Мы давно хотели посмотреть музей кружева в Вологде. Посещение экспозиции случилось лишь в третий вологодский приезд. Жалею о том, что пришлось обойтись без экскурсии. Впрочем, в каждом зале музея висят подробные экспликации. Они дают общее представление о выставленных артефактах и истории кружевоплетения.
Предлагаем телефон экскурсионного отдела музея: +7 (8172) 72-25-11.
Здание музея стоит на Кремлёвской площади, дом 12.
Из всего увиденного и прочитанного в залах мы составили иллюстрированный конспект о вологодском кружеве.
Музей кружев. История кружевоплетения
В Россию техника кружевоплетения пришла из Европы. Европейские рукодельницы освоили способы выполнения ажурной тесьмы в конце XV века. Сначала кружева плели иглой. Кружевной стежок называли “стежком в воздухе”. Но уже в начале XVI века кружевницы стали работать коклюшками.
Плели кружева практически во всех странах Европы. На снимке ниже – испанская работа.
Кружевной промысел по сей день сохранился в Бельгии, в Брюгге. Брюжское кружево – это особый мир, созданная руками неземная красота. Ни один сувенирный магазинчик в Брюгге не обошёлся без предложения образцов национальной гордости брюжцев.
В первом зале музея Вологды мы увидели европейские кружева. На первый взгляд они ничем не отличаются от наших вологодских. Это тончайшая ажурная работа, каждое изделие – произведение искусства.
Страна изготовления веера неизвестна, выполнен он в XVIII веке.
Какими же неведомыми путями пришло кружево в Россию? Самыми обычными – через женские руки. Вернее, сначала через мужские, купеческие. И заморские, и русские купцы не обходили стороной кружева – предмет женского вожделения. Привозили кружевные вещи и на продажу, и в подарок.
Нередко случалось, что купцы (да и дворяне) женились на рукодельницах, владеющих секретами мастерства. Они-то и научили наших девушек управляться с коклюшками.
Первые отечественные кружева появились в XVII столетии.
К середине XIX века кружевоплетение из диковинки стало промыслом, особенно в северных губерниях и городах – Вологде, Белозерске, в Кадниковском и Грязовецком уездах. Жили кружевницы и в Тотьме, Вельске, Сольвычегодске, и в Усть-Сысольске. Кружевом украшали бельё, народные костюмы.
Инструменты для кружевоплетения
Чтобы сплести даже самую простейшую дорожку кружева, рукодельнице необходимы инструменты и материалы. Материал – льняная нить. Чем она тоньше, тем изящнее и “воздушнее” кружево. Но тем сложнее и дольше работа! Ведь чтобы получить ажурную дорожку длиной в 10 сантиметров, нужно перекинуть коклюшки с тонкой нитью, скажем, 1000 раз. А если взять толстую нить, то ажур такой же длины получишь, сделав 100 операций. Тонкая работа в 10 раз дольше! Но результат и сравнивать негоже. Грубая толстая прошва в подмётки не годится нежному ажуру.
Итак, кружево не сплести без:
1.Нити. Обычно – льняной, реже – хлопчатобумажной.
2.Сколки.
3.Коклюшек.
4.Валика.
5.Булавок.
Сколка – это образец рисунка. Иногда его наносили на бумагу, иногда – на ткань. На нижнем снимке видны все инструменты и материалы и даже образец кружева.
Английская булавка в кружевоплетении стала той движущей силой, которая позволила плести кружево разной ширины и рисунка. Как только рукодельницы догадались надевать фиксатор на верхнюю часть обычной иглы, так английская булавка стала их верной помощницей в различных видах шитья и плетения. Дамы сразу придумали множество способов применения булавки, в том числе и в кружевоплетении. Обратите внимание на центр кружевного образца на снимке ниже. Он сплошь утыкан булавками для сложного узора. Здесь же хорошо видна сколка контрастного бежевого цвета.
Коклюшки – наиважнейший инструмент кружевоплетения и зачастую предмет гордости мастерицы. Представляем несколько разнообразных коклюшек. Обратите внимание и на сколки – они прикреплены к валику булавками.
Иногда коклюшек так много, что они кажутся бахромой валика.
Современные коклюшки могут быть произведением искусства. Три нижние выполнены из серебра.
Техники кружевоплетения
Я взглянула на несколько обучающих видео по кружевоплетению. Насколько я уловила суть процесса, кружевница меняет местами коклюшки с нитью, выплетая тесёмку из пары нитей. Она меняет коклюшки, переставляет пары, затягивает тесьму и таким образом получается ажурный узор.
Техники кружевоплетения называются по-разному. Мастерицы, в основном, владеют тремя способами:
1.Численный.
2.Парный.
3.Сцепной.
Что общего и в чём разница численного и парного способа я вам не скажу. Знаю только что парный способ очень трудоёмок, потому что и фон, и узор выплетаются одновременно.
Сцепной способ мне понятен. Его применяют для сборки скатерти или покрывала. Фрагменты кружевных узоров соединяют, сцепляют с помощью крючка, поэтому его и назвали “сцепкой”. Отмечу, что сцепку применяют на всех без исключения больших работах.
Ещё в лексиконе кружевниц есть слова “полотнянка”, “плетёшка”, “насновка”, “паучки”, “отвивные петельки”. Позвольте пропустить расшифровку терминов! Полюбуемся творениями вологодских кружевниц!
Вологодское кружево на экспозиции музея
Образцы народных костюмов с вышивкой представлены выше. Полотенце конца XIX – начала XX веков украшено вышивкой крестом и кружевом парной техники.
Как только плетение кружев стало промыслом, мастерицы стали выполнять заказы церкви. Один из старейших экспонатов музея кружев – украшенная кружевом фелонь конца XVII – начала XVIII веков.
В начале ХХ века работы вологодских кружевниц пользовались большим спросом. Выполняли они не только скатерти и покрывала (хотя и их тоже, и во множестве), но и одежду. В одной из витрин видим манекен с жакетом, это работа конца XIX века. Скатерть выполнили несколько позднее, а покрывало и вовсе в 60-х годах прошлого века. Но в нём мастерицы использовали старинные сколки.
Ещё одна скатерть называется “Цветная”, это работа 1920-х годов.
Изящный комплект для официантки сплели в 1920-м году. Наряд похож на утилитарный. Возможно, такие комплекты сделали для закрытых ведомственных столовых?
Большую ценность музея представляет агитационное кружево. Представлю несколько работ.
Агитационное кружево
Позвольте опустить портреты лениных – сталиных в обнимку и ворошиловых на коне. Представлю более нейтральную тематику.
Издалека с первого взгляда я приняла панно за зодиакальный круг. Оказалось всё гораздо прозаичнее – “Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области”.
30-ю годовщину октябрьского переворота вологодские мастерицы отметили несколькими панно. В центре верхней круглой композиции выполнена пятиконечная звезда. Середины двух нижних салфеток украшают римские цифры ХХХ. Широкую кружевную дорожку усыпали мотивами парашютов.
Внизу витрины лежит диплом. Вологодские мастерицы получили его на всемирной выставке в Париже 1937 года. (На этой же выставке красовались “Рабочий и колхозница” Веры Мухиной).
Следующие две работы говорят сами за себя.
Вологодское кружево советского времени
От скатертей, панно, салфеток, выполненных в технике кружева в музее глаз не оторвать! Фотографии не передают ни тонкости работы, ни размера огромных скатертей и панно. Разве можно по этому снимку представить, что диаметр скатерти – 2 метра 30 сантиметров!
Зато мы потрудились отснять несколько фрагментов скатерти “Метелица”.
Поразили нас и два свадебных платья. Этикетка одного из них привела в замешательство. На ней указано “Платье свадебное, 1967 г. Автор – А.В.Сляндина, 1908 г.р. (Платье разработала и выполнила к свадьбе дочери Инны в 1938 году).
Получается, что в музее авторское повторение 1967 года по старым сколкам? Плела ли его сама А.В.Сляндина? Теоретически – могла, ведь в 1967 году автору было 59 лет.
Музей кружева. Современные работы
Второй свадебный комплект – работа современных мастериц 2010 года. Само платье сшито из шёлка. А вот аксессуары кружевные. Авторы А.Н.Ракчеева, Е.Е.Марченко и Ю.Е.Захарова назвали комплект “Невеста севера”.
Автором или соавтором многих скатертей и панно в музее кружев стала А.Н.Ракчеева. Покажем ещё одну работу мастерицы – скатерть “Золотая рыбка”. Она меньше “Метелицы”, её диаметр полтора метра.
Узор золотых рыбок можно разглядеть, подойдя ближе к витрине. Нам поможет объектив.
Из необычных предметов представим шляпку и перчатки. Заметьте, шляпка выполнена из чёрных нитей. С чёрными нитями работать вдесятеро сложнее. Знаю по опыту вязания на спицах и крючком.
Напоследок – ювелирное украшение из чёрных нитей. Колье – часть комплекта “Птицы”. Авторы В.Д.Веселова, В.П.Кордюков.
Мы показали малую толику сокровищ, хранящихся в Вологодском музее кружева. Считаем, что из всех вологодских достопримечательностей в этот музей непременно стоит зайти. Как и в Софийский собор, чтобы полюбоваться фресками.
В заключении добавим главу с информацией для путешественников.
Путешественнику на заметку. О музее кружев в Вологде и другие советы
Музей находится напротив Вологодского кремля.
Адрес: Кремлёвская площадь, 12.
Открыт: с 10 до 17.30 кроме понедельника и вторника.
Заказ экскурсии по телефону: +7 (8172) 72-25-11
По Вологде мы написали подробный путеводитель и приложили карты прогулок: “Вологда достопримечательности”.
Гостиниц в Вологде множество. Мы дважды останавливались в бюджетной “Акварели”. Любим её за центральное расположение, низкую цену и за то, что она отдалённо напоминает европейский гостевой дом.
О других гостиницах Вологды мы написали обоснованный обзор. Из всех предложений наиболее достойными считаем “Губернию”, “Ауру”, “Историю” и наш любимый мини-отель “Акварель”.
***
Мини-отель “Акварель” – отличный выбор проживания в Вологде!
****
Вологодская “История”, чтобы не попасть в историю. 😳
***
***
Гастрономических заведений в городе множество. Нам полюбился “Паровозовъ”. Написали про него отдельную статью.
Статьи про вологодские достопримечательности собираем в разделе “Путеводитель по Вологодской земле”.