Музей Маркучай.
Продолжение. Начало в статье “Маркучай. (Пушкиновка) – Пушкины”
Две войны не уничтожили усадьбу, всего лишь разорили. С 1948 года в усадьбе открыли музей. Здесь собрано немало подлинных экспонатов. Их более 8000 тыс. Это личные вещи А.С.Пушкина из Михайловского, книги и журналы, фото и негативы, рукописи, дубовая мебель, изготовленная на заказ, предметы быта. Кроме этого – две тысячи предметов из фонда Павла Антокольского, приобретенные в послевоенные годы.
В музее хранятся документы об имении Маркучай и часть семейного архива А.Г. и В.А. Пушкиных. БОльшая часть архива была вывезена в 1946 г. на хранение в российский литературный институт «Пушкинский дом». Теперь музей Маркучай обладает лишь светокопиями вывезенного архива.
Мне рассказывала мама, что в 50-е годы, когда она принимала фонды массовой библиотеки № 5 (ул. Антоколь), пришел управляющий из министерства культуры и, к её удивлению сказал, что они приехали забирать пушкинскую мебель. Забрали два шкафа и стулья. Наверное, это была мебель из Маркучай , а м.б. и пушкинская из Михайловского. И была «передана во временное пользование» в различные учреждения… за подписью самого С.С.Гейченко.
В запасниках музея хранятся многие личные вещи Пушкиных. В июле 2016 г. начинают готовить 2 комнаты-спальни. «Есть фотографии, вещи…, принадлежавшие чете Пушкиных. Мы восстановим, и откроем еще часовню», – сказала нам экскурсовод.
Далее я расскажу о шести комнатах на первом этаже усадебного дома, которые вместили в себя быт «уходящего» дворянства, а главное пушкинский фамильный дух.
Кабинет Г.А.Пушкина. Музей Маркучай
В рабочем кабинете Григория Пушкина стоят массивный письменный стол, кресло, висят этажерка, фото отца, охотничий трофей. На столе – электрическая лампа. Варвара Алексеевна провела сюда электричество и телефон.
Большая часть мебели для усадьбы изготовлена местными мастерами из окрестного дуба. Вся она помечена гербом рода Пушкиных и инициалами Варвары Алексеевны.
«Пушкинский уголок». Музей Маркучай
Ломберный столик и два кресла с обивкой зеленого бархата – из Михайловского. Пушкины хотели, чтобы и в Маркучай домашняя обстановка напоминала дом Поэта. К сожалению, кушетка, 2-х метровый ствол сосны одной из 3-х сосен, воспетых Поэтом, три дверные занавески, флорентийский стол Натальи Николаевны Пушкиной и некоторые др. вещи, привезенные из с. Михайловское пропали в 1939 г. А в «Каталоге выставки «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», устроенной в Вильнюсе в 1937 г. ещё значились 11 подлинных предметов из Михайловского.
Библиотека
В книжных шкафах хранятся книги произведений классиков мировой литературы на русском, французском и польском языках, журналы, которые выписывали супруги об охоте и природе, о строительстве и благоустройстве быта, по рукоделию. Книжные шкафы изготовлены вильнюсскими мастерами в 1884 году и, так же как и в кабинете Григория Александровича Пушкина, украшены гербами рода Пушкиных и инициалами Варвары Алексеевны Пушкиной.
В шкафу красного дерева хранится 21 из 34 книг прижизненного издания произведений Поэта. Всего было 10 книжных шкафов, сохранилось только четыре.
Гостиная. Музей Маркучай
Стены комнаты обиты штофными обоями (материей с вышивкой) – копия полотна, реставрированного вильнюсскими рукодельницами по образцам, вышитым михайловскими крепостными девушками. Надверные шторы не уцелели.
Висят картины (итальянские пейзажи), нарисованные Варварой Пушкиной с натуры. Она рисовала профессионально – училась в Италии, много ездила по миру.
Посмертная маска поэта. Зарисовка Варвары Пушкиной с гипсового оригинала. Бюст поэта. Из вышивок Варвары Алексеевной сохранились всего лишь две. Это (предполагаемая) её работа аппликация с вышивкой.
Снимок В.А.Пушкиной за работой.
Рояль фирмы «Беккер» (1876 г.), привезённый из Петербурга. Камин является копией того камина, который был в Михайловском. Камин с надкаминной салфеткой и 2 поддувало для розжига углей.
На стене сохранился портрет дяди Варвары Пушкиной – министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова.
Он был выдающимся инженером и организатором, крупным учёным, профессором. Павел Петрович не имел детей и обожал племянницу Вареньку. О нем подробнее см. в статье “Маркучай (Пушкиновка) – Пушкины”
Варвара Алексеевна Мельникова говорила: «Я – счастливейшая из женщин России, мне выпала редкостная судьба – быть невесткой Пушкина».
«Голландка» – круглая голландская печь в зелёных изразцах. На самом деле зелёные изразцы выглядят гораздо ярче и красивее.
Бильярдная комната
В бильярдной комнате большой бильярдный стол, изготовленный в 1870 году. Несколько (!) зеркал в рост (трюмо) привезены из Михайловского.
Согласно пояснениям сотрудницы музея игроки должны были следить за состоянием своих костюмов во время игры. Крахмальные манишки, жилеты, обшлага рукавов выбивались и топорщились, их нужно было поправлять и приводить в порядок. Для этого требовались большие зеркала.
В музее сохранились костяные биллиардные шары.
Над столом висит лампа, формой похожая на весы. Доска для записи результатов игры. Уникальный салонный музыкальный орган, изготовленный в Париже в 1859 г. лежит в шкафу бильярдной. Орган трудно восстанавливаемый из-за отсутствия мастера.
Столовая
В столовой подлинный мозаичный паркет, выложенный из 4-х сортов дерева.
Кресла варшавских мастеров с гербами итальянских городов на спинках выполнены по заказу Варвары Алексеевны. Они складные и легко переносятся с места на место.
Посуда с инициалами Варвары Пушкиной: В.П.
Четыре массивных дубовых буфета. Они резные и очень тёмные. Шкаф под названием «Иллюзорный мир» примечателен тем, что дверцы его замаскированы под ящички. Эти псевдо ящички украшены резными головками с разными выражениями лиц.
А ещё в музее: идентичные печи, сифон, китайские вазы, переделанные на светильники, фруктовая резная ваза из цельного массива дерева, … двуспальная раскладушка 135-летней давности (в запаснике).
На фотокопии со своей картины «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» Николай Ге в 1875 г. оставил автограф Григорию Александровичу, который из-за своего сходства с отцом позировал в качестве модели для Поэта.
Григорий Александрович прожил в Маркучай шесть лет. После кончины его похоронили на семейном кладбище неподалёку от усадьбы. Отпевали в ещё недостроенной и неосвященной домовой церкви-часовне Святой Варвары.
В каменном надвратном медальоне молитва «Отче наш». Перед входом в церквушку плита с датой строительства.
Домашнюю часовню св.Варвары украшали шитые иконы, выполненные собственноручно Варварой Пушкиной. Иконостас (не сохранился) также сделали по её эскизам. Пушкины выписывали журнал «Зодчий», по которому выбирали облик домашней церкви.
Общая надгробная плита из шведского черного гранита лежит на могиле четы Пушкиных – Григория и Варвары. Выполнена по эскизу Варвары Алексеевны. Она пережила мужа на 30 лет.
За плитой – захоронение и памятник французской гувернантке Мари Пелише (1826-1903), ставшей настоящим членом семьи Пушкиных.
Здесь же на домашнем кладбище похоронена мать Варвары Алексеевны – Варвара Николаевна Мельникова в девичестве Ло(а)хтина.
Поблизости от могилы Варвары Петровны находится ещё одно захоронение. Памятник на нём отсутствует. Предполагают, что здесь в 1941 году похоронен инженер В.Назимов – (управляющий?) Пушкиных.
Мне попадалась фамилия Назимова В.Л., как псковского архитектора (А.М.Савыгин «Пушкинские горы» Лениздат 1982).
Не привезла ли его Варвара Алексеевна из Пскова в 1899 г., как архитектора для переделки летнего домам на зимний?
Может быть и памятник некому было поставить, т.к. у Назимова не было родственников в Литве?
Эта версия возникла у меня после сообщения в литовской газете о завхозе – князе Гейдройце – не он ли был управляющим?
Неподалеку лежат памятные камни, посвященные верным друзьям владельцев усадьбы – собакам Жучку и Бону. Они напоминают о сердечной привязанности Пушкиных к своим животным. На большом камне надпись: «Върному другу Бону! 18/29 1921 г. Послъднiй потомокъ Феньки и Бойки от 1867 г.» Похоже, что любовь всех Пушкиных к собакам была генетической: еще родители А.С.Пушкина держали собаку. А Георгий – охотник. Как тут без собак?
Мое первое впечатление от посещения музея в 2015 г. Ранее я была много лет тому назад, когда показывала Маркучай дочери-студентке.
Жизнь музея Маркучай
Дом производит впечатление живого. Как будто хозяева в отъезде, а в доме остались помощники по хозяйству (музейные служащие).
Обстановка и наполненность комнат очень подходят к определению «дворянское гнездо».
И все же интерьер музея показался мне намного беднее того, что был до 1990 г. Не хватает каких-то подушечек, салфеточек, скатерочек, картиночек, фотографий и того, что изображено на фото (позаимствовала) в прежние времена. Экспонатов в запасниках достаточно, хотелось бы познакомиться с новыми архивными открытиями и находками.
В советское время на втором этаже, где в основном жила прислуга, некоторые комнаты были отведены под пушкиноведческие и другие научные исследования, в них размещались архивные материалы о Т.Шевченко, Я.Колосе, Я.Купале, П.Антокольском. Сейчас на втором этаже проводят тематические выставки, связанные с А.С.Пушкиным. В Евросоюзе всего лишь два пушкинских музея: в Литве в Маркучай и в Германии в Висбадене. А в Словакии в Бродзянах в доме Александры Фризенгоф – Гончаровой не считается?
И всё же жизнь в Маркучай не замерла, и «племя младое и незнакомое» празднует дни рождения Пушкиных, проводит литературные вечера, дни поэзии, концерты, встречи любителей русской словесности, конкурсы детских рисунков, тематические выставки.
В январе 2001 г. историк моды А.Васильев организовал выставку «Культура быта 1900 – 1935 гг.» в память об ушедшей эпохе блистательной и душевной Варвары Алексеевны. Не все знают, что двоюродный дед Александра Васильева, Д.И.Гулевич служил в железнодорожном управлении, был знаком с Пушкиными, жил по соседству в Павильнюсе у горы Бельмонтас. Здесь остался отчий дом матери Александра В. В 1990 г. Литовская Республика восстановила Васильева в правах наследования дома, предоставила гражданство и обещала дать помещение под Музей моды.
Автор статьи – Валентина Русланова.
Авторские орфография и стилистика сохранены.
Предыдущая публикация называется “Маркучай. (Пушкиновка) – Пушкины”.
Я вижу почти все одинаковые, конечно, при обработке можно изменить размер до нужного.
Так и получилось, спасибо за ответ. Но там есть некоторые расплывчатые.
Татьяна, что и требовалось доказать – всё же проблема не на сайте. Расплывчатые фотографии – это уж точно не наша вина. Качество снимков неважное, я как могу поправляю их путём увеличения резкости, но не всё можно исправить. Лучше бы оставить чёткие снимки (“лучше меньше, но лучше”), но в вопросе авторских текстов (и снимков) я следую за желанием автора – сколько Валентина вставила в статью, столько я и оставила в публикации.
Здравствуйте, Валентина Русланова спрашивает, все ли картинки в этом материале присланы ею одного формата ?
Или есть малюсенькие ?
По ее просьбе спрашивает сестра Татьяна
Татьяна, в текстовом документе, которые Валентина Русланова мне присылала, многие изображения были разного размера. Перед публикацией, когда я их обрабатывала и загружала на фото-ресурс, все фотографии получились одного размера. На своём компьютере и на компьютере мужа мы не видим никаких проблем – в этой статье они выглядят также, как во всех других. Татьяна, как Вы видите изображения в статье с Вашего компьютера – есть мелкие или все одного размера?