Мы вернулись с Секирной горы, пообедали в монастырской трапезной и наконец решили найти мыс Лабиринтов. В первый вечер перед экскурсией по монастырю мы уже ходили туда. Но не нашли. Свернули не в ту сторону, вышли к Кислой губе и прошли добрых 5 км лишку.
Мыс Лабиринтов. Неудачные поиски
В турбюро нас снабдили схемой, на которой была отмечена развилка на южном краю посёлка. Оттуда правая дорожка вела к мысу Лабиринтов, а левая – к Переговорному камню.
Дальше начался типичный для Большого Соловецкого острова низкорослый берёзовый лес.
На выходе из леса нам следовало свернуть направо, но кто ж это знал. Мы пошли влево вдоль берега моря. Тем более, что туда вела вполне натоптанная дорога.
Дары природы
На Соловках растёт масса грибов и ягод. Ягодный сезон уже заканчивался, но черничников и брусничников мы видели немало.
Грибы там растут повсеместно, разве что на монастырском дворе их нет. На сыроежки и свинушки мы просто не обращали внимания. Опята приглянулись кучностью и фотогеничностью.
Попадались на глаза и благородные грибы: подберёзовики
подосиновики
и челыши. Так зовут маленькие, нераскрывшиеся подосиновики.
Почему мы их не брали? А куда их было девать и что с ними делать? Тем более, что первое место по фотогеничности заслуженно взяли мухоморы.
Как мы вышли к Кислой губе
Дорога незаметно перешла в булыжную тропу
и закончилась. Мы оказались на берегу Кислой губы.
Назад вернулись по другому берегу мимо ещё более приполярных берёзок.
Хоть мы и не нашли мыс Лабиринтов, но остались весьма довольны прогулкой. Тишина, безлюдье, блестящее море и яркие краски осени оставили неизгладимые впечатления.
Мыс Лабиринтов. Вторая попытка
После Секирной горы нам оставалось ещё несколько часов до теплохода. Мы решили повторить попытку с мысом Лабиринтов, предполагая также, что нам хватит времени и на Переговорный камень. На сей раз мы свернули в лес и вышли даже ближе, чем нужно.
Немного поплутав по берегу, мы всё же обнаружили лабиринты.
Соловецкие лабиринты
На самом деле настоящие лабиринты надо смотреть не здесь. Памятники неолитической культуры I-II тысячелетий до н.э. находятся на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага. Их там 13 или 14. Всего на Соловках насчитывается 35 лабиринтов. Местные зовут их “вавилонами”. Попасть туда непросто, да и времени у нас не было.
Назначение древних лабиринтов неизвестно. Согласно одной из гипотез это горные вершины, где живут души умерших. Возможно также, что это некие пограничные сооружения, разделяющие мир живых и мир духов.
Два лабиринта на Большом Соловецком острове реконструировали преподаватели и студенты из Архангельска в 70-е годы ХХ века. Маленький виден на переднем плане, а дальше находится большой лабиринт.
Мыс лабиринтов. Сейды
Сейдами называют священные объекты народов Северной Европы. Это может быть скала, приметный камень или пень, озеро. Сейдами также называют каменные артефакты, чаще всего в виде пирамиды.
Сейды очень популярны среди туристов, добирающихся в относительно труднодоступные места Русского Севера. На берегу Белого моря тоже есть сейды. Один из них поднимается прямо из Белого моря.
Я не удержался и тоже сложил сейд из местных камней.
Наш сейд остался на берегу моря и, надеюсь, доживёт хотя бы до зимних штормов.
К Переговорному камню
У нас ещё оставалось время дойти до Переговорного камня. Пора пояснить, что это такое. Как вы помните в середине XIX века архимандрит Александр очень любил устанавливать повсюду камни с различными текстами. Переговорный камень поставили на том месте, где архимандрит вёл переговоры с капитаном английского фрегата. В ходе Крымской войны английские корабли несколько раз подходили к Соловкам и требовали монастырский скот в качестве провианта. Настоятель отказал неприятелю, объяснив, что в монастыре есть только коровы, а молоко потребно самим монахам.
Александр приказал увековечить переговоры следующим текстом, высеченным на камне:
“Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н 22 июня, в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 час. В ту неделю N дня пост строгий был в обители и скитах и господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А.А.”.
К сожалению до камня мы так и не добрались. Сказалась усталость от постоянной ходьбы по острову. За 2 дня на Соловках мы прошли без малого 25 км. Вернувшись с мыса Лабиринтов и повернув на дорогу к Переговорному камню мы вдруг поняли, что идти туда нам не хочется. Около получаса мы просто сидели на берегу Кислой губы и отдыхали.
Прощание с Соловками
Оказалоь, что это к лучшему. Мы ещё раз зашли в монастырь. Отсняли храмы, освещённые солнцем.
Напились монастырского чаю с вкуснейшими плюшками.
и за полчаса до отправления пришли на Тамарин причал.
К причалу подрулило чудо древнего автомобилизма. Островитянка привезла свою родственницу с ребёнком. Вероятно после каникул они отправлялись на Большую землю.
Последний кадр с борта “Метели” и Соловецкие острова остаются в наших воспоминаниях и отчётах.
Напоследок солнце показало нам ещё один спектакль, но не столь феерический, как накануне.
“Метель” двинулась в Кемь к “Причалу”. А мы отправились продолжать наше путешествие.
Советы самостоятельным путешественникам на Соловки и финансовый отчёт мы опубликовали в отдельном отчёте “На Соловки”.