Аббатство Мария Лаах стало нашей последней остановкой в путешествии во Францию, “к последнему морю”. Переполненные впечатлениями до отказа, в этот день мы уже посетили замок Эльц. Супруг настаивал: “Я хочу заехать в аббатство Мария Лаах. Когда мы ещё туда попадём? Нам по дороге, времени много не займёт”. Он уговаривал меня, я с кислым видом соглашалась, потому что путешествие оказалось очень насыщенным. Послушно передвигая ноги, я про себя ворчала: “Одним собором больше, одним меньше, они все одинаковые, уже хватит, не хочу…” Мысль споткнулась, и трусливо вылетела из головы, когда передо мной возник, именно возник главный собор аббатства Мария Лаах.
Мы видели много храмов. Восхищались резьбой Вита Ствоша в Мариацком костёле Кракова, благоговейно стояли в королевской капелле Аахена, узнавали византийские фрески на сводах католической капеллы святой Троицы в Люблине, рассматривали святыни собора в Эрфурте, в смятении замирали в знаменитой костнице в Чехии, дивились на церкви в Фонтевро, Кане, Руане и Реймсе, но такого храма мы ещё не видели!
– Теперь ты понимаешь, зачем я тебя сюда тащил?
Я виновато и благодарно взглянула на мужа. Мы на несколько минут останавливаемся на площади у входа в романскую базилику, которая стоит здесь уже больше 900 лет.
И не торопясь разглядываем собор. Насмотревшись на замысловатые, сверху донизу украшенные фигурами святых французские соборы, мы поражаемся на простые, чёткие и величественные линии собора Мария Лаах. Его начали строить в 1093 году, он воплотил в себе идею романской эпохи – храм должен быть “Божией крепостью”.
Чтобы попасть внутрь храма, нужно сначала пройти через так называемый “парадиз”, позднюю пристройку.
Она появилась в начале второй четверти XIII века и отличает собор Мария Лаах от многих других культовых построек. Её использовали для крестных ходов. Мы входим в парадиз, оказываемся в клуатре, проникаемся величественной архитектурой: двойные арки колонн, их капители, своды.
Выглядываем во внутренний двор, немного мешкаем, готовимся войти внутрь.
Внутри мы не ожидаем увидеть роскошь и блеск убранства. Многие романские храмы перестроили в эпоху барокко, их строгие линии могут быть обманчивы. Но здесь, мы уверены, всё будет просто и строго, логично и понятно. Да, так и есть. Ничего лишнего. Несколько икон, несколько настенных изображений. Вдалеке, над алтарём, золотится мозаика, но, стоя у входа, мы видим лишь светлое пятно восточного свода.
Мы рассмотрим фрески позже. А сейчас – беглый взгляд на огромную, трёхнефную базилику.
Как и все церкви романской и последующих эпох, в плане храм образует крест — незыблемый символ христианства.
Ориентирован он традиционно – восток-запад. Западная, или тёмная часть, потому что смотрит на заход солнца, предназначалась для военного сословия, то есть знати. Светлая его сторона – восточная, выходящая на восход, отводилась для ученого сословия – духовенства. Между востоком и западом, центральный неф предназначался для кормящего и работающего сословия – простолюдинов.
Первым делом, не сговариваясь, мы подходим к могильной плите первого пфальцграфа Рейнского Генриха II, представителя династии Люксембург. Того самого, который в 1093 году заложил основание будущего собора.
Отец Генриха оставил сыну в наследство земли рядом с Лаахским озером. Laach – название местности и озера, а позже – и монастыря, происходит от древнего верхненемецкого слова lacha, и уходит корнями в латинское обозначение озера – “lacus”.
На месте тихого озера Лаахер Зее, как оно называлось раньше, в горах Эйфель тысячи лет назад находился вулкан. В какой-то момент его вершина провалилась и образовалась так называемая «кальдера», то есть кратер с ровным дном и отвесными стенами. Так возникло нынешнее озеро. Современная его площадь более 3 кв.км, а максимальная глубина – 53 м.
Там Генрих II возвёл замок Лаах, и повелел себя называть Генрихом фон Лаах.
Ещё ранее он женился на вдове последнего представителя рода Эццоненов, Германа II и приобрёл не только жену, но и титул и земли первого мужа супруги, Адельгейде фон Веймар-Орламюнде. Брак оказался бездетным.
Но надежды супруги не теряли. Генрих решил основать монастырь на противоположном от замка берегу озера, где протекал ручей и всегда была чистая вода. В храме, который посвятили Деве Марии и Николаю Чудотворцу предполагалось воздавать молитвы о чадородии.
Назвали монастырь «Abtei Laach», что по-немецки значит аббатство у озера.
Надежды на рождение наследника не оправдались и Генрих усыновил пасынка – сына жены от первого брака Зигфрида, который и унаследовал состояние, земли и титул отчима. В 1095 году, через два года после закладки храма, на 45-ом году жизни Генрих скончался. К тому времени стены храма поднялись на высоту трёх метров. Адельгейде пережила мужа на 5 лет, она умерла направляясь в паломничество в Рим в 1100 году. И хотя собор ещё не был достроен полностью, но деревянные своды над стенами позволяли проводить богослужения.
Полностью храм завершили только через сто лет – в 1216 году. Пожалуй, остальные подробности в истории строительства храма можно смело опустить, тем более, что есть замечательный источник, где подробно рассказано о всех изменениях и добавлениях, перестройках, научной реставрации и возвращении храму его первозданного вида. Представлю план собора.
Взяв в руки путеводитель по святыням храма, мы не спеша, подробно знакомимся с ними. Перечислю знаковые места храма с самого начала, хотя “парадиз” мы уже видели. К сожалению, у нас есть не все снимки артефактов, но большинство их.
1.”Парадиз” – портик, построенный около 1230 года. “Фонтан льва” во внутреннем дворе выполнен в 1928 году монахом отцом Renbot Commandeur.
Любопытно, что выхода из атриума в садик нет даже сейчас и поколениям садовников приходилось перелезать через ограду парадиза, чтобы убрать лужайку.
2. Монумент основателю собора, пфальцграфу Генриху II фон Лаах.
Вверху – орган 1910 года, реставрирован в 2000 году.
3. Витражи, подаренные собору Теодором Хёйссом (Theodore Heuss), президентом Федеративной Республики и другими руководителями страны.
4.Могильная плита Иоганна Фридриха фон Лайена (Johann Friedrich von der Leyen) (1610 год).
5.Могильная плита Фридриха фон Лёвенштайна (Friedrich von Lowenstein) (1587 год)
6. Изображение святого Христофора.
7.Изображение святого Николая с донатором, аббатом Симоном фон дер Лайен.
8. Святой Бенедикт, покровитель монастыря, справа донатор картины, отец Бенедикт Фабри Мюнстерэйфель (Munstereifel).
9. Рака с пьетой XV века.
10. Статуя Девы Марии. Италия, XVI век.
11. Рельеф со сценами жития святого Мартина Турского. (2000 г.)
12-15 – произведения монаха отца Renbot Commandeur
12.Архангел Михаил, мозаика, 1939
13. Статуя Святой Бенедикт Нурсийский, 1939
14. Ковчег Святого Креста. На пластине изображены два ангела. Они держат Святой Крест. Ковчег открывают по большим праздникам. Внутри – изображения святой Елены и святого Константина и частичка Святого Креста. Реликвия подарена монастырю в 1230 году.
15. Запрестольный образ бывшего алтаря Святого Сердца (1937 г.)
16. Помещение с табернаклем для уединённой молитвы и причастия.
17. Орган “Ласточкино гнездо” 1998 г. мастер Клайс Бонн.
18. Места на хорах для монахов (1905 г.). Братия собирается здесь для молитвы и службы.
19. Алтарь главного престола покрытый романским балдахином. До 1947 года балдахин покрывал захоронение основателя собора.
20. Мозаика с изображением Христа в главном куполе подарена храму кайзером Вильгельмом II а выполнена отцом Андреасом Гёсером (Andreas Goeser) в 1911 году. Греческие буквы “IC” и “XC” означают Иисус Христос. На раскрытой книге видна латинская надпись: “Я есть путь, правда и жизнь”.
21. Композиция “трон милосердия”: Бог-Отец с распятым Христом и Святой Дух в виде голубя над ними. Внизу изображены предтечи Христа: Адам с Авелем, Мельхиседек, Моисей, Иоанн Предтеча, Авраам с Исааком, Ной.
22. Композиция “Поклонение Волхвов”. Внизу – ветхозаветные пророки. Выполнено в 1919 году.
23.Витражи с изображениями жития Девы Марии. (1956 г., мастер отец Ноткер Беккер (Notker Becker).
24. Эпитафия Евы фон дер Лайен (Eva von der Leyen) урожденной Маушенхаймер (Mauchenheimer), матери аббата монастыря Мария Лаах Симона фон дер Лайена (Simon von der Leyen), почившего в 1512 году.
25.Могильная плита аббата Идельфонса Хервегена (Ildefons Herwegen) (1913-1946) с мозаичным изображением Благочестивого Пастыря. Мастер – отец Renbot Commandeur, 1946.
26. Вход в крипту.
Спустились мы и в крипту храма. Почти тысячелетние стены выглядят живыми, обитаемыми, тёплыми и светлыми в отличие от таких же романских крипт в других соборах, например, в соборе святого Бавона Гента.
Ничего удивительного в этом нет. Ведь в Генте храм больше используется, как музей. Аббатство Мария Лаах – действующий монастырь, хотя в самом начале XIX века бенедектинцы вынуждены были покинуть намоленное веками место.
Почти весь XIX век аббатсво Мария Лаах переживало самые тяжёлые времена. По указу Наполеона в августе 1801 года монастырь лишился всех имущественных прав. Последний сорок первый аббат монастыря, ещё официально не вступивший в свою должность, умер на следующий день после оглашения указа. На тот момент в святой обители оставалось всего 17 монахов.
Недвижимое имущество монастыря стало государственной собственностью Франции. Все ценности французские комиссары собрали в большом зале и трапезной и педантично занесли в свои списки. Вскоре, как движимое, так и недвижимое имущество было продано с торгов и французская казна изрядно обогатилась, ведь во владениях аббатства были в том числе и мозельские виноградники. Сам монастырь французское правительство намеревалось превратить в тюрьму.
По решению Венского конгресса 1815 года монастырь Мария Лаах вновь вернулся под юрисдикцию Пруссии и… был продан в частные руки. Его владельцем стал начальник окружного управления в Трире Даниэль Генрих Делиус, он выкупил монастырь за кругленькую сумму в 24900 талеров.
В середине XIX века владение Мария Лаах выкупили иезуиты, и уже в конце столетия вновь предложили его принять бенедиктинцам. Монастырская жизнь возобновилась здесь в ноябре 1892 года, хотя собор ещё долгих 30 лет фактически находился в совместном использовании с евангелической церковью. Полностью собор отошёл монастырю лишь в 1924 году.
В настоящее время аббатство Мария Лаах – один из самых известных действующих монастырей Германии. Сюда приезжают тысячи паломников и туристов, их всех принимают, без ограничений и какой-либо платы. В уставе монастыря написано, что “все приходящие в обитель должны быть приняты не хуже Христа”.
Всё ли я рассказала о храме? Пожалуй, самое важное из того, что он сам захотел нам открыть. Хотя есть у него и свои загадки. Например, существование древней штольни, длиной без малого в километр (880 м). Ещё Генрих II позаботился о предотвращении разливов озера Лаах. При нем впервые были пробиты водоспускные штольни, ведь единственный исток, узкий ручей Беллербах, в дождливую погоду не справлялся с поступающей в озеро водой. Учёные предполагали, что благоустроили штольни в середине XII века. Сейчас появились новые данные о том, что штольня – дело рук римлян, об этом говорят её технические характеристики, а на уровне монастыря обнаружили древнее римское поселение.
Оглянемся ещё раз на храм.
Собор Марии Лаах – удивительный памятник романской архитектуры. Примечательно, что храм очень хорошо сохранился. Он почти не перестраивался на протяжении столетий. А незначительные готические и барочные изменения убрали во время реставрационных работ в XX веке. Несмотря на свой возраст, здание выглядит гармоничным и полностью соответствующим своему времени.
Если есть время – можно погулять по монастырскому кладбищу. Оно расположено рядом в лесу.
Источники: брошюра храма на английском языке. В статье частично использованы материалы сайта “Католическая Россия”. Статья “Аббатство Мария Лаах”
Добрый день! Меня интересует при монастыре проживание в уединение, посещать Божу службу , и одноразовое питание, возможно ли это . Одна особа из Закарпатья. С Уважением Светлана
Простите, Светлана, но Вам надо обратиться в паломническую службу этого монастыря. Нам об этом ничего не известно.
Грандиозное сооружение с богатой историей. Сколько тайн хранят эти древние стены и как с любовью их продолжают оберегать и украшать в наши дни.