творчество Михаила Нестерова делится на два одинаково насыщенных и плодотворных периода. Дореволюционный связан с традициями стиля модерн и идеями религиозной философии. Эти картины экспонируются в Лаврушинском переулке.
После революции М.В.Нестеров писал портреты. Интересно, что прежде к жанру портрета мастер обращался довольно редко.
Михаил Васильевич Нестеров встретил революцию уже будучи состоявшимся человеком. Родился в 1862 году в Уфе. Во время октябрьских событий пребывал у себя на родине. Михаил Васильевич очень опасался возвращаться в Москву. Приехал в новую столицу только в начале 20-х годов.
По приезде его ждали множество неприятных новостей. Дом национализировали. Все сбережения, находящиеся в российских банках ему уже не принадлежали. Первое время художник жил в Болшево у своего друга, философа Сергея Дурылина. Но потом ему все-таки дали две комнаты в доме на улице Сивцев Вражек, 43.
Там есть мемориальная доска. В этой квартире он и прожил до смерти в 1942-м году.
М.В.Нестеров “Портрет художников П.Д. и А.Д.Кориных”
Будучи здравомыслящим человеком, Нестеров понимал, что всем его прошлым героям в этой жизни места нет. Все его странники, “Отшельники”, «Великий постриг» остались в прошлом и в ближайшее время не вернутся. Поэтому он, как замечательный портретист, начинает писать портреты.
Нестеров оставил потомкам превосходную галерею портретов. Он писал и своих учеников. В 1930-м году Михаил Васильевич написал портрет братьев Кориных, Павла и Александра.
Павел учился у Нестерова еще в 1900-е годы, когда Михаил Васильевич привлек Корина к росписи строившейся тогда Марфо-Мариинской обители. Ко времени написания портрета братья Корины были дружны с Нестеровым уже более 20 лет и считали себя его учениками.
***
Мастер изобразил братьев в их мастерской в мансарде дома на Арбате. В мастерской хранились слепки фризов Парфенона, несколько икон и старопечатных книг из коллекции художников. Гипсовые копии античных статуй братья привезли из Свободных художественных мастерских, когда авангардисты – сторонники новой системы обучения – выбросили слепки из классов на помойку.
Двойной портрет позволил Нестерову акцентировать внимание на сопоставлении братьев. Павел и Александр очень отличались друг от друга и по внешности, и по характеру. Нестеров быстро нашёл композицию и не менял её в процессе работы. Корины представлены на фоне барельефа. Павел изображён в профиль. В руках он держит античную вазу, которая становится центром композиции. Братья словно пребывают в состоянии медитации. Они заворожены античным творением.
В противоположность Павлу, фигура Александра развёрнута почти фронтально к зрителю и ярко освещена. Уверенный жест сложенных на поясе рук, открытый взгляд создают образ человека огромной внутренней силы. Сам Михаил Васильевич Нестеров сравнивал Александра Корина с Микулой Селяниновичем, «гой еси добрым молодцем».
Александр представлен в момент озарения. Поза Павла выдаёт сдержанность аналитика. Нестеров не даёт психологической характеристики героев. Его больше интересует проявления темперамента. Это роднит образы братьев Кориных с образами иноков и святых, которые Михаил Васильевич создавал до 1917-го года.
В дальнейшем Павел завоевал славу великолепного живописца, а Александр стал знаменитым реставратором. Он долгие-долгие годы работал в ГМИИ им. Пушкина, и, в том числе, восстанавливал картины Дрезденской галереи. Александр Корин блестяще справился с великой миссией.
Портрет братьев Кориных Нестеров считал одной из своих самых удачных работ. Возвращение мастера к активной художественной жизни вызвало немалое удивление зрителей. Ведь они знали Нестерова по картинам на религиозную тему. Но художник не менял убеждений. В 1930-х годах он создал целую серию портретов учёных, врачей, художников – тех, в ком он сам увидел талант и внутреннее горение.
М.В.Нестеров “Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной”
В 40-м году на 78-м году жизни Михаил Васильевич Нестеров написал портрет Веры Мухиной.
«Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское. Руки чешутся написать ее, она согласна» –
вспоминал художник. А когда увидел её за работой, воскликнул:
«Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна».
Нестеров написал Мухину за работой. Он построил портрет скульптора на контрасте статики и динамики. Внешне крупная фигура женщины статична. Её профессиональные движения скупы, лицо строго и спокойно. Но её творение движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета именно эту статую. Скульптор создаёт памятник челюскинцам в виде Борея. Борей – это северный ветер. Памятник был замечательный! (В отличие от тех гадостей, которые ставят в Москве сейчас). Сохранились фотографии памятника и скульптурный эскиз. На пьедестале из зеленоватого стекла стояла фигурка летящего северного ветра Борея. А внизу Вера Игнатьевна поместила лётчиков и полярников.
***
В спокойствии Мухиной-скульптора угадывается огромная внутренняя энергия. Её щёки разрумянились от волнения. В выражении глаз — неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной и статичной.
Краски портрета строги. Преобладают черный и белый цвета. Они окрашены голубыми и сиреневыми рефлексами. Лишь одно красное пятно броши скульптора оживляет строгость колорита. Лицо Мухиной написано теплым желтовато-охристым тоном, оно словно излучает свет вдохновения.
На первый взгляд, художник не приукрасил лица Веры Игнатьевной. А с лицом у неё было не совсем всё в порядке. В 16-и летнем возрасте на масленичных гуляньях Вера перевернулась на санках и поранила лицо о лёд. Она происходила из купеческой семьи с хорошим достатком. С ранних лет у Веры Мухиной проявилась склонность к искусству. После травмы семья решила в утешение за потерянную красоту отправить девушку в Париж. Мухина стала ученицей Бурделя, а Бурдель – это ученик Родена. Если хотите, Мухина – внучка Родена в искусстве. Отсюда и невероятное мужское начало в её скульптуре.
Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиции. Художник создал обобщённый образ творца, при этом сохранил остро индивидуальные черты модели.
Вера Игнатьевна Мухина. “Рабочий и колхозница”
Широкой публике Вера Игнатьевна знакома по знаменитой композиции “Рабочий и колхозница”. Общеизвестные факты повторять излишне. Пунктиром: выполнена скульптура в 1937 году для выставки в Париже. Немецкий и советский павильоны строились друг напротив друга. Все пристально следили, какой из них будет выше. Оказалось – немецкий. Но на советский поставили “Рабочего и колхозницу” и он воспарил!
Как перевозили скульптуру – это отдельный сюжет. Отливали её в Советском Союзе. Потом статую разрезали на куски и платформами везли в Париж. Там собирали заново. Все части идеально состыковались! Но работу выполнили колоссальную! Вес монумента – 63 тонны. Скромный развевающийся шарфик весит несколько тонн. Делалась она из листовой стали, из современных материалов.
Вера Игнатьевна достигла главного – в скульптуре есть единение рабочего и колхозницы и есть единый порыв, стремление к будущему.
Вера Игнатьевна Мухина. “Ветер”, 1927 год
Веру Игнатьевну всегда интересовала стихия – огонь, вода, земля, воздух и романтическая тема преодоления стихии.
Композицию “Ветер” Вера Игнатьевна считала одной из лучших своих работ.
Скульптура представляет собой женщину, которая сопротивляется сильному порыву ветра. Немного согнутые в коленях широко расставленные ноги твёрдо стоят на земле. Ощущение устойчивости усиливается благодаря широкой драпировке. Она плотно окутывает ноги героини наподобие длинной юбки и останавливает движение, заданное спиралевидным разворотом корпуса женщины. Тем не менее кажется, что основная точка опоры для фигуры находится в вытянутой вперёд ладони. Размер ладони сознательно преувеличен. Женщина прикрывается ею как щитом. Рукой она защищается от ветра. Поэтому кажется, что ладонь действительно сдерживает сопротивление невероятной силы.
Голова и лицо героини не детализированы. Вся форма похожа на нарастающую бурную стихию.
Скульптура совсем невелика, но производит впечатление монументальной.
Продолжение в статье о картинах И.Бродского, В.Ефанова и А.Герасимова.
По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников:
opisanie-kartin.ru/nesterov-mihail/portret-very-muhinoj/