Машина из “Мастера и Маргариты” – это часть бронзовой скульптурной композиции памятника Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Знаменитый московский скульптор Александр Иулианович Рукавишников более 20 лет назад задумал памятник великому писателю Михаилу Булгакову.
Машина из “Мастера и Маргариты”. История возникновения
Многофигурная композиция состояла из статуй героев романа – Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Воланда и его свиты и самого Мастера. Предполагался также гигантский примус и фантастическая машина с грачом за рулём. Как вы помните Маргарита, прилетев на шабаш ведьм, увидела как:
На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.
Именно на этой машине она прилетит с шабаша ведьм на бал Воланда.
Жители Патриарших прудов решительно воспротивились появлению в сложившейся среде столь неформального памятника. Тем более, что примус высотой 8 метров предполагалось поставить прямо в пруду.
В итоге от установки памятника отказались. На памятном камне прямо указывается, что памятник запретили в 2003 году.
Отдельные его части долгое время хранились во дворе мастерской скульптора на Малой Молчановке. Лишь в 2015 году мистический автомобиль установили перед зданием арт-центра “Рукав” в малопроезжем Сивяковом переулке.
Бронзовый автомобиль прекрасно виден с Садового кольца. Прежде в нём был только шофёр-грач. Но затем в открытый кузов машины поместили влюблённую пару: Мастера в больничной пижаме и Маргариту в плаще на голое тело.
У меня получилась весьма целомудренная фотография. Прекрасной наготы Маргариты на ней не видно.
Машина из “Мастера и Маргариты”. Передок
Сама машина из “Мастера и Маргариты” также представляет немалый интерес. Хоть это и автомобиль, но он явно сошёл с потустороннего конвейера. Это некий синтез организма и механизма с зоо- и даже антропоморфными деталями. Если взять за основу слова самого Михаила Афанасьевич Булгакова, что это интуристовский “Линкольн”, то машина должна была выглядеть примерно так:
Понятно, что скульптор опирался лишь на общие черты автомобилей девяностолетней давности: открытый кузов, выступающие крылья, торчащий спереди радиатор. Если бы это был обычный, а не мистический автомобиль, то он попросту не смог бы сдвинуться с места. Присмотритесь внимательнее – у него нет передних колёс – только шины.
Рисунок протектора состоит из карточных мастей: в центре видны черви и бубны, а по краям трефы и пики. Может быть это масти карт Таро: чаши, мечи, динарии и жезлы.
Странности отнюдь не ограничиваются рисунком протектора. Передние крылья машины покрыты перьями. Наверное у летающего автомобиля так и должно быть.
Над крылом видны патрубки выпускной системы. Обычно такие трубы ставили на роскошные машины с восьми и, даже, двенадцатицилиндровыми моторами. Хотя нужен ли двигатель мистической машине? Возможно она передвигается той силой,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
На этом фоне электрические лампочки в полусферах огромных фар кажутся милыми и родными.
Правый борт машины явно тронут тленом. Выпускные патрубки просто висят в воздухе. Правая дверь отсутствует. Да, такая машина вряд ли найдёт покупателя на авито. 😉
Помимо выпускных патрубков на капоте есть и иные отверстия. Они отмечены знаком бесконечности и странными руническими символами.
Заканчивая с передней частью машины, обращу внимание на рамку лобового стекла. Она состоит из двух… швейных машин фирмы “Зингер”.
Прочие детали автомобиля Воланда
А Воланду ли принадлежала эта машина? Быть может грач в шоферских крагах просто позаимствовал её ненадолго у “Интуриста”, как сам Мессир въехал на время в квартиру №50 на Садовой 302 бис?
Отличия от стандартного Линкольна продолжаются в салоне. На торпеде вместо спидометра стоит огромный глаз. Ананас на рулевом валу очевидно служит травмобезопасной муфтой.
Задняя часть скошена по моде 30-х годов прошлого века. Здесь мы видим ещё больше мистических деталей. Сложенный тент напоминает клешни гигантских ракообразных. Корма как будто покрыта хитиновой чешуёй.
В центре крышки багажника красуется морская звезда.
Возможно эта деталь связана с пятиконечными звёздами, украшавшими советские автомобили в 30-50-е годы.
Сзади из отверстий для габаритных огней высовываются пятерни с лампочками.
Вишенкой на торте можно считать… патиссоны, выглядывающие из выхлопных труб.
Вот такое невероятное творение Александра Иулиановича Рукавишникова стоит у оживленного Садового кольца.
В Москве ещё немало интересных скульптур. Например, на улице “бронзовых докторов”, композиции к кинофильмам “Офицеры” и “Они сражались за Родину”, “Карандаш и Клякса”. Некоторые из них я показываю на своих экскурсиях по Москве. Как заказать экскурсию узнаете в статье
Потрясающее детальное описание памятника, читать было так же интересно, как и ваш анализ архитектурных памятников. Вы -талант. Спасибо за труд.
Татьяна, спасибо за отзыв и за Ваш интерес к Москве и к нашим рассказам. Ценим и уважаем наших читателей!
Суперрр!
Спасибо! Мы прямо специально дошли до скульптуры. Удивительно, что продумана каждая деталь. Каждая! Особенно поразил тент в виде клешней.