Город и люди. Г.С. Уланова

0
314
Г.С.Уланова

Галина Сергеевна Уланова.

Свет звезды. Г.С.Уланова (Т.Касаткина)

У Галины Улановой была вселенская слава. Уникальность её в художественной культуре 20 столетия с годами становится всё очевиднее. Уже оставив сцену, она продолжала владеть умами и душами тех, кто хоть раз видел её на сцене или встречался в жизни. Она демократизировала искусство балета, открыла его заново для миллионов людей, сделала жизненной необходимостью.

Г.С.Уланова

«Танец Улановой соперничал со всесильным словом. Он выражал такие глубинные движения души, что несказуемы словом. Он давал и нам, зрителям, новый дар чувствования и миропонимания. В условнейший жанр балета великая балерина принесла невиданную жизненную подлинность… Она создала не просто незабыаемые образы, а сотворила свой художественный мир – царство человеческой духовности». (Н.Л.Дорлиак и С.Т.Рихтер).

Победы Улановой превосходят достижения школы танца. Ей нет равный в «поэзии танца», в искусстве танцевальной выразительности. Она не перенимала приёмов у артистов драмы, а, не выходя из сферы танца, средствами пластики передавала сложнейшие переживания своих героинь.

Сколько раздумий, откровений, удивительных слов и пронзительных мыслей вызывало её искусство у самых разных людей – от профессионалов до обыкновенных зрителей. Улановский арабеск сравнивали с полуулыбкой Джоконды, её Джульетту называли Гамлетом русского театра. Когда однажды у Николая Бенуа спросили, какой художник мог бы написать портрет Улановой, он ответил, не задумываясь, – Боттичелли.

Легенда о балерине

Легенда об Улановой донеслась до Лондона, Парижа и Нью-Йорка раньше, чем она появилась на сцене Ковент-Гарден, Гранд-Опера и Метрополитен-оперы в своих великих спектаклях. Актриса в возрасте 46 лет сумела показать себя на уровне этой легенды и добиться большего, чем от неё ждали требовательные знатоки и зрители. Она познала такой триумф, получила такое признание, каких не имел никто после Анны Павловой, а сами гастроли нашего балета назвали таким волнующим театральным событием, какого не было со времени знаменитых «Русских сезонов» С.П.Дягилева. Эти гастроли остаются мерилом успеха нашего балета и по сей день.

В учениках продолжалась её творческая жизнь. Их тоже знал весь мир. Она отдала репетиционной работе почти 40 лет. «Некогда Генрих Густавович Нейгауз говорил: «Чтобы ученик сумел взять, учитель должен уметь отдать». Это редких дар – суметь щедро, не оставляя секретов, передать накопленное. Улановой дан и этот дар».

Душа движения – движение души (Г.С.Уланова)

Первый наш спектакль в Лондоне – «Ромео и Джульетта».. Помню, мы подсматривали из-за занавеса: что за публика, какие они, лондонцы? И – представляете?! – волосы розовые, синие, золотые; наряды, смокинги в зале, невероятные вечерние платья, причудливые шляпы…Казалось, вроде не там, где мы, сцена, а там, где она, сцена.

Начался балет, закончился первый акт, закрылся занавес – и мёртвая тишина. Мы решили: всё. Кончено. Тишина – в зале, тишина 0 на сцене. Провалились! И не знаем: открывать занавес или не открывать? Наверное, прошли секунды, но они были безумно страшными. А потом обрушился шквал аплодисментов. Мы открыли занавес и увидели: весь зал стоит. Куда подевалась неприступность этой чопорной публики!

Мы выходили из артистического подъезда, длинной шеренгой стояли полицейские, и всё равно мы не могли пройти, нас ждала толпа зрителей, нас буквально щупали: живые ли мы, настоящие ли. И так – все дни гастролей. И оказалось, что лондонские зрители и весёлые, и любопытные, и дружелюбные…

Современники о Г.С.Улановой

Уланова заново открыла балет – Н.Л.Дорлиак, С.Т.Рихтер.(нар. Артисты СССР)

Среди строгих, размеренных, белоснежно-холодных форм классического балета затеплилось дыхание. Его принесла Уланова.  –И.И.Юзовский. (театральный и литературный критик)

Может быть, это покажется странным, но к Улановой – одной из величайших балерин за всю историю хореографического искусства – слово балерина не очень идёт. Уланова в танце – поэт. – И.Л.Андроников (нар. Артист СССР).

Её Джульетта – танцующая, бессловесная, не произносящая ни единого шекспировского стиха – производит впечатление незабываемое, впечатление действительно шекспировского образа. (С.М.Михаэлс нар.артист СССР)

По материалам журнала “Московский журнал”. Приложение. Выпуск 1. 2010.

Ю.Пименов. Портрет Галины Улановой в роли Жизели

Уланова
Ю.Пименов. Галина Уланова в роли Жизели. 1960 год.

Галина Сергеевна Уланова танцевала партию Жизели в одноименном балете Адольфа Адана с 1932 года. Над образом Жизели Уланова долго работала, считая эту партию чрезвычайно интересной. Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного творчества балерины. Историки балета отмечали, что

“Жизель Улановой в в первой, реальной, и во второй, фантастической части балета – живой человек. Она живая среди мёртвых в царстве виллис. Это исходный момент её понимания “Жизели”.

Юрий Иванович Пименов был знаком с мужем Г.С.Улановой, художником Рындиным. В 1958 году Юрий Иванович работал в Большом театре. Он оформлял оперу “Паяцы” Руджеро Леонкавалло. Возможно, тогда же он и познакомился с великой балериной. Её портрет в роли Жизели Пименов написал в 1960 году, а в 1965 подарил музею Большого театра, где она по сей день и хранится.

Больше о жизни великой балерины можно узнать в обзоре “Музей-квартира Г.С.Улановой”.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь