Музей народного творчества Пенза

0
931

Музей народного творчества в Пензе занимает резной деревянный особняк. В его стенах хранятся не только образцы золотного шитья и домотканые костюмы, но и фантастическая абашевская керамика.

Музей народного творчества Пенза. История дома

Удивительный деревянный дом стоит недалеко от центра Пензы на улице Куйбышева 45. Резной терем притаился в глубине двора. Его окружает старинный тенистый сад.
Музей народного творчества Пенза

История особняка началась в середине XIX века. Точная дата строительства неизвестна. Даже реестр памятников расплывчато указывает 50-60-е годы позапрошлого столетия.

Как часто бывало в те времена, усадьба неоднократно меняла владельцев. Большинство её хозяев были родственниками известных людей. До 1866 года домом владела Варвара Никаноровна Загоскина. Она состояла в родстве с известным писателем Михаилом Николаевичем Загоскиным и исследователем Аляски Лаврентием Алексеевичем Загоскиным. Михаил Николаевич Загоскин участвовал в ополчении 1812 года и позже написал военно-исторические романы “Юрий Милославский” и “Рославлев”.
Лаврентий Алексеевич Загоскин известен меньше. Военно-морской офицер после выхода в отставку поступил на службу в Русско-Американскую компанию. В 40-е годы XIX века жил на Аляске, исследовал водные пути, в том числе нанёс на карту долину знаменитой реки Юкон. Л.А.Загоскин изучал быт и нравы коренных жителей Аляски – индейцев и эскимосов – не как колонизатор, а как высокогуманный человек.

В саду усадьбы стоит бюст Лаврентия Алексеевича Загоскина.
загоскин
В конце столетия усадьбу купил брат известного московского кондитера Фердинанда фон Эйнема Отто Карлович Эйнем. О нём почти ничего не известно.
Следующим владельцем дома в 1901 году стал лесопромышленник Степан Лаврентьевич Тюрин. Помимо торговли лесом, он активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью: был гласным городской думы, попечителем мужского училища и церковным старостой аж в двух приходах. На свои средства построил церковь Мокшанского полка.
Степан Лаврентьевич коллекцинировал редкие для средней полосы виды деревьев. В саду до сих пор растут лиственницы, голубые ели и клёны, высаженные Тюриным. В музее воспроизвели его рабочий кабинет со старинным изразцовым камином

письменным столом и портретом бывшего владельца дома.
Музей народного творчества Пенза

Музей народного творчества Пенза. Резное деревянное убранство

После 1917 года уникальный резной терем пришёл в упадок. До войны в нём был “дом малютки”. После 1945 года здесь жили военные со своими семьями. К началу 70-х годов фасады почти утратили своё резное убранство.
К счастью, в селе Русский Камешкир Пензенской области нашлись замечательные мастера – братья Николай, Василий и Иван Сорокины. Они тщательно восстановили прекрасную резьбу, украшающую фасады дома. Один из стендов музея посвящён искусству резчиков-краснодеревщиков. Здесь же есть и фотографии братьев Сорокиных.

Обратим внимание на резное убранство фасадов.
Музей народного творчества Пенза
Тем более, что мастера выполнили его не просто так, а в соответствии с древними традициями. Резные детали служили оберегами для жильцов дома.
На фронтоне можно увидеть сразу два важных символа: косой крест означает солнце, а огромная подкова сулит жителям счастье и благополучие.

Солнце по небу везёт огненная колесница. В неё впряжён конь-огонь. Потому резные колонки украшают конские головы. Резные цветки чертополоха на колонках олицетворяют девичью красу.
Музей народного творчества Пенза
“Рушники-полотенца” на навершии и под карнизами означают гостеприимство.
Музей народного творчества Пенза
Ромбики с прорезями на наличниках – это знак зёрен, а змеистый орнамент вокруг окна символизирует воду и плодородие.
Музей народного творчества Пенза

Экспозиция музея народного творчества

В 1975 году в отреставрированном особняке открыли выставочный зал общества охраны памятников истории и культуры. Спустя 17 лет он получил статус музея народного творчества. Помимо широко распространённых резьбы по дереву и кузнечного дела
Музей народного творчества Пенза
следует особо упомянуть пуховязание. Оно распространилось на Пензенской земле в середине XIX века. В советское время его обобществили как и прочие народные промыслы. Для ажурных пуховых платков используют козий пух. Его вычёсывают специальным гребнем, затем сортируют и, наконец, прядут пуховую нить. Для этого используют специальную прялку. В Пензнеской губернии её называют “чигирь”. Обычно так именуют водоподъёмное колесо.
Музей народного творчества Пенза
Вот как описывают устройство чигиря на страничке Пензенского краеведческого музея:

Чигирь состоит из деревянного станка, а также большого колеса, составленного из двух тоненьких обручей, скрепленных сеткой. Колесо чигиря располагается на горизонтальной оси. По лунке чигиря ходит струна (витая нитка, тонкая веревка), она вращает веретено. Пушинки начинают обвиваться друг около друга, закручиваются и наматываются на цевку (шпульку).

Золотное шитьё существовало при женских монастырях. Обычно девочки начинали учиться этому ремеслу с 13-14 лет и работали примерно до 50 лет. В этом возрасте они теряли остроту зрения и занимались менее тонкими работами: прядением, ткачеством или становились старшими в золотошвейной мастерской. После 1917 года красные закрыли монастыри и золотное шитьё как промысел исчезло. С 90-х годов ХХ века делаются попытки его возрождения.

Музей народного творчества Пенза
Работы современных пензенских золотошвеек

Изготовление домотканых материй было широко развито по всей Московии вплоть до появления массовых фабричных тканей. Сырьём для тканей служили конопля, лён и овечья шерсть. В качестве красителей использовали кору дуба, ивы, ольхи. Они давали желтый, коричневый и чёрный краски. Из полевых цветов и трав получали красный, бордовый и зелёный цвета. Ткачество и шитьё одежды было женским делом. К замужеству девушка должна была уметь хорошо шить. Девушке, сшившей себе красивую обнову, желали “обновить девицей, а сносить молодицей”, то есть уже замужней женщиной.
Музей народного творчества Пенза

Абашевская и сокольская керамика

Если ткачество и кузнечное дело существовали повсеместно, то пензенские гончарные промыслы можно считать из ряда вон выходящими. Казалось бы, не боги горшки обжигают. Но в том то и дело, что помимо горшков гончары из села Соколки и, особенно, Абашева занимались не только и не столько горшками.
Село Абашево находится на западе Пензенской области. Согласно изустным преданиям абашевский гончарный промысел возник в конце XVIII века. Первое упоминание о нём в письменных источниках относится к 40-м годам XIX столетия. Большинство жителей села были гончарами, в начале ХХ столетия их изделия даже выставлялись на Второй кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге.

В 1919-1920 годах в Абашево жил Николай Михайлович Церетели. Он заинтересовался работами местного мастера Лариона Зоткина и опубликовал фотографии его игрушек в книге “Русская крестьянская игрушка”.
В 60-е годы абашевские мастера вновь стали изготавливать фантастические игрушки и занимаются этим по сей день.
Музей народного творчества Пенза
Традиции Лариона Зоткина продолжил его потомок Тимофей Никитич Зоткин. Он создал немало фантастических существ из глины.
Музей народного творчества Пенза
Конечно у абашевских мастеров есть и очень красивые работы.
Музей народного творчества Пенза
Но большинство их работ в лучшем случае вызывают оторопь.
Музей народного творчества Пенза
Гончарный промысел села Соколки известен с 1892 года. Специалисты находят в нём сходство со Скопинской керамикой.
Музей народного творчества Пенза
Сокольские мастера уделяли основное внимание глиняной посуде.
Музей народного творчества Пенза
Фантастические существа также присутствуют, но выглядят куда более реалистично по сравнению с абашевскими.
Музей народного творчества Пенза
Исключение составляет разве что красный олень, на голове которого выросла рождественская елочка.
Музей народного творчества Пенза
Подводя итоги скажу, что здание музея, украшенное деревянной резьбой, выглядит очень эффектно. Среди коллекций выделяется невероятная абашевская керамика. Далеко не все персонажи блещут красотой, зато ничего подобного вы не увидите почти нигде за пределами Пензенской губернии.

Музей народного творчества в Пензе нам очень понравился. Причём, любовались мы и зданием, и коллекцией. Если окажетесь в Пензе, не пропустите эту диковинку, полюбуйтесь пензенским деревянным чудом хотя бы снаружи.

Музей народного творчества. Путешественнику на заметку

Музей народного творчества расположен на улице Куйбышева, 45.
Открыт со вторника по воскресенье открыт с 10.00 до 17.00.
Понедельник – выходной день.

Часто пензенские гиды включают дом народного творчества в свой маршрут по городу. Предложим несколько тем экскурсий.

“Знакомство с Пензой” – пешеходная экскурсия продолжительностью два часа.

“Пенза. Первая встреча.” – пешеходная экскурсия продолжительностью три (!) часа.

Если случится ночевать в Пензе, обратите внимание на отели “Галерея”, “Гелиопарк” и арт-отель “Моцарт”. В них мы сами останавливались и подробно поделились своими впечатлениями о них.

Отель в Пензе “Галерея”.

Гостиница “Галерея” в Пензе. Отличный выбор!.

Арт-отель “Моцарт” в Пензе – выбор экипажа “По городам и странам”.

Пенза. Отель “Гелиопарк”.

Пенза. Отель “Гелиопарк” – лучшая гостиница города.

На пензенскую тему предложим статьи:

Пенза. Достопримечательности. Маршрут прогулки с картой. Где поесть в Пензе.

Пенза. Отели. Лучшие предложения “Островка”.

Тарханы для путешественников.

М-5 Москва-Пенза.

Никольский музей стекла.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь