Музей камнерезного и ювелирного искусства

4
531
Музей камнерезного и ювелирного искусства
Минералогическая горка XIX века

Музей камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге мы сочли одним из интереснейших в России. Он занимает старинное здание Горной аптеки рядом с Плотинкой в самом центре города.
Музей камнерезного и ювелирного искусства
Музей открыли в 1992 году. Напротив Горной аптеки с 1751 года до 70-х годов ХХ века существовала камнерезная фабрика. Мастера фабрики работали с малахитом, яшмой, орлецом, различными кварцами, аметистом и топазом.

Музей камнерезного и ювелирного искусства. Карта Франции

На камнерезной фабрике выполнили удивительную яшмовую карту Франции. Оригинал изготовили для всемирной выставки в Париже 1900 года. По окончании выставки император Николай I подарил карту президенту Франции Эмилю Лубэ. В екатеринбургском музее представлена копия.

Музей камнерезного и ювелирного искусства
Карта Франции. Копия

Директор фабрики Василий Васильевич Мостовенко, по поручению Николая II, создал проект карты и два года лично руководил её изготовлением. На доску площадью один квадратный метр наклеили пластины разноцветной яшмы в сочетании с авантюрином, агатом, кахолонгом, сердоликом и нефритом. Они изображают 86 французских департаментов. Государства, граничащие с Францией, выполнили из изысканной серо-зелёной калканской яшмы, а моря – из мрамора. Крупнейшие города отметили драгоценными камнями: Париж – турмалином, Нант – бериллом, Гавр и Марсель – изумрудами, Руан – сапфиром. Реки и озера сделали из платиновой ленты. Её общая длина 750 см. Названия городов начертали золотом на французском языке. Рамку карты отделали серо-зелёной николаевской яшмой. Общая масса карты оказалась довольно большой – 33 пуда или 528 кг при толщине всего лишь 8 см.

Фрагмент карты Франции

Василий Васильевич Мостовенко:

Я повредил себе глаза, наблюдая за пришлифовкой камней, которая была настолько плотной, что трудно было заметить соединения.

В советское время на фабрике из полудрагоценных камней выполнили карту Свердловской области. Её сделали в 1983 году к пятидесятилетию области по заказу тогдашнего обкома кпсс (администрации). Над картой работали несколько камнерезов во главе с Рахимом Абдулиным. Мастера использовали родонит, лазурит, мрамор, агат и малахит. Для обозначения городов применили яркие самоцветы, в том числе фианиты, они же кубические цирконы.

Музей камнерезного и ювелирного искусства
Карта Свердловской области

Минералогические горки

В музее представлены несколько минералогических горок. Это композиции из уральских самоцветов, изготовленные в декоративных и познавательных целях. Самую старую горку сделали по эскизу французского художника Демальи в 1785-86 годах. Это был грот-фонтан из различных минералов и горных пород. К нему прилагалась карта-схема с указанием месторождений. Горка Демальи до наших дней не сохранилась.
Самая старая горка, представленная в музее, относится ко второй половине XIX века. Её сделали в романтической манере в виде грота. Мастера использовали различные минералы, в том числе яшму, горный хрусталь, малахит и даже аквамарин.

Музей камнерезного и ювелирного искусства
Минералогическая горка XIX века

Уральские камнерезы поставили производство минералогичесих горок на поток. Это были дорогие, но весьма эффектные сувениры. Одним из лучших мастеров считался Алексей Козьмич Денисов-Уральский. К сожалению его работ в музее нет.
В 1927 году мастера артели “Цветные камни” сделали горку с тремя вершинами. Они посвятили свою работу десятилетию революции.

Есть в коллекции и каменная горка конца прошлого века. Её выполнил мастер Баранов из Сысерти, где возродили этот старинный уральский промысел.

Музей камнерезного и ювелирного искусства. Цветы и ягоды

Среди экспонатов музея выделяются композиции, копирующие живую природу. Они изображают цветы и ягоды. Традиция изготовления подобных украшений восходит к XIX веку. Павел Петрович Бажов написал замечательный сказ “Хрупкая веточка”. Он рассказывает о создании подобных произведений. Пресс-папье “Ягоды” сделано из кварца, калканской яшмы, аметиста и сердолика в традиционной уральской манере.

Музей камнерезного и ювелирного искусства
Пресс-папье “Ягоды”

Современные мастера продолжают традиции. Посмотрите на прекрасные композиции “Смородина”, “Земляника” и “Брусника” камнереза Александрова. Он выполнил их в конце ХХ века.
Музей камнерезного и ювелирного искусства
Нежные “Цветы” сделаны из аметистов, халцедоновой щетки и нефрита.

Есть в музее и работы современных петербургских мастеров. “Облепиха” и “Чёрная смородина” вышли как живые.
Музей камнерезного и ювелирного искусства

Малахитовая шкатулка и хозяйка Медной горы

Как же на Урале да без малахита! Увы, времена Хозяйки Медной горы давно прошли. Месторождения малахита на Урале иссякли. Местные мастера работают с африканским сырьём. Однако малахитовые шкатулки никуда не делись.

Из малахита делают и знаменитых ящерок
Музей камнерезного и ювелирного искусства
и вазы
Музей камнерезного и ювелирного искусства
и даже саму хозяйку Медной горы.

Медной горы хозяйка из малахита и меди

Хотя в музее есть и другая каменна девка – из яшмы. Главное, не променять на неё свою Настеньку.

Музей камнерезного и ювелирного искусства
Каменна девка из яшмы

Напоследок покажу ещё одну малахитовую вазу XIX столетия времён расцвета Полевского рудника.

Скульптуры Василия Коноваленко

Традиция изготовления мелкой пластики, изображающей различных персонажей, сложилась в ХХ веке. Здесь необходимо вспомнить о замечательном художнике Василии Васильевиче Коноваленко. Он закончил Донецкое архитектурно-художественное училище в 1950 году. Спустя четыре года его приняли художником-оформителем в петербургский Мариинский театр (в советское время имени Кирова). Именно он разработал декорации и сценографию знаменитого балета “Каменный цветок”.

Тогда же Коноваленко начинает создавать изделия из самоцветов. Он много ездит по стране вместе с геологами, неоднократно бывает на Урале. В 1973 году Василий Васильевич выставил десять своих работ в Русском музее. Они вызвали настоящий фурор. “Доблестные советские органы” завели на художника уголовное дело о “хищении социалистической собственности”. После 9 месяцев под следствием он переезжает в Москву. Часть работ пришлось безвозмездно передать советскому режиму.

В 1981 году Коноваленко уезжает в США и там создаёт 40 каменных композиций. Свои поздние работы мастер подарил музею в Денвере.
В музее есть три авторских повторения Василия Васильевича Коноваленко 1979 года. Это “Данилушка”,

Музей камнерезного и ювелирного искусства
В.В.Коноваленко. “Данилушка”

“На рыбалку”

и “Бабушка и дедушка”.

Современная мелкая пластика

Если говорить о статуэтках различных персонажей, то их можно разделить на две категории. Это могут быть некие характерные типы и портреты реальных исторических личностей. Выбор очень богат, поэтому я покажу лишь пару-тройку примеров. Среди них очаровательная статуэтка “Яблочный Спас” из хризопраза, мрамора, агата и окаменелого дерева.
Музей камнерезного и ювелирного искусства
Очень красивую работу сделал мастер Сергеев. Скорее всего он изобразил Кармен.

Солидного “боярина” выполнили из доброй дюжины камней, включая нефрит, обсидиан, чароит, яшму и малахит.
Музей камнерезного и ювелирного искусства
Статуэтка Екатерины II отличается изящной работой. Для её создания использовали обсидиан, лазурит, агат и яшму с добавлением золота и бриллиантов.

Музей камнерезного и ювелирного искусства
Екатерина II работы петербургских ювелиров

В музее представлены симпатичные шаржи на великих писателей, художников и ювелиров. В их числе Карл Фаберже,
Музей камнерезного и ювелирного искусства
Винсент Ван-Гог с забинтованным ухом,

Лев Николаевич Толстой, изображённый босым,
Музей камнерезного и ювелирного искусства
и Николай Васильевич Гоголь.
Музей камнерезного и ювелирного искусства

Это лишь малая толика сокровищ, хранящихся в Музее камнерезного и ювелирного искусства. Закончу обзор уникальным каменным автомобилем “Мессершмидт” из селенита, ангидрита и латуни. Такие машинки выпускались в Западной Германии после войны. Современный мастер сделал каменную модель в 2017 году.

Нашему знакомству с Екатеринбургом мы посвятили отдельную статью. Маршрут уральского путешествия изложили в отчётах “Вправо по карте” и “Москва-Урал. Со всеми остановками”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. По вашей наводке посетила музей камнерезного искусства, очень понравился. Большой он, оказывается, мы даже утомились ходить по его залам. 🙂

    • Валентина, наверняка вы посмотрели музей более внимательно, чем мы. У нас время было очень ограничено. Если бы вы написали о своих впечатлениях на своём сайте, мы бы с удовольствием взглянули на Ваши впечатления.

  2. Спасибо за виртуальную экскурсию. Поняла по первому фото, где находится этот музей. Надо же, сколько раз проходила мимо этого здания и не знала, что там такой замечательный музей. Обязательно схожу туда, когда буду в Екатеринбурге.

    • Валентина, непременно! Будете покупать билет, поинтересуйтесь Изумрудной комнатой, туда не так сложно попасть. Всё-таки комната интересная, особенно экскурсией. У нас глаза избалованные коллекцией Алмазного фонда в Москве. Загляните в “Чебурек” рядышком с музеем на Ленина. Отличный бюджетный перекус.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь