Выставка “Московский изразец” в Измайлово

0
435
Московский изразец

Московский изразец – так называется одна из выставок объединённого музея Коломенское – Измайлово – Лефортово. Экспозиция Московский изразец находится в Мостовой башне – памятнике архитектуры XVII века. Башня украшена изразцами – любимыми в XVII веке декоративными деталями, поэтому решено было открыть выставку Московский изразец именно здесь.

Московский изразец . История возникновения

Керамика была известна на Руси издавна, ещё до монголо- татарского нашествия. Её привозили из Византии. После Батыева нашествия и ига XIII-XV веков эти навыки теряются, забываются на 2-3 столетия и возрождаются только к концу XV века, что было обусловлено укреплением Москвы и интенсивным каменным строительством в городе. Таким образом в Москве в XVI столетии процветает ремесло изготовления изразцов. Московский изразец того времени представляет собой терракотовую пластинку.
Происхождение слова «изразец» трактуют по разному. Есть версия происхождения этого слова от слова «образец», «образ», что является синонимом слова «икона». По второй версии существительное «изразец» происходит от глагола «наносить определённый орнамент на предварительно обработанную поверхность из глины”, изрезывать.
В центральной витрине представлены несколько терракотовых изразцов, характерных для XV столетия. Также можно обратить внимание на форму изразца ( в левом углу зала). Подобные деревянные формы для изготовления изразцов встречаются до XVII века.

Московский изразец . Золотой век

XVII век- золотой век для русского изразца. К этому времени изразец становится не терракотовым, т.е. обожжённым, а муравленным под цвет травы-муравы, зелёным, а также разноцветным. На изразец уже наносили различные красители, так называемые поливы.
В XVI веке такие терракотовые изразцы использовались для украшения различных зданий от храмовых комплексов до бытовых построек, чаще всего царских теремов, и, конечно при украшении печей. Кстати сказать, такие терракотовые изразцы очень часто белили.
В витринах изразцы расположены своей «зеркальной» частью, зритель видит «зеркало» изразца. Тыльная сторона изразца представляет собой полую румпу. При изготовлении изразца используются те же приёмы, как при раскатывании теста, кусок глины раскатывают так же, как раскатывают тесто, а затем формой выдавливают рисунок. Форма первоначально была деревянной, и только в XIX-XX столетии её стали делать металлической, так как производство изразцов было поставлено на промышленную основу. Такие изразцы, как на витрине, называются орнаментальными, они характерны для XVII – начала XVIII века.

В XVIII веке изразец приобретает другие особенности. Прежде всего, это живописный, растительный орнамент –изображение растений, либо животный орнамент – избражение каких-либо животных или птиц, реальных или фантастических, например птица Сирин. При внимательном рассмотрении орнамента изразца можно заметить, что они перекликаются с орнаментами печатной продукции – такие же элементы украшений встречаются в книгах, их обложках и иллюстрациях.
Что касается муравленных изразцов, то они чаще всего печные, которые крепились непосредственно к кирпичной кладке печи и соединялись благодаря отверстиям по всем 4 боковым сторонам изразца. В эти отверстия вставлялась проволока и изразцы крепились, создавая фризы, а иногда и целые композиции.
На одном из изразцов XVII века, представленных на экспозиции, мы видим изображение двуглавого орла. Такие изображения характерны для украшения храмовых комплексов, построенных на пожертвования царской семьи, либо для украшения печей в дворцовых интерьерах.
Другое изображение – это символика райского сада, мотив вертограда небесного. Это восходит к концепции «Москва – Третий Рим». Но есть более простое толкование распространения такого мотива, ведь и в XVII, да и уже в XVI веке в Москве были очень распространены сады, как и в Кремле, и вокруг него, так и вокруг многочисленных царских резиденций, которые появляются уже в XVI веке, а что касается самого Алексея Ми хайловича, то у него таких резиденций было около 10. Это и Преображенское, и Коломенское, и Измайлово и др.
Также широкое распространение получил изразец при украшении храмовых комплексов, построенных на пожертвования богатых бояр, приближённых к царской семье, например Голицыных. Также на экспозиции представлены изразцы 70-80 годов XVIII столетия.
Что же касается символики изображения фигур на изразцах, то очень часто появляется изображение цапель, которые человек видел в природе и павлина. Человек средневековья был знаком с христианской символикой, а павлин символизировал Церковь Христову.Поэтому совершенно понятно, почему в украшении Покровского собора Измайлова появляется павлинье око.

Составной изразец из Свято-Данилова монастыря работы Степана Полубеса

Также на экспозиции представлен очень интересных экземпляр, большой по форме, который состоит из трёх частей. Он был изготовлен в 70-80 годах XVII столетия. Это авторская керамическая икона происходит из церкви Святых Отцов Семи Вселенских соборов Свято – Данилова монастыря. В монастыре было 4 таких керамических иконы, которые были вывезены и спасены Петром Дмитриевичем Барановским. Икона была выполнена Степаном Ивановым-Полубесом, выходцем из Белоруссии, который возглавлял артель мастеров, получивших заказ на украшение Иверского монастыря на Валдае. С этой работой познакомились особо приближенные к Михиалу Федоровичу и Алексею Михайловичу люди и уже в царствование Алексея Михайловича артель белорусских мастеров стала получать заказы на украшение московских храмов. Происхождение такого прозвища Степана Иванова-Полубеса неизвестно. Мастера расселялись в районе Гончарной (Таганская) и Мещанской слобод. Интересно отметить, что мастера различных ремёсел получали заказ на работу над одним и тем же объектом и взаимопроникновение элементов декора налицо – там, где мы видим растительный узор, вырезанный на деревянных изделиях, там же встречается точно такой же узор на керамических пластинах.
К счастью все 4 керамические иконы из Свято – Данилова монастыря сохранились. При изготовлении таких икон мастер делил композицию на 3 части, ведь обжечь такой большой предмет просто невозможно, изразец бы лопнул. Это невозможно и в современных условиях, современные мастера также делят композицию на части.
Поливы изготавливались из специальной массы, которая использовалась для изготовления стекла. Когда в этой массе был более активен одни из элементов, её состввляющий, то при обжиге этот элемент и проявлялся. Зелёный цвет – это более активный оксид меди, жёлтый – олово, а белый – свинца. Самый дорогой краситель – синий, благодаря соединениям с кобальтом, это очень дорогой минерал, поэтому в изразцах XVII века преобладает зелёный, жёлтый, коричневый и белый поливы, они же красители.

Изразцы из утраченных московских церквей

Благодаря первым директорам музея сохранились образцы из церквей, которые были разрушены в первые годы советской власти, например, вот образцы из церкви Козьмы и Дамиана в Садовниках.(Между Нагатино и Коломенским). Также представлены образцы из церкви Адриана и Наталии в Мещанской слободе, Стефана в Заяузье и Николы Явленного на Арбате.
На левой стене представлен очень редкий образец изразца, на котором изображён рог изобилия, такая тематика тоже работает на идею «Москва – райский сад». Эта тематика особенно поддерживалась патриархом Никоном в середине XVII века.
Необходимым атрибутом каждого русского дома были печи, и богатые люди имели возможность декорировать их подобным образом, как представлено на выставке. Эта печь выполнена в 70-80 годы XVII столетия по голландским образцам, о чём говорит наличие вот такого кувшинчика в орнаменте. Такой кувшинчик встречается даже на бумаге в виде водяного знака, которую привозили из Голландии. Эта печь – реконструкция, сделанная сотрудниками музея.
Присутствие изразцовой печи хорошо видно на баннере, большом панно , который выполнен по рисунку из альбома одного из членов царского посольства Августина Мейерберга ,которое прибыло ко двору русского царя. Верхний ряд – это русские бояре в шубах, нижний – европейцы. Они даже отмечены цифрами, видимо автор отмечал и атрибутировал изображения. И вот мы видим и печь здесь.

Московский изразец в XVIII и XIX веках.

Пётр I в путешествии по Европе тоже отметил наличие печей, украшенных изразцами. Европейские мастера, может быть, испытывали влияние Китая, никто этого не знает, но тем не менее мы видим вот такие изразцы – «кафели» или «кахели», они бытовали в Голландии и других странах Западной Европы. Такие изразцы отличаются от наших, они не такие выпуклые, у них другая форма, наличие рамки, цветовая гамма другая – бело-сине-голубая, надписи, которые были сделаны по книге, которая появилась в XVII веке. Книга называлась «Надписи и эмблематы», она появилась и в России. По образцу голландских «кахелей»и благодаря этой книге русские мастера тоже стали изготавливать изразцы с надписями, но в них немного другая цветовая гамма. Подобные изразцы использовались при декорировании печей. Чаще всего мы встречаем мифологические мотивы, но иногда и религиозные, как например здесь – изображён амурчик. Также мы видим библейский сюжет «Каин убивает своего брата Авеля».
Изразцы, представленные в нижнем ряду были сделаны во второй половине XVIII века и относятся в времени правления Екатерины II , они украшали дворец в Коломенском, тот дворец, который существовал при Екатерине II.
Здесь мы можем видеть образцы надписей на русских изразцах. Толковать надпись можно было двояко, как в прямом, так и в переносном смысле. «Согласье дел любовь сохраняет» написано на изразце, изображающем человека, возделывающего сад. Тучный человек, который не может встать прокомментирован надписью «не могу восстати», или оба супруга выясняют свои отношения и надпись «сие наше домашнее», «знаю правительствовать» – надпись под изображением человека с жезлом.
Во второй половине XIX века подобные вещи удерживались у дворян, которым нравился неорусский стиль. Вот такая печь (напротив входа у дальней стены, в центре) принадлежала музею «Палаты бояр Романовых». Печи Солнцева и Рихтера были сделаны с целью заполнения интерьеров музея. Позже ученым показалась такая стилизация на XVII век достаточно чудовищной, такой цветовой гаммы в XVII веке просто не было и при реставрации Палат в середине XX века были изготовлены другие печи, которые были более близки по стилю к XVII веку, а эти отправились на выставку.
Еще одна печь, ( в левом углу той же стены)которая происходит из семьи бояр, живших на Варварке. Здесь мы опять же наблюдаем элементы на мотив «райского сада»- грозди винограда, которая символизирует мотив спасения.Т.о. печи служили не только для обогрева,но и для украшения интерьера.
Очень любили печи на мотив XVII века в старообрядческих семьях.
В начале XX века фабричное изготовление изразцов было широко распространено, изразцы изготавливались на металлической основе, когда изразцы выдавливались и на них наносились яркие анилиновые красители, поэтому так и блестит изразец. Известны заводы Бусырева здесь, в Черкизове, земли Измайлова и Черкизова обладали очень большим запасом глины, и поэтому производить здесь керамические изделия, в том числе и изразцы было достаточно удобно. Изразцы в это время стали очень широко использовать в это время при оформлении интерьеров домов, храмов, их алтарной части, врат, порталов. Например, в одном из домов в Мещанской слободе существовал магазин Кузнецовых, которые скупили заводы Бусырева и организовали очень большое производство изразцов и вообще посуды. Интересно отметить, что изделия фирмы Кузнецовых экспортировались даже на родину фарфора, в Китай, вот такого высокого качества они были, образцы здесь представлены. Здесь мы видим бело-сине-голубую гамму изразцов. Дело в том, что сам Матвей Кузнецов и его отец, Сидор Кузнецов родом были из Гжели, что имело своё влияние.

Изразцы рубежа XIX-XX веков

Что касается бытования изразца в другом аспекте, то он связан с Абрамцевским художественным кружком. Здесь представленны только 2 изразца, выполненные М.А. Врубелем, его известные панно Микула Селянинович и Вольга находятся на экспозиции в Коломенском. М.А.Врубель сам не изготовлял изразцы, он только их расписывал.
Также на экспозиции представлены образцы керамических плиток с советской символикой – рабочий и колхозница, также много керамической плитки использовались при украшении станций метро, что сделало их безусловными шедеврами. Также были популярны портретные плитки, мы видим В.И. Ленина, А.Пешкова (М.Горького) и др.
Современные мастера продолжают традиции. Мы видим скульптурную композицию евангелиста Луки, выполненную в 2000 году мастрером Любимовым. Этим занимаются в основном мастера Строгановского училища, которые делают стилизации под XVII век, а также XVIII и XIX столетий. Существуют школы и в Костроме, и в Ярославле, но технические приёмы отличаются от древних, мастера используют другие материалы и красители. Но заказы на работы поступают, так как в настоящее время идёт большая работа по восстановлению храмов и такой декор необходим.

Изразцы на стенах старинных храмов и палат мы показываем на пешеходных экскурсиях по Москве.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь