Найдётся ли вторая гостиница в Москве, о которой написано столько, сколько об отеле “Метрополь”? “Националь”? Вряд ли… История “Националя” более спокойна. Перипетии строительства не столь замысловаты. Судьбы людей, связанные с жизнью отеля не столь трагичны и загадочны. “Метрополь” был и остаётся московской легендой. Недаром Николай Малинин так и назвал свою книгу об отеле: “Метрополь. Московская легенда”.
Гостиница Метрополь. Выбор номера.
Отрадно, что являясь культурным наследием столицы, “Метрополь” организует экскурсии по интерьерам гостиницы. Не только гости, но и все желающие могут полюбоваться великолепным ансамблем внутренних залов и номеров. Блогеры и участники соцсетей, осмотрев внутреннее убранство, стараются поделиться впечатлениями. Внесу и я свои пять копеек в океан публикаций о гостинице. Америки не открою, а нескольких восторженных абзацев не пожалею. Рассказ постараюсь адаптировать для московских гидов, читай, для иностранных туристов.
Гостиница Метрополь. Выбор номера.
“Метрополь”. История
Место, на котором стоит “Метрополь”, вплоть до начала XIX века было низским, болотистым. Осваивать его никто не брался – слишком велики предполагались вложения для осушения участка. Тем не менее, нашёлся заказчик и подрядчик и на месте “Метрополя” выросла гостиница Челышева.
Долгое время первопрестольной её называли Челыши. Для истории нашей героини этот факт немаловажен – ведь современное здание “Метрополя” включило в себя стены Челышей.
Кто знает, как сложилась бы судьба Челышей, если бы не Савва Иванович Мамонтов. Непременно вспомним, что московский меценат планировал построить частный театр в первую очередь. И только во вторую – отель и ресторан. Не станем вдаваться в подробности его финансовых вложений. Дело это заслуживает отдельного расследователя. Скажем только, что если бы не Мамонтов, то не стоял бы в Москве “Метрополь” и вряд ли бы такие блестящие деятели искусства проявили свои способности в отделке здания. Остаётся лишь недоумевать, почему по сей день на Театральной площади стоит “холодильник с бородой” – скульптура Карла Маркса,
а не красуется памятник купцу, меценату, предпринимателю, строителю северной железной дороги, вдохновителю и финансисту художественного кружка в Абрамцево.
И как было бы логично, показывая туристам отель “Метрополь”, показать памятник человеку, который, в сущности, и создал московскую жемчужину.
“Метрополь”. Л.Кекушев и В.Валькот
Далее непременно стоит назвать имя Вильяма Валькота, чей проект занял лишь четвёртое место на объявленном С.И.Мамонтовым конкурсе на строительство здания. Но именно чертёж В.Валькота стал основой для строительства.
Нельзя упустить и имя Льва Кекушева. Его проект занял первое место и именно его имя стоит первым в ряду авторов гостиницы. Творения Д.Кекушева по сей день украшают Остоженку. Творческая судьба Вильяма Валькота, который родился в Одессе в русско-шотландской семье, не столь плодотворна, как у его соавтора. Кстати, Валькот работал с Кекушевым на только в “Метрополе”. Мозаичный фриз на доме Льва Кекушева на Остоженке делал Вильям Францевич Валькот.
В Москве есть и другие творения Вильяма Францевича. Это два дома в Перчистенском переулке – особняки Гутхейля (д.8)
и Марии Якунчиковой (д 10),
а также и доходный дом «Московского торгово-строительного общества» в Мясницком проезде, 4.
В 1908 году В.Валькот переехал в Лондон, работал художником архитектурного пейзажа. В 1932—1933 построил дом 61 на Сент-Джеймс Стрит из красного кирпича в излюбленном стиле английского модерна.
Умер мастер в 1943-м году. В 90-е годы в Москву приезжала его дочь Полли, Полли Уолкот-Стюарт, которую отец назвал по созвучию с любимым творением, отелем “Метрополь”.
“Метрополь”. Внешний декор
Про майоликовое панно М.Врубеля “Принцесса Грёза” на северном фасаде мы кратко упомянули отдельно. Авторами других панно – «Купание наяд», «Жажда», «Полдень», «Жизнь», «Поклонение божеству», «Поклонение природе» и «Поклонение старине» стали художники Александр Головин и Сергей Чехонин.
Скульптурный фриз «Времена года» выполнил Николай Андреев. Фриз узкой лентой опоясывает почти всё здание.
Кстати, если мы стоим у памятника Марксу, то логично показать ещё одну работу Николая Андреева – памятник Александру Островскому у Малого театра. Он отлично виден издалека.
Ещё раз напомним изречение Фридриха Ницше, орнаментом вплетённое в декоративный фриз: “Опять старая истина: только когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему, что непременно следовало знать, прежде чем начинать постройку”. Надпись в советское время заменили на коммунистический девиз “только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Цитата не бросается в глаза, выглядит как часть фантазийного разноцветного фриза.
Её возможно прочитать только если знаешь, что на фризе не орнамент, а буквы. Если бы сохранился первоначальное высказывание немецкого философа, то о неразборчивости текста можно было сожалеть. А сейчас, только радоваться, что скрыто цветовой композицией. Хотя слова “диктатура”, “капитала” слишком хорошо заметны.
(Тем, кто не знает кириллицы можно процитировать подлинную надпись. 😉 )
“Метрополь”. Интерьеры вестибюля
Теперь зайдём вовнутрь. С недавнего времени главный вход в “Метрополь” расположен на западном фасаде отеля.
Холл гостиницы отреставрировали, он просторен и светел. В первую очередь обратим внимание на люстру.
Это одна из многих разнообразных светильников отеля.
Эта люстра антикварная. Увы, подлинные осветительные приборы не везде уцелели. В большинстве случаев после реконструкции в интерьерах “Метрополя” найдём исторические антикварные вещи. Современные артефакты, несомненно, несут черты стиля и восстановлены с особой тщательностью.
Здесь же на потолке увидим два лепных панно. Оба – подлинные. На одном из них увидим фигуры с серпом и молотом. Между ними – корабль.
Можно предположить, что это аллегория аграрного и индустриального развития Российской империи.
Вторая композиция – “Сфинкс в царстве Флоры”. Её автор – Лев Кекушев.
Колонны вестибюля отделаны искусственным мрамором. Это отнюдь не ознчает дешевизну отделочного материала. Даже в начале ХХ технология изготовления искусственного мрамора была трудоймкой и дорогостоящей. По цене такая отделка совсем не уступала облицовке природным мрамором.
Зал “Метрополь”
Гостиница Метрополь. Выбор номера.
Главный зал первого этажа назван именем отеля. В первую очередь в нём обращаешь внимание на высоту, простор, объём здания. За счёт купола пространство выглядит чрезвычайно светлым и воздушным. Купол имеет сложную трёхслойную конструкцию. Её верхнюю часть можно видеть снаружи – это ударопрочное прозрачное покрытие. Внутри посетители любуются огромными витражом “Сотворение мира”.
Автор рисунков – Сергей Чехинин. Между верхним и нижним уровнем есть ещё и средний. Благодаря такой прослойке слои плафона можно чистить.
В середине огромного помещения установлен фонтан-бассейн. Такие фонтаны вошли в моду в начале ХХ века и стали чрезвычайно популярны. В каждом мало-мальски приличном ресторане был свой бассейн. Всякий уважающий себя ресторатор лез из кожи вон, чтобы установить свой собственный водяной каскад в главном обеденном зале.
Центр фонтана зала “Метрополь” украшает скульптура мальчика, держащего в руке уточку. В былые времена, когда зал использовался как ресторан, в бассейне плавала рыба.
Посетитель мог выбрать любую понравившуюся. Из неё повар и готовил заказанное блюдо.
Первоначальные черты модерна сохранились в зале лишь частично. В результате переделки под руководством Эриксона интерьер больше приобрёл элементы нео-классики.
Сейчас зал “Метрополь” используют как банкетный. В нём проводятся завтраки, иногда – бранчи.
“Метрополь”. Залы Зеркальный и Красный
К залу “Метрополь” примыкают два не столь внушительных зала – Зеркальный и Красный. Последний выдержан в стиле ар-нуво. Здесь мы увидим подлинную потолочную лепнину начала ХХ столетия. Настенные зеркала многократно увеличивают пространстово и помещение кажется намного больше, чем на самом деле. Зал в четыре раза меньше соседнего Метрополя – 128 кв.м против 513.
Люстры в Зеркальном зале антикварные.
Они сделаны в виде корзины, увенчанной ажурной металлической короной и наполненной стеклянными цветами. Бра на стенах напоминают щиты. На них изображена Медуза Горгона.
Следом за Зеркальным попадём в Красный зал.
Он заметно больше, площадь 186 кв. м. Название совершенно оправдано – вся отделка выдержана в ярко красных, даже пурпурных тонах. Не стану описывать деталей убранства, выполненного в духе английского модерна – достойных снимков у меня нет.
Красный зал удостоился чести принимать высоких гостей эпохи сталинизма. В нём Сталин и Мао Цзэдун праздновали подписание советско-китайского договора.
“Метрополь”. Вестибюли. Лифт. Коридоры
Парадные помещения первого этажа задают тон всему убранству отеля. Верхние этажи соединены лестницами и лифтами. Особенно интересна лестница северного вестибюля, выходящего на Театральный проезд. Основное украшение – роскошная хрустальная люстра.
На второй этаж ведёт широкая лестница. Она разделяется на два симметричных пролёта с мраморными ступеньками.
Полукруглый балкон с плавными изгибами и овальный плафон потолка с лепниной по контуру и в середине придают утилитарному помещению изысканный вид.
Бело-голубой тон холла придаёт некую холодность пространству. Кажется, что ты оказался в приёмной зале Снежной Королевы.
Лифты в Метрополе установили с момента постройки.
Тогда это было первое слово в строительной инженерии. Современные лифты отделаны деревом и зеркалами. Произведены кабины в Финляндии.
Подниматься на лифте в номера, несомненно, удобно. Но гостям Метрополя я бы посоветовала хоть один раз пройти по лестнице. Лестничные пролёты декорированы витражами.
Витражная тема продолжается и в вестибюле холла второго этажа. Я замерла на несколько минут, любуясь оконными витражными картинами в стиле модерн. Не нужно иметь развитое воображение, чтобы представить себе скользящие по водной глади яхты за окном.
А на берегу – белоснежную церквушку.
У меня была возможность подняться на четвёртый этаж отеля. Вестибюле гостей встречают антикварные статуэтки.
Плафон переносит гостей в далёкие времена, когда убранство интерьера говорило о статусе хозяина.
Отсюда снизу вверх просматривается вся многоэтажная прослойка отеля.
Здесь коридорная система комнат – обычная гостиничная организация пространства. Но оцените ширину коридора! При планировании номеров не экономили сантиметры. Гости должны были чувствовать простор и за пределами своей комнаты.
После реставрации площадь многих комнат увеличили за счёт уменьшения ширины коридора.
В былые времена каждый коридор завершался окном и фонтаном. Последние не уцелели. Да и многие окна тоже пали жертвой модернизации.
Окном завершается только один конец коридора.
На четвёром этаже всегда располагались самые дешёвые номера. В номере 4418 жила Людмила Петрушевская.
Она написала книгу “Маленькая девочка из «Метрополя».
“Метрополь”. Зал Боярский
Самое тёмное помещение “Метрополя” – Боярский зал. Здесь нет ни единого окна. Освещается Боярский скрытыми светильниками, бра и огромной хрустальной люстрой.
На неё в первую очередь и обращаешь внимание, попадая вовнутрь.
Она крепится цепью к прозрачному своду.
Возраст люстры не записала. Боюсь, что новодельная.
Окинем глазом весь зал.
Пожалуй, он напоминает парадную гостиную музея “Палаты бояр Романовых”, где интерьеры создавались по старинным описям. Здесь и травный орнамент, и виноградная лоза, и резной орнамент дверных наличников.
Своды и полуколонны приближают вид зала к эпохе XVI-XVII веков.
Подлинная роспись С.Чехонина, А.Матвеева и П.Кузнецова, увы, утрачена. Зал отреставрировали во время глобальной реконструкции гостиницы в 1986-91 годах.
Ещё одна изюминка Боярского зала – чучело бурого медведя.
Оно самое что ни на есть историческое, старинное. Но Потапыч, отнюдь не местный житель. Он переехал в “Метрополь” из соседнего “Савоя”, где во времена оны “приветствовал” посетителей. По старости ему подобрали более спокойную должность.
“Метрополь”. Несколько фактов
В настоящее время владельцем отеля “Метрополь” является Александр Ильич Клячин. В его собственности также находится сеть отелей “Азимут”.
Среди именитых постояльцев найдём имена Л.Н.Толстого и И.Е.Репина. Из современных политиков отметил “Метрополь” своим посещением бывший президент США Обама. Он не останавливался гостинице, а проводил встречу.
В бытность отеля Вторым домом советов, в нём жили Чичерин, Бухарин, Крыленко, Антонов-Овсеенко.
Первоначально незначительная часть “Метрополя” была доходным домом, в здании оборудовали квартиры. Последние квартиросъёмщики съехали из гостиницы только в 1964-м году.
Все московские гиды-переводчики советского “Интуриста” расскажут об особом кабинете органов на шестом этаже “Метрополя”. Туда они сдавали отчёты о разговорах иностранцев.
В заключении не удержусь от снимка Театральной площади в середине XIX века.
Слева видны Челыши. К месту будет и цитата из книги Н.Малинина об отеле Метрополь.
Подробно о внешнем убранстве отеля “Метрополь” рассказано в журнале “Архитектурное наследие” https://arch-heritage.livejournal.com/2272717.html
Гостиница Метрополь. Выбор номера.
Авторские экскурсии по Москве
Приглашаем на авторские пешеходные и музейные экскурсии по Москве.
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве
Интересная у отеля история! Спасибо за возможность рассмотреть его изнутри. Мне кажется, что Метрополь – лучшее место для путешественников в Москве. Конечно, новомодный Риц и Четыре сезона отвечают самым современным требованиям. Но у Метрополя есть история. Этим он даёт фору другим пятизвёздникам.
Евгения, Вы совершенно правы! История есть и у “Националя”. Но он расположен на таком оживлённом перекрёстке, что “покой гостям только снится”. 😉 Метрополь – это “лицо” Москвы. Спасибо, что разделяете наше мнение.
Среди красных вождей том 1
Соломон (Исецкий) Георгий
litresp.ru/chitat/ru/%D0%A1/solomon-iseckij-georgij/sredi-krasnih-vozhdej-tom-1/21
В “Метрополе” также, как и в других первоклассных отелях, по распоряжению советского правительства могли жить только ответственные работники, по должности не ниже членов коллегии, с семьями, и высококвалифицированные партийные работники. Но, разумеется, это было только “писанное” право, а на самом деле отель был заполнен разными лицами, ни в каких учреждениях не состоящими. Сильные советского мира устраивали своих любовниц (“содкомы” — содержанки комиссаров), друзей и приятелей. Так, например, Склянский, известный заместитель Троцкого, занимал для трех своих семей в разных этажах “Метрополя” три роскошных апартамента. Другие следовали его примеру и все лучшие помещения были заняты разной беспартийной публикой, всевозможными возлюбленными, родственниками, друзьями и приятелями. В этих помещениях шли оргии и пиры… С внешней стороны “Метрополь” был как бы забаррикадирован — никто не мог проникнуть туда без особого пропуска, предъявляемого в вестибюле на площадке перед подъемом на лестницу, дежурившим день и ночь красноармейцам.
— Зачем эти пропуски? — спросил я как то дежурившего портье-партийца.
— А чтобы контрреволюционеры не проникли, — ответил он.
Как я выше указал, “Метрополь” был запущен и в нем царила грязь. Я не говорю, конечно, о помещениях, занятых сановниками, их возлюбленными и пр. — там было чисто и нарядно убрано. Но в стенах “Метрополя” ютились массы среднего партийного люда: разные рабочие, состоявшие на ответственных должностях, с семьями, в большинстве случаев люди малокультурные, имевшие самое элементарное представление о чистоплотности. И потому нет ничего удивительного в том, что “Метрополь” был полон клопов и даже вшей… Мне нередко приходилось видеть, как женщины, ленясь итти в уборные со своими детьми, держали их прямо над роскошным ковром, устилавшим коридоры, для отправления их естественных нужд, тут же вытирали их и бросали грязные бумажки на тот же ковер… Мужчины, не стесняясь, проходя по коридору, плевали и швыряли горящее еще окурки тоже на ковры. Я не выдержал однажды и обратился к одному молодому человеку (в кожаной куртке), бросившему горящую папиросу:
— Как вам не стыдно, товарищ, ведь вы портите ковры…
— Ладно, проходи – знай, не твое дело, — ответил он, не останавливаясь и демонстративно плюя на ковер.
В конце 1920-х годов «Метрополю» вернули его прежний статус — отеля мирового уровня, в котором нередко останавливались именитые гости. Здесь проживали во время своих визитов в Москву Бернард Шоу , Бертольд Брехт , Мао Цзэдун , Марлен Дитрих , Джон Стейнбек . Некоторое время в гостинице жили Сергей Прокофьев и Александр Куприн