Галина Сергеевна Уланова.
Свет звезды. Г.С.Уланова (Т.Касаткина)
У Галины Улановой была вселенская слава. Уникальность её в художественной культуре 20 столетия с годами становится всё очевиднее. Уже оставив сцену, она продолжала владеть умами и душами тех, кто хоть раз видел её на сцене или встречался в жизни. Она демократизировала искусство балета, открыла его заново для миллионов людей, сделала жизненной необходимостью.
«Танец Улановой соперничал со всесильным словом. Он выражал такие глубинные движения души, что несказуемы словом. Он давал и нам, зрителям, новый дар чувствования и миропонимания. В условнейший жанр балета великая балерина принесла невиданную жизненную подлинность… Она создала не просто незабыаемые образы, а сотворила свой художественный мир – царство человеческой духовности». (Н.Л.Дорлиак и С.Т.Рихтер).
Победы Улановой превосходят достижения школы танца. Ей нет равный в «поэзии танца», в искусстве танцевальной выразительности. Она не перенимала приёмов у артистов драмы, а, не выходя из сферы танца, средствами пластики передавала сложнейшие переживания своих героинь.
Сколько раздумий, откровений, удивительных слов и пронзительных мыслей вызывало её искусство у самых разных людей – от профессионалов до обыкновенных зрителей. Улановский арабеск сравнивали с полуулыбкой Джоконды, её Джульетту называли Гамлетом русского театра. Когда однажды у Николая Бенуа спросили, какой художник мог бы написать портрет Улановой, он ответил, не задумываясь, – Боттичелли.
Легенда о балерине
Легенда об Улановой донеслась до Лондона, Парижа и Нью-Йорка раньше, чем она появилась на сцене Ковент-Гарден, Гранд-Опера и Метрополитен-оперы в своих великих спектаклях. Актриса в возрасте 46 лет сумела показать себя на уровне этой легенды и добиться большего, чем от неё ждали требовательные знатоки и зрители. Она познала такой триумф, получила такое признание, каких не имел никто после Анны Павловой, а сами гастроли нашего балета назвали таким волнующим театральным событием, какого не было со времени знаменитых «Русских сезонов» С.П.Дягилева. Эти гастроли остаются мерилом успеха нашего балета и по сей день.
В учениках продолжалась её творческая жизнь. Их тоже знал весь мир. Она отдала репетиционной работе почти 40 лет. «Некогда Генрих Густавович Нейгауз говорил: «Чтобы ученик сумел взять, учитель должен уметь отдать». Это редких дар – суметь щедро, не оставляя секретов, передать накопленное. Улановой дан и этот дар».
Душа движения – движение души (Г.С.Уланова)
Первый наш спектакль в Лондоне – «Ромео и Джульетта».. Помню, мы подсматривали из-за занавеса: что за публика, какие они, лондонцы? И – представляете?! – волосы розовые, синие, золотые; наряды, смокинги в зале, невероятные вечерние платья, причудливые шляпы…Казалось, вроде не там, где мы, сцена, а там, где она, сцена.
Начался балет, закончился первый акт, закрылся занавес – и мёртвая тишина. Мы решили: всё. Кончено. Тишина – в зале, тишина 0 на сцене. Провалились! И не знаем: открывать занавес или не открывать? Наверное, прошли секунды, но они были безумно страшными. А потом обрушился шквал аплодисментов. Мы открыли занавес и увидели: весь зал стоит. Куда подевалась неприступность этой чопорной публики!
Мы выходили из артистического подъезда, длинной шеренгой стояли полицейские, и всё равно мы не могли пройти, нас ждала толпа зрителей, нас буквально щупали: живые ли мы, настоящие ли. И так – все дни гастролей. И оказалось, что лондонские зрители и весёлые, и любопытные, и дружелюбные…
Современники о Г.С.Улановой
Уланова заново открыла балет – Н.Л.Дорлиак, С.Т.Рихтер.(нар. Артисты СССР)
Среди строгих, размеренных, белоснежно-холодных форм классического балета затеплилось дыхание. Его принесла Уланова. –И.И.Юзовский. (театральный и литературный критик)
Может быть, это покажется странным, но к Улановой – одной из величайших балерин за всю историю хореографического искусства – слово балерина не очень идёт. Уланова в танце – поэт. – И.Л.Андроников (нар. Артист СССР).
Её Джульетта – танцующая, бессловесная, не произносящая ни единого шекспировского стиха – производит впечатление незабываемое, впечатление действительно шекспировского образа. (С.М.Михаэлс нар.артист СССР)
По материалам журнала “Московский журнал”. Приложение. Выпуск 1. 2010.
Ю.Пименов. Портрет Галины Улановой в роли Жизели
Галина Сергеевна Уланова танцевала партию Жизели в одноименном балете Адольфа Адана с 1932 года. Над образом Жизели Уланова долго работала, считая эту партию чрезвычайно интересной. Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного творчества балерины. Историки балета отмечали, что
“Жизель Улановой в в первой, реальной, и во второй, фантастической части балета – живой человек. Она живая среди мёртвых в царстве виллис. Это исходный момент её понимания “Жизели”.
Юрий Иванович Пименов был знаком с мужем Г.С.Улановой, художником Рындиным. В 1958 году Юрий Иванович работал в Большом театре. Он оформлял оперу “Паяцы” Руджеро Леонкавалло. Возможно, тогда же он и познакомился с великой балериной. Её портрет в роли Жизели Пименов написал в 1960 году, а в 1965 подарил музею Большого театра, где она по сей день и хранится.
Больше о жизни великой балерины можно узнать в обзоре “Музей-квартира Г.С.Улановой”.