Музей Гоголя в Москве занимает старинную усадьбу по адресу Никитский бульвар, дом 7А. Каменные палаты появились здесь в далёком XVIII веке. Генерал Александр Иванович Талызин отстроил дом после пожара Москвы 1812 года. Спустя примерно 20 лет усадьбу вначале арендовал, а затем и купил Александр Фёдорович Толстой. При покупке он записал имение на свою супругу Анну Георгиевну.
В 1848 году Толстые пригласили вернувшегося из за границы Николая Васильевича Гоголя остановиться у них. Великий писатель прожил в этом доме вплоть до своей трагической кончины в феврале 1852 года.
Музей Гоголя в Москве.
В 1909 году у столетнему юбилею со дня рождения Николая Васильевича Гоголя в Москве в доме Толстых открыли библиотеку-читальню.
В 1952 году к очередной столетней годовщине – на сей раз со дня смерти писателя – в здании устроили мемориальную комнату Гоголя. Нынешний музей появился в 2009 году – ведь страсть к юбилеям неистребима. Первый этаж здания превратили в мемориальный музей, а на втором по прежнему находится библиотека.
Во дворике перед домом стоит памятник Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Николая Андреева. История памятника подробно изложена здесь.
Миновав памятник, мы входим в отреставрированные парадные сени усадебного дома. Деревянная лестница ведёт на второй этаж. По углам стоят старинные кафельные печи. Зимой они были жарко натоплены, ведь сени служили границей между холодной улицей и жилыми покоями особняка. Вернувшийся из Италии Гоголь очень страдал от московских холодов.
Александр Петрович и Анна Георгиевна Толстые старались создать писателю все условия для жизни и творчества. По воспоминаниям современника Гоголя, поэта и журналиста Николая Васильевича Берга
Здесь за Гоголем ухаживали словно за ребёнком предоставив полную свободу во всём. Он же не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Белье его мылось и укладывалось в комоды невидимыми духами, если только не надевалось на него тоже невидимыми духами. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек, из Малороссии, именем Семен, парень очень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину
Мы переходим в прихожую, где обыкновенно и находился Семён – молодой парень, бывший у Гоголя в услужении. Здесь он ждал приказов барина и докладывал писателю о посетителях, оберегая того от назойливых гостей.
В прихожей стоит “сундук странствий”, напоминающий о путешествиях Гоголя.
В нём помимо дорожной одежды можно увидеть карту Палестины, где побывал Гоголь,
монеты и ассигнации первой половины позапрошлого века.
На стене висит копия портрета Гоголя, изображающего писателя в последний период его жизни. На портрете Гоголь выглядит нездоровым м угрюмым, погруженным в себя.
Музей Гоголя в Москве. Гостиная и кабинет
Гостиную воссоздали по воспоминаниям современников Гоголя. Вдоль стен стоят диваны красного дерева, обитые штофом. Перед ними – маленький столик с книгами и рукописями.
На стенах висят гравюры с видами Рима. Гоголь писал своему другу Александру Данилевскому:
Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь. Словом, вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
Здесь в гостиной собирались близкие по духу люди, друзья Гоголя: Сергей Тимофеевич Аксаков, Алексей Степанович Хомяков, Михаил Петрович Погодин. Диван у стены перенесли в музей из несохранившейся усадьбы Михаила Петровича Погодина на Девичьем Поле.
С другой стороны гостиной стоит камин. Именно в нём Гоголь сжёг свои рукописи, в том числе второй том “Мёртвых душ”. Писатель уничтожил бумаги после долгой молитвы. По воспоминаниям Александра Петровича Толстого спустя несколько часов Гоголь сказал ему:
Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все. Как лукавый силен, вот он до чего меня довел. А я было думал разослать на память друзьям по тетрадке: пусть бы делали, что хотели.
Через десять дней Гоголя не стало.
Часы на каминной полке остановились на цифре 3 – в это время сгорели рукописи.
Кабинет замыкает анфиладу комнат первого этажа. Кабинет служил для занятий, чтения, работы с документами. Эта комната также могла служить местом общения в узком приятельском кругу.
В кабинете как правило были стол или конторка для работы, книжный шкаф и диван. Иногда кабинет мог служить и местом отдыха. Тогда в нём ставили кровать, отгородив её ширмой от основного пространства комнаты.
В первую очередь кабинет Гоголя предназначался для творчества. Потому здесь бывали лишь самые близкие люди. В шкафу хранился знаменитый портфель с рукописями. С ним Гоголь никогда не расставался. В книжном шкафу стояла небольшая библиотека писателя. Она насчитывала 234 книги.
На стене висит гравюра “Преображение Господне” работы Фёдора Иордана с оригинала кисти великого Рафаэля.
Для Гоголя это был очень значимый праздник. В августе в день Преображения собиралась знаменитая Сорочинская ярмарка. Главная идея второго тома “Мёртвых душ”, над которым писатель работал в этой комнате, это преображение человеческих душ.
Конторка и письменный прибор
Гоголь предпочитал писать стоя за конторкой. Он работал в утренние часы и в это время никого не принимал. Свои черновики писатель переписывал набело каллиграфическим почерком, не доверяя переписчикам. Иногда конторку переносили в гостиную и, стоя за ней, Гоголь артистически читал свои рукописи.
Письменный прибор с чернильницей и песочницей – это особо ценный артефакт. Он напоминает о детстве Николеньки Гоголя. Прибор привезли из усадьбы Кибинцы, принадлежавшей вельможе Дмитрию Прокопьевичу Трощинскому. Отец Гоголя служил у Трощинского управляющим и, одновременно комедиографом и режиссёром. В домашнем театре Трощинского играла матушка Гоголя – первая красавица Полтавской губернии.
Зал пьесы “Ревизор”
“Ревизор” – это самое известное драматическое произведение Гоголя. Поэтому в музее Гоголя в Москве устроили отдельный зал, посвящённый бессмертной комедии. Этот зал одновременно олицетворяет и гостиную, где в ноябре 1851 года Гоголь читал пьесу московским литераторам и актёрам Малого театра, и театральную сцену.
Премьера Ревизора” состоялась в Петербурге в Александринском театре в 1836 году. На премьере присутствовал сам император Николай I. Спектакль ему очень понравился. После спектакля государь сказал:
“Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!”
После премьеры Гоголь писал актеру Михаилу Семеновичу Щепкину:
“Все против меня! Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня! Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины, и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия”.
Спустя 15 лет после премьеры в доме Александра Петровича Толстого Гоголь читал “Ревизора”. Владимир Егорович Маковский даже написал картину на этот сюжет.
На офорте, сделанном с полотна Маковского, Гоголь изображен сидящим на диване. Поблизости расположились Александр Николаевич Островский, Михаил Семенович Щепкин, молодой актер Сергей Шумский. Ему лучше всех удавалась роль Хлестакова. Вокруг сидят писатели: Сергей Тимофеевич Аксаков, Михаил Петрович Погодин, Степан Петрович Шевырёв и начинающий автор Григорий Данилевский. Здесь присутствовал и Иван Сергеевич Тургенев. Позже он с восхищением вспоминал о чтении Гоголя.
Музей Гоголя в Москве. Комната памяти
Небольшая комната в западном крыле дома была самой теплой. Когда писатель занедужил, Толстой предложил ему перебраться сюда. Здесь 21 февраля 1852 года по старому стилю Гоголь умер. Последними его словами были:
“Как сладко умирать”…
Часы остановлены на 8 утра. Это время смерти Николая Васильевича Гоголя.
Рядом с кроватью на комоде лежит посмертная маска Гоголя. Её сделал известный скульптор Николай Рамазанов. По его воспоминаниям, к нему пришёл сильно встревоженный Аксаков и объявил о смерти Гоголя. Рамазанову показалось, что Гоголь пребывает в летаргическом сне. Однако толпа желающих проститься и появившиеся следы разложения заставили скульптора поторопиться.
Здесь же представлена выписка из метрической книги церкви Симеона Столпника, прихожанином которой был Гоголь.
Зал “Воплощение”
Последний зал посвящён литературному творчеству Гоголя. В нём находятся 8 инсталляций, помещённых в арки. В первой из них виден символический дуб с иконой Николы Чудотворца. Он олицетворяет связь писателя с его родной Украиной.
Во второй арке мы видим барельефы старосветских помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны.
В третьей арке находится скульптура пузатого Пацюка, знавшегося с нечистой силой. Она напоминает о мистических повестях Гоголя.
Прекрасная Оксана, дочь казака Чуба, глядит на нас из следующей арки.
Предпоследняя инсталляция создана по мотивам Петербургских повестей. Здесь есть отсылки к “Носу”, “Портрету”, “Шинели”. Да и сама арка декорирована на манер Невского проспекта.
Завершает экспозицию статуя гарной украинской дивчины. Может быть это Оксана из “Ночи перед Рождеством”, а может пригожая Параска – дочка Солопия Черевика из “Сорочинской ярмарки”.
Музей Дом Гоголя. Посетителю на заметку
Музей Гоголя расположен по адресу: Никитский бульвар, дом 7А. Дом стоит в двух шагах от площади Арбатских ворот, совсем рядом с пешеходным Арбатом.
Ближайшая станция метро – Арбатская (выход № 8 на улицу Воздвиженка).
Открыт со среды по воскресенье с 12.00 до 20.00.
Об экскурсиях следует узнать по телефону
☎ +7 495 690-58-81
Мы поступили проще. Захватили с собой наушники и прослушали бесплатную аудиоэкскурсию от приложения IZI Travel. На её основе и написали статью о музее “Дом Гоголя”.
Могилу Гоголя на Новодевичьем кладбище непременно показываю на своей авторской экскурсии по Новодевичьему некрополю. Подробности:
Экскурсия по Новодевичьему кладбищу без посредников.
Наши репортажи о Московских музеях: