Людмила Маяковская… Непривычно видеть употребление известной фамилии в женском роде с именем Людмила, вместо привычного “Владимир Маяковский”. Знаменитый поэт оставил след не только в советской литературе, но и в живописи. Но гораздо больший вклад в промышленное искусство внесла его старшая сестра Людмила. Впервые о художнице мы узнали на выставке “Москвичка. Женщины советской столицы 1920 – 1930-х” в музее Москвы летом 2024 года. Там же познакомились с работами Людмилы Владимировны Маяковской.
Людмила Маяковская. Семья
Людмила Маяковская стала первенцем в семье обедневшего дворянина Владимира Константиновича Маяковского и писательницы Александры Алексеевны Маяковской. Родилась будущая художница в 1884 году в Армении, позже семья переехала в Грузию. После Людмилы в семье появились на свет трое братьев (двое старших умерли в детском возрасте) и сестра Ольга. Людмила была на девять лет старше своего прославленного брата Владимира.
На снимке, сделанном в Кутаиси в 1905 году, семья запечатлена в полном составе. В верхнем ряду стоят Людмила и глава семейства Владимир Константинович Маяковский. Во втором ряду слева направо сидят Александра Алексеевна, Володя и Ольга Маяковские.
Образование. Художник Людмила Маяковская
В 1904 году 20-летняя Людмила Владимировна Маяковская поехала в Москву поступать в Императорское Строгановском училище, где она изучала набивной рисунок на ткани. Двумя годами позже, в 1906 году, после смерти отца, мать, младшие брат и сестра тоже перебралась в первопрестольную. Окончив набивное отделение училища в 1910 году, Людмила поступила на работу в Трёхгорную мануфактуру. Так началась её производственная карьера, которая продолжилась на комбинате “Красная роза”(бывшей шелкоткацкой фабрике Жиро).
С 1929 года Людмила Маяковская преподавала в Московском текстильном институте и во ВХУТЕМАСе. После гибели Владимира Маяковского, Людмила Владимировна занималась литературным наследием брата, редактировала собрание его сочинений.
Своей семьи у художницы не было. Она почила в Бозе в 1972 году на 88-м году жизни. Похоронили художницу на Новодевичьем кладбище рядом c братом.
Достижения Людмилы Маяковской
Ещё до событий 1917 года Л.Маяковская стала заведующей мастерской аэропечатания на московской текстильной мануфактуре. Таким образом, она стала одной из первых женщин царской России, кто занимал административную должность.
Сохранилась групповая фотография делегатов II съезда Союза текстильщиков, которую в семье называли “Сто мужчин и одна женщина”. Снимок сделан в 1926 году. Спустя почти 10 лет после 1917 года инженерно-техническими работниками лёгкой промышленности оставались мужчины.
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Людмила Владимировна Маяковская получила серебряную медаль.
Благодаря её стараниям в Багдади в 1940 году открылся мемориальный музей поэта Владимира Маяковского. Немало сил Людмила Владимировна отдала музею Маяковского в Москве. Она передала в дар этому музею более 15 тысяч мемориальных предметов. Цитата с сайта музея:
“Благодаря ее письмам руководству страны было принято решение об организации музея в Лубянском проезде — доме, где находился рабочий кабинет поэта. Незадолго до смерти Людмила передала музею весь семейный архив и квартиру в Студенецком переулке”.
В конце прошлого века достижения Людмилы Владимировны Маяковской признал Джорджо Армани. Из всех коллекций тканей, представленных на выставках в Оксфорде и Италии в 1987 году, известный модельер выделил образцы тканей из личной коллекции художницы.
Правда, сама Людмила Владимировна об этом уже не узнала.
Американский каталог «Женщины русского авангарда» среди известных русских авангардисток также включает имя Л.В.Маяковской.
Аэрография Л.Маяковской
Аэрографией называют особую технику нанесения жидкой или порошкообразной краски на поверхность. Техника очень древняя, появилась задолго до Рождества Христова. Древние рисовальщики наносили краску на поверхность, выдувая её сквозь кость. В 1876 году американский промышленник Фрэнсис Эдгар Стэнли изобрел пульверизатор для краски, что стало революцией этого вида изобразительного искусства.
В производстве шёлковых тканей в России аэрографию стали применять в начале XX века. Её применение на Трёхгорной мануфактуре и фабрике “Красная роза” внедряла Людмила Владимировна Маяковская.
Она занималась нанесением рисунка на ткань ручным распылением краски поверх шаблона. Если в плакатах подтёки и неравномерность нанесения краски считались серьёзным недостатком, то в тканях это работало по другому. Драпирующиеся ткани раскрывали живописное начало аэрографии. Особенно красиво она ложилась на полупрозрачный лёгкий шёлк. Особенности шёлковой фактуры побудили Маяковскую в 1927 году перейти с Трёхгорной мануфактуры, производящей, в основном, хлопковые ткани на “Красную розу”, где декорировали шёлк.
Образцы тканей Л.Маяковской
На выставке в музее Москвы мы сделали несколько фотографий эскизов и образцов ткани, разработанных Людмилой Маяковской. Все материалы хранятся в коллекции Государственного музея В.В.Маяковского.
Представленные в статье фотографии сделаны на выставке “Москвичка. Женщины советской столицы 1920 – 1930-х” в музее Москвы.
Статьи о художниках мы собираем в разделе “Мастер”.
Также есть каталог статей о выставках и художественных галереях.
Внешне сестра и брат не очень похожи, хотя, общие черты есть, это видно. Спасибо за рассказ о творчестве Людмилы Владимировны Маяковской. Она, конечно, не входила в число амазонок авангарда, специализировалась на ткани, но создавала очень интересные вещи. Спасибо!