Подземные факты и тайны

14
764
Метро - подземные факты и тайны
Подземные тайны и факты

Метро – подземные факты и тайны. Московское метро давно стало частью нашей повседневной жизни. Мы уже не можем себе представить передвижения по городу без подземки.
Помню, кажется, в 2006 году что-то случилось с энергопитанием в Москве. Поезда в метро встали….. В городе случилась катастрофа…. И тогда все поняли, насколько метро Москве необходимо. Конечно, всем хочется, чтобы все станции были вот такими.

Метро - подземные факты и тайны
Метро – подземные факты и тайны

На худой конец  такими.

Тайны метро
Метро. Подземные тайны и факты.

К сожалению, они часто бывают  такими.

Метро в часы пик. Станция Комсомольская.
Метро в часы пик. Станция Комсомольская.

Но делать нечего, ехать надо. Учитывая среднюю скорость передвижения наземным транспортом или машиной, альтернативы метро нет.

Метро – подземные факты и тайны . Знаете ли вы, что:
– Если все 12 линий метро ( в обоих направлениях) вытянуть в одну линию, длина её будет почти 310 км!
– Из 186 станций – 44 признаны объектами культурного наследия. В метро 2362 турникета, почти 600 (598) эскалаторов, каждый день пассажиров перевозят 4428 вагона.
– Средняя скорость поездов невелика – чуть менее 42 км/ч. Но это – средняя, с остановками. В тоннелях поезда развивают скорость более 80 км/ч, а ночью в выходные гоняют и 120 км/ч.
– Интервалы между станциями разные. Самый длинный участок – Крылатское – Строгино – более 6,5 км (6627м). Самый короткий – почти полкилометра (497м) между станциями Международная – Деловой центр. Да и расстояния между Библиотекой им. Ленина (Арбатской) и Охотным рядом (Площадью Революции) тоже невелико.
– Каждый день метро перевозит около 10 миллионов пассажиров. Думаю, это не совсем правильная цифра. Ведь считают не людей, а поездки. А каждый спускается в подземку минимум 2 раза в день. Мой персональный рекорд был – 7 раз в день! Я повторила его дважды. И не дай мне Бог побить этот “рекорд”.
– Почти все станции – подземные, наземных только 9. И пять станций – надземные – на эстакадах и мостах.

Факты и тайны метро
Факты и тайны метро.

Очень красиво выглядит станция “Воробьевы горы” со смотровой площадки Воробьёвых гор.

Станция Воробьёвы горы.
Станция Воробьёвы горы

Метро – подземные факты и тайны . Из подземных станций 70 – глубокого заложения, 88 – мелкого. Интересно, что о точной глубине станций мы почти ничего не знаем. Ну, только что Парк Победы – самая глубокая, 96 м (эскалатор там самый длинный в мире без промежуточных платформ – 140 м.). При строительстве Парка Победы решено было использовать заброшенные туннели так называемого Метро-2 – секретной правительственной ветки сверхглубокого заложения, которая вела на “ближнюю дачу Сталина” в Кунцево.

И  всегда нагло врём, если туристы спрашивают о глубине той или иной станции. Просто говорим навскидку. Потому что точная глубина залегания не разглашается. Ведь метро по сей день считается стратегическим объектом.
-Конечно, во время войны станции подземки служили хорошо оборудованным бомбоубежищем. А 150 человек, родившиеся в Москве во время войны, смело могли бы написать в паспорте в разделе “место рождения” – московское метро!

– В среднем промежуток времени между двумя поездами – 2,5 минуты. В часы пик – 1,5 минуты. Но могут ходить и чаще. Безопасный интервал между поездами – 45 секунд.  Со станции “Выхино” и некоторых других в часы пик составы вот так отправляются.

метро
Метро

За посадку и высадку война идёт “не на жизнь, а на смерть”. Но без особой агрессии, пассажиры метро – люди привычные.

– На малозагруженных ветках поезда придётся подождать минуты 4-5. Самый продолжительный интервал между поездами, десять минут, ночью в выходные.
– Удивительно, что две ветки метро – Филёвская и Арбатско-Покровская на небольшом участке почти дублируют друг-друга. Это доставляет много неудобств приезжим. Ведь и на голубой, и на синей ветке две станции называются одинаково!

Схема метро.
Схема метро

Дело в том, что сначала была построена Филёвская – мелкого залегания. Но во время войны фашистская бомба пробила один из тоннелей. Ветку закрыли, на ней был устроен отстойник сломанных вагонов. А потом линию продублировали другой – Арбатско-Покровской глубокого залегания.
В 1958 году стали строить метро в Филях, вот тогда заброшенный участок и вернули к жизни.
– Станции объявляются женскими и мужскими голосами. Если поезд идёт к центру, вы услышите мужской голос, от центра – женский. На кольцевой линии женский голос включают в поездах, идущих против часовой стрелки (как всегда, если против – то женщина), мужской – по часовой. Слышала, что такое разделение придумали для слепых, чтобы они не перепутали направление. Сомнительно, но может быть. А вот станции Марьино и, наверное, Щелковскую уже пора объявлять с акцентом. Или вовсе не по-русски.
-Прибыли городу от метро никакой. Подземка работает в ноль. Убытков тоже не приносит, но строительство новых станций, ремонт старых, обслуживание забирают всю прибыль.

Метро – подземные факты и тайны . Как в любом подземелье в метро живут призраки. Самый известный среди них – путевой обходчик. Он совсем не опасен, при появлении людей он просто уходит в стену. Гораздо страшнее призрачный состав метро. Он появляется после полуночи на кольцевой линии. Поезд состоит из старинных вагонов. В кабине машиниста – человек в давно устаревшей форме. Совершенно пустой поезд останавливается на станциях, иногда открывает двери, а затем снова уходит во тьму. Не дай вам Бог сесть в этот поезд! Говорят, в нём едут души сталинских заключённых, погибших при строительстве метро.

Тайны метро. Легенды и факты.
Тайны метро. Легенды и факты.

Сами сотрудники метрополитена смеются над этой легендой, но признают, что после полуночи на кольцевой линии периодически срабатывает автоматика, будто на путях находится “лишний” поезд.

– Говорят, план кольцевой линии Сталин позаимствовал у известного московского чародея Якова Брюса. Это он разделил Москву на 12 секторов по числу знаков Зодика. И на “кольце” ровно 12 станций. И ведь есть уже и 13-я, это “Площадь Суворова”, переход со станции Менделеевская светло-зелёной ветки. Только открыть её почему-то никак не могут…

А вот какую историю я  получила уже после публикации статьи и с разрешения автора привожу здесь:

“Хоть кольцевая и построена позже других веток, но ходило устойчивое мнение, что поездка по кольцу встряхивает и приводит в чувство загулявших забулдыг. И вовсе не потому, что она бесконечная (как раз проспать на ней и попасть в депо и милицию проще, чем на радиальных ветках). Просто она была связана с ощущением необъяснимого, мистического ужаса. Так, что зайдя порой в какой-нибудь шалман с друзьями, дед проезжал несколько остановок по кольцу, чтобы явиться домой трезвым и напуганным”.

– Ещё одна таинственная история связана со станцией “Киевская – кольцевая”. Это одна из самых красивых станций. Её украшают мозаичные панно на темы истории Украины.

Станция метро Киевская.
Станция метро Киевская.

Одна из этих картин изображает освобождение Киева от нацистов.

Фрагмент мозаики на станции Киевская. Тайны метро
Фрагмент мозаики на станции Киевская. Тайны метро.

Считается, что на этом панно изображён радист. При внимательном взгляде видно, что солдат разговаривает по мобильному телефону, перед ним – раскрытый ноутбук, а в левой руке – так называемый “наладонник” – миниатюрный компьютер. Каким образом художнику начала 50-х годов прошлого века удалось заглянуть в будущее – загадка московского метро.

Известно, что все красивые станции метро строились в советское время, когда цензура строго отбирала проекты и следила, чтобы не дай Бог в картине не появились антисоветские или религиозные элементы. Забавный случай произошёл с панно на Новослободской.

Панно на Новослободской. Тайны метро.
Панно на Новослободской. Тайны метро.

П.Д.Корин, автор мозаичной композиции “Мир во всём мире” изобразил женщину с тремя детьми. Но к очередному юбилею закончить мозаику не успевали. Тогда к художнику обратились с просьбой упростить композицию, нарисовать не многодетную мать, а молодую, с одним ребёнком. Корин подчинился. Но картина неожиданно стала очень напоминать…. икону Богородицы: женщина с младенцем, над ними – голуби. И когда Корин пришёл на станцию оценить готовое панно, он увидел уборщиц метро в благоговении стоявшими перед мозаикой, готовых опуститься на колени. Слава Богу, в принимающей комиссии ничего не заметили.

Приключения коринского “Мира во всём мире” на этом не закончились. Первоначально малыш на панно тянул ручонки к Сталину, как без него? В хрущёвское время мозаику переделали, лицо “вождя народов” убрали.

В замечательной книге В.А.Горохова “Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней” автор вспоминает, что своими глазами видел, как отбивали кусочки смальты с мозаичных икон с разрушенного храма Христа Спасителя. Павел Корин, автор мозаичных панно на станции метро “Комсомольская-кольцевая” собрал свои картины побед русского оружия из смальтовых кусочков с икон храма Христа. “Один незнакомый дядя с грустными глазами спросил: ” Тебе нравятся?Тебе жалко?” А на невнятный ответ Горохова с грустью ответил: “Мне тоже”, – так В.А.Горохов описал встречу с П.Д.Кориным.

Православный художник Павел Корин тяжело переживал уничтожение реликвий, но других материалов ему не давали. Тогда он “решил взять намоленую тысячами верующих смальту для оформления станции метро, только повторял: “Надо делать достойные полотна. ” И сделал их”.

Это далеко не последняя история в почти 80-летней истории московского метро. Знаете что-то интересное? Просим слово молвить!

Фото не авторские. Большое спасибо людям, выложившим свои снимки в открытый доступ в интернет.

На московской земле также есть масса всего интересного. Приходите на пешеходные экскурсии по Москве, не пожалееете!

Далее:
Двухэтажный автобус в Москве
Как найти гостиницу в Москве.
Выбор экскурсии по Москве.

Авторские экскурсии по Москве без посредников.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

14 КОММЕНТАРИИ

  1. В Москве ездят новые вагоны, в Питере таких вагонов еще нет. У нас старые синие, почти как московский поезд призрак. Толпы конечно устрашают.

    • Старые вагоны заменили на многих линиях. Но если честно, мне больше нравятся старые. Хотя новые удобнее – просторнее, с электронными индикаторами времени, движения, высвечивается название следующей станции, летом работает кондиционер.
      Многолюдность метро, конечно, не радует. Но мы привыкли, что делать? На наземном транспорте зачастую больше в пробках стоишь, ведь в центре города нет выделенных автобусных полос.

  2. Насколько мне известно,что станция Кропоткинская(дворец съездов) и Охотный ряд ,выложены мрамором и гранитом снятых перед разрушением Храма Христа Спасителя!почитайте о 7 загадочных высотках Сталина, и вы узнаете, что их должно было быть 9!!! )))

    • Правильно Вам известно. А ещё Вы забыли о скамейках на Новокузнецкой – они тоже из ХХС и статуях на Площади Революции – их отлили из переплавленных врат и паникадил собора.
      Непонятно, какое отношение высотки имеют к метро (разве что строились и то и другие по повелению “великого вождя”), но их должно было быть ВОСЕМЬ. Дворец Советов – это отдельная история.

  3. Спасибо огромное, писал эссе на тему “Москва- столица образования и культуры”, набрёл в сети на Вашу страничку!! Очень интересно 🙂
    хочу найти информацию, так сказать, о “неформальных традициях” московского метро, имею в виду следующее: например, на какой-то станции метро “на удачу” гладят собаке лапу или нос :-), вроде это на станции “Площадь революции”, если вы еще подскажете мне подобные приметы, буду признателен! С Уважением, Илья.

    • Мы часто пользуемся московским метро и показываем его иностранцам, но кроме приметы “потереть нос собаке” на станции Площадь Революции других ритуалов не знаем. Этот обычай придумал студент МГУ. Говорят, однажды Бедный Студент, который ехал на экзамен и ничегошеньки не знал о предмете подошёл к бронзовому псу, похлопал его по носу и сказал: “Хорошо тебе, друг, здесь сидеть. А я вот иду сдавать предмет, а знать ничего не знаю. Может на обратном пути я уже и студентом то не буду…”. Постоял Бедный Студент у пса, потрогал его нос и пошёл на верный провал. Но ему достался удивительно лёгкий билет! Он сдал экзамен и вспомнил про бронзовую собаку на Площади Революции. Он рассказал о своей “беседе” с псом сокурсникам, и уже к следующей сессии многие московские студенты специально приехали на эту станцию метро, чтобы потрогать собачий нос. А потом редко какой студент перед экзаменом не ездил к псу. Ну, разве что отъявленный отличник… Метро, как известно, у нас оживлённое, другие пассажиры видели, как молодые люди трогали собачий нос и тоже стали трепать собачку за нос. На станции установлены целых четыре композиции с собакой (Там всех скульптур по четыре) и все четыре носа отполированы до блеска.
      На этой станции есть ещё и петух. У него отполирован гребешок. Его как раз трогать настоятельно не рекомендуется – плохая примета. А те, кто всё же дотрагиваются до гребешка – явно не москвичи и предостережения не знают.
      Есть ещё на Площади Революции бронзовый матрос с револьвером. Если дотронуться до оружия, то совершенно не обязательно, что в течении недели вы кого-нибудь застрелите.
      Вот такая история.

  4. Половина цифр с потолка. Максимальная разрешенная скорость в метро – 80 км\ч, в любое время суток и года и то не везде, на значительном числе участков распространено ограничение в 70. В выходные же и ночью поезда реально ездят еще медленнее – около 60, ввиду того, что нет опозданий и не нужно нагонять график.

    Глубина Парка Победы не 96м, а около 84м, строили ее с нуля, метро-2 тут не при чем. Кстати, глубины станций, как и их расположение в пространстве, а так же трассировка линий уже давно никакого секрета не представляют и доступны в открытых источниках.

    Перегоны Библиотека – Охотный Ряд (840м) и Арбатская АПЛ – Площадь Революции (1140м) – далеко не самые короткие. Есть гораздо короче: Арбатская ФЛ – Александровский Сад (520м), Чистые Пруды – Красные Ворота (720м) и Кузнецкий Мост – Китай-Город (740м).

    Минимальный интервал – 1.5 минуты (85-95 секунд в зависимости от линии), меньше быть НЕ МОЖЕТ, в час-пик метро уже давно работает на абсолютном переделе своей провозной способности. Про 45 секунд – я догадываюсь откуда эта цифра, но нет, такого не бывает.

    Выходы со Смоленских и Арбатских находятся в сотне метров друг от друга – не так и страшно, хотя, конечно, могли бы и разные названия дать. Гораздо больше проблем может принести перепутывание станций, например, Марьино и Марьина Роща или Сокол и Сокольники, потому как находятся они уже в совершенно разных частях города.

    На кольце с самого начала планировались еще две станции, под которые были оставлены заделы – это Суворовская между Новослободской и Проспектом Мира, а так же Российская между Краснопресненской и Киевской, а построят и откроют их, когда прокопают в тех местах радиальные ветки.

    • Многие цифры и правда, пришлось брать “с потолка”. Некоторые – слышали от работников метрополитена. До уточнения и документального подтверждения данных мы оставим приведённые цифры в статье, а также сохраним на сайте Ваш комментарий, чтобы читатели могли видеть и другую точку зрения и цифры.
      Благодарим за подробный комментарий – это очень ценные сведения, Вы не поленились всё подробно изложить, благодарны за Ваш труд.

  5. В целом, интересно, но, кажется, кое-где путаница с цифрами. Глубина залегания Парка Победы несколько меньше, и протяженность эскалатора там не 140, а 126 метров. Что касается Марьино не знаю, а Щелковская не такая уж “иностранная” станция по сравнению с Черкизовской, например.

    • Мы тоже так думали про Парк Победы. Опубликованные цифры мы услышали от работников метрополитена. Про “иностранность” некоторых станций можно много спорить, это не факт, а шутка. 🙂

  6. Вот ведь не знала, что есть разница между тем, каким голосом станции объявляют – мужским или женским.С детства для меня Москва и метро не разделимы. Спасибо за интересный рассказ.

  7. Эх, вспомнила свой последний звонок – 25 мая 2005 года, как раз тогда весь юг парализовало и я от школы на Поварской шла пешком в Чертаново.
    А приметы какие на Площади Революции, на любой случай! на удачу, от несчастной любви, для денег…

  8. Я когда приезжаю в Екатеринбург после Москвы и Питера, то мне кажется, что поезда в нашем метро нужно ждать целую вечность. Интервал утром и вечером составляет более 10 минут.

    А толкучки в наших метро еще цветочки по сравнению с тем, что бывает в Японии. Вот там точно “зашел и не вышел” 😉

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь