1.Дорога в Макарьев
2.Преображенская церковь в селе Сицкое
3.Кинешма — Макарьев через Городец
4.Троицкий Макариев Желтоводский монастырь
5.Преподобный Макарий Желтоводский
6.Макариев Желтоводский монастырь. Архитектура
7.Патриарх Никон
8.Макарьев Желтоводский монастырь и Стенька Разин
9.Макарьевская ярмарка
10.Макарьев Желтоводский монастырь. Взгляд паломника
11.Городец
Дорога в Макарьев
Наутро мы покинули Кинешму и двинулись в Макарьев.
Это наша вторая попытка. Пару лет назад мы поехали из Саранска через Лысково, и, конечно, опоздали на паром. На сей раз, пользуясь легендой Кирилла Рыбакова (спасибо ему огромное), двинулись через Бор. Собственно, до Чкаловска дорога была уже знакома по вчерашнему дню.
Преображенская церковь в селе Сицкое
Добрались до села Сицкое, где обратили внимание на стройную пятиглавую церковь типа “восьмерик на четверике”. Позже на “соборах.ру” удалось выяснить, что храм освящен во имя Преображения Господня. Церковь строилась больше 40 лет с конца XVIII до начала 30-х гг. XIX века.
Кинешма – Макарьев через Городец
Дальше двинулись в сторону плотины Волжской ГЭС им XXII партсъезда. Если ехать из Кинешмы, то в Макарьев можно попасть или через плотину, или через печально известный пробками мост в Нижнем. На плотине остановка запрещена – а жаль – с неё открываются прекрасные виды на Волгу. Скорость на плотине ограничена 50 и, даже, 30 км/ч. При нас участники движения строго соблюдали скоростной режим. Дорога выводит на окраину Городца к тогда ещё не существовавшему “Городу мастеров”.
Но наш путь лежал в объезд города к Кировской трассе. По дороге попались села с потешными названиями “Ломки” и “Полизалово”. По практически пустой дороге доехали до Р-159. Это узкая, перегруженная транспортом трасса, проходящая через многочисленные сёла. Крадучись за фурами доехали до Бора.
На въезде в Бор находится довольно бестолковая круговая развязка.В самом Боре на Макарьев надо поворачивать по указателю “Стеклозавод”, а дальше на развилках ехать по направлению на Ивановское. Через 5 км от Бора движение почти пропало и по хорошему асфальту мы меньше чем за час добрались до Макарьево.
Макарьев. Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь
Чтобы легче было ориентироваться в монастырском ансамбле, пожалуйста, смотрите схему, приведенную ниже.
Преподобный Макарий Желтоводский
Макарьев Желтоводский монастырь был основан преподобным Макарием в 1434 году. Родом он был из Нижнего Новгорода, принял постриг в Печерском монастыре. Урочище, в котором обосновался Макарий, именовалось Желтые воды по одноименному озеру – бывшей волжской старице в XIX веке слившейся с Волгой. В 1439 году монастырь сожгла татарская орда хана Улу-Махмета, а сам Макарий попал в плен. Татары, однако, отпустили подвижника, взяв с него слово не возрождать православной обители. Макарий ушел в дремучие заволжские леса, где и основал на берегу реки Унжи Макарьев-Унженский монастырь. Желтоводская же обитель надолго пришла в запустение.
Макарьев Желтоводский монастырь. Архитектура
Лишь спустя почти 200 лет монах Авраамий родом из Мурома возродил обитель. В 20-40-е годы XVII века монастырь был полностью деревянным. А с 1651 года начинается каменное строительство, в результате которого был создан на редкость стройный и красивый ансамбль.
В течение 20 лет были построены церковь Успения с трапезной палатой (1651 г.)
пятиглавый Троицкий собор по образцу Успенского собора Московского кремля (1658 г.)
стены и башни (1662-67 гг.). Протяженность стен составляет 800 метров, они имеют форму правильного квадрата и укреплены 9-ю башнями.
надвратная церковь Архангела Михаила и келейные корпуса (1670 г.)
XIX век добавил к ансамблю классицистическую купольную церковь преподобного Макария, соединенную колоннадой с Троицким собором.
Макарьев и Патриарх Никон
Макарьев монастырь являлся крупнейшим духовным и просветительским центром Нижегородского Поволжья. В 1620-х годах здесь учился грамоте крестьянский парень Никита Минов — будущий знаменитый патриарх Никон.
Никита родился в 1605 году. По преданию, и православные монахи, и мордовские колдуны предсказывали даровитому мальчику дивную судьбу. Про мордовских колдунов в пылу полемики вспомнил земляк и друг юности, а затем непримиримый противник Никона — протопоп Аввакум: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька;а он, Никон, колдун учинился, да баб блудить научился, да в Желтоводие с книгою поводился, да выше, да выше, да и к чертям попал в атаманы».
Макарьев Желтоводский монастырь и Стенька Разин
В октябре 1670 году во время бунта Стеньки Разина, отряд мятежников под предводительством казачьего атамана Максима Осипова, вора и самозванца, именовавшего себя царевичем Алексеем Алексеевичем, осадил монастырь. Однако монахам удалось отбиться. Некоторое время спустя на помощь бунтовщикам подошёл ещё один отряд под командованием Михайла Чертоусенко. Ворвавшиеся в монастырь повстанцы, среди которых преобладали местные жители, «святую обитель разорили, монастырскую всякую казну и всякие годовые казенные запасы и оружие и с конюшего двора стоялые и работные лошади и всю конскую сбрую разграбили без остатку».
Макарьевская ярмарка
Однако монастырю вскоре удалось оправиться от разорения, Этому немало способствовала проходившая у его стен знаменитая Макарьевская ярмарка. Вот, что писал о ярмарке А.С. Пушкин:
“Сюда шелка привёз индеец
Поддельны вина – европеец
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей”
Несмотря на богатство, колоссальные денежные обороты и множество русских и иноземных купцов у ярмарки были и недостатки: отсутствие места для расширения, склады на другом берегу у Лысково, сложная переправа через Волгу, опасность затопления. 18 августа 1816 года ярмарка сгорела дотла. Восстанавливать её не стали, а перевели в Нижний Новгород. После этого монастырь начал быстро приходить в упадок, да ещё и Волга стала приближаться к монастырю, размывая берега и грозя обрушением построек.
В 1868 году монастырь под угрозой разрушения был упразднён, но уже в 1883 возрожден как женский. Главной святыней считалась чудотворная икона прп. Макария Желтоводского и Унженского.
В 1927 году коммунисты закрыли монастырь, он был возрожден лишь в конце ХХ века.
Макарьев Желтоводский монастырь. Взгляд посетителя
Будучи в Макарьевском монастыре, ощущаешь совершенно особую атмосферу любви к ближнему. На тебя не смотрят, как на незваного гостя. В притворе запертого Троицкого собора нам просто предложили взять ключ и отпереть дверь. Впечатлению способствовало солнце, сиявшее на куполах Успенской церкви.И, конечно, красавица Волга, величаво катившая свои воды у подножия монастырских стен.
Макарьев – Городец
К вечеру добрались из Макарьева в Городец, где забронировали номер в гостинице “Яръ”. В целом неплохо – за 2000 рур нам дали двухкомнатный люкс с огромной ванной, но на 4-м этаже и без лифта. Правда был бонус в виде завтрака и бесплатной стоянки во дворе. Устроившись, отправились прогуляться по городу. В двух шагах от гостиницы нам попалась на глаза вот такая картинка.
Закатное солнце освещало удивительно чистые и ухоженные провинциальные домики. Наверное так могли бы выглядеть наши уездные города, не случись в России 1917 года.
Знакомство с городецкой историей и культурой было отложено на следующий день.
Окончание в репортаже “Городец-Флорищи”.
C удовольствием посетил эту обитель вместе с Вами, спасибо.