Часовня св.Троицы в Люблине. Чудес на свете немного – всего семь. И ровно такое же их число находится в Польше. В 2011 году журнал «National Geographic» включил замковую часовню св.Троицы в Люблине в число семи чудес Польши. Теряюсь в догадках, какое из перечисленных героиня нашего рассказа потеснила, потому что общеизвестно, что до недавнего времени семь польских чудес обходились без неё. С гордостью хочу похвастаться, что шесть чудес мы объехали и своё резюме о каждом оставили. Итак: 1)Соляная шахта “Величка”. 2)Торунь – старый город. 3)Замок Мальборк. 4)Вавельский замок и кафедральный собор в Кракове. 5)Эльблонгский канал. 6) Замосць – старый город.7)Краков – старый город и торговая площадь.
Давайте предоставим Польше и журналу «National Geographic» разбираться со списком чудес и посетим наконец замковую часовню в Люблине. Именно зайдём внутрь, потому что это самое польское чудо находится внутри.
Удивлены? Да, да, византийские фрески на готических сводах католического храма. Нет, не православная. И никогда православной не была. Строилась как католическая в первой четверти XIV века. Но расписана была много позже. Польшей тогда правил мудрый король Владислав Ягелло. Люблинский замок был для Ягелло особым местом. 2 февраля 1383 года в Люблине король Ягелло был официально избран королём Польши. Коронация проходила в тогдашней столице, Кракове, но Ягелло всегда выделял Люблин среди других польских городов. И фрески византийские появились в Люблине не просто так.
С 1382 по 1389 Великий Князь Литовский, Владислав Ягелло, был сыном Великого Князя Литовского Ольгерда из династии Гедиминовичей. Женившись на Ядвиге (впоследствии канонизирована), королеве Польши в 1386 году, он стал польским королём и правил до 1434 года. Его мать звалась Иулианией (Ульяной) Александровной, и была она дочерью Тверского князя. Поэтому так близка и понятна стала Владиславу византийская культура, искусство. Благословенный король, победитель Тевтонского ордена на Грюнвальдском поле в 1410 году, основатель польской королевской династии Ягеллонов, до конца дней предпочитал восточную живопись западной. Он и в Вавельском дворце предпочитал лицезреть греческие фрески и приказал расписать одну из королевских часовен Вавеля греческим мастерам. Да и в Гнезно, Сандомеже и Вислице храмы были расписаны на манер восточно-христианских церквей.
Заметим также в скобках, что Владислав Ягелло или Ягайло, как его ещё называли, к глубокому разочарованию и крайнему удивлению современников не употреблял вина и очень заботился о личной гигиене – регулярно мыл руки и ходил в баню (не иначе, Ульяна Александровна приучила), что уж совсем выходило за рамки повседневного поведения. И прожил 83 года, пережив трех жён, четвёртую оставив вдовой.
Заказывая византийские росписи, Ягелло получил одобрение и поддержку местной знати.
Старейшие городские летописи упоминают, что в 1407 году член городского управления Люблина заплатил девять мер серебра (огромная сумма в то время) за работы в часовне. Известна и дата окончания работ – в день святого Лаврентия, 10 августа 1418 года.
Архитектура часовни достаточно обычна для того времени – двухъярусный храм с квадратным нефом. Неф верхнего яруса перекрыт звёздчатым сводом. Опирается конструкция на восьмигранный столп.
Храмы такой же конструкции сохранились в Польше в Вавеле – в королевской часовне, в замке Мальборк и некоторых других монастырях.
Сын и последователь Владислава Ягелло, Казимир Ягеллон, продолжал политику своего отца, жаловал Люблин привилегиями и даже сделал люблинский замок своей резиденцией, где королевская семья останавливалась вместе со знаменитым польским летописцем Яном Длугошем. (На снимке северная стена нефа со сценами Сретения Господня, Крещения Христа и Воскресения Лазаря)
Тяжёлое время пришлось пережить не только Люблину, но и всей стране с конца XVI века до конца XIX. Но самое ужасное для часовни время наступило в первой четверти XIX века – замок был перестроен в тюрьму. Средневековые византийские фрески были безжалостно закрыты слоем штукатурки и извёстки. Лишь в 1899 году Юзеф Смолинский, люблинский художник, случайно обнаружил фрагмент росписи под слоем штукатурки. Он сделал копию обнаруженной фрески и приложил его к прошению на имя Академии Наук в Кракове. Бумага дошла до Археологической комиссии в Санкт-Петербурге.
Представители столичной комиссии Н.Покровский и П.Покрышкин прибыли в Люблин в 1903 году и решили начать работы по консервации и реставрации. Но последующие события ХХ века застопорили все работы. Тем не менее, в 1923 году слои штукатурки были сняты, стены отмыты от побелки и, даже, были реконструированы фрагменты утраченных росписей.
После Второй Мировой войны реставраторы вновь пришли в часовню, но только для того, чтобы провести консервацию. И лишь в 1997 году работы по восстановлению был завершены полностью.
В росписях часовни, как и повсеместно в византийской иконописи, соблюдена религиозная программа. Вся полихромия подчинена строгому канону – своду правил, как писать Спасителя, Богородицу, того или иного святого или праздник. Канон устанавливал строгую иерархию изображений и их местоположение в храме. Таким образом, на сводах изображалось наиболее важные сцены. На стенах пресбитерия и нефа написаны сцены из жизни Христа.
Византийская программа целиком, без малейших изменений была воплощена в Люблинской часовне даже несмотря на ограничения католической церкви. Ведь службы и обряды, здесь проводившиеся, соответствовали канонам римско-католической церкви. Лишь одна деталь противоречит византийскому канону. На южной стене пресбитерия находится сцена суда Пилата над Христом (№ 28 на схеме ниже). Она разделена окном. Понтий Пилат изображён в готической короне!
Ниже мы приводим подробную схему росписей храма. Остановимся подробно лишь на некоторых деталях. И обратим внимание на то, что заказчик росписей – Владислав Ягелло дважды изображён на стенах часовни – на северной стене пресбитерия (№17) и на южной стене нефа (№ 66). Обратите внимание, что Ягайле вместе с короной вручают католический крест, а прискакал он с шестиконечным крестом.
Любопытной показалась трактовка Успения Богородицы – северная стена нефа (№47). Дева Богородица возлежит на ложе. Над ней изображён Сын Божий с её душой в виде младенца. Спаситель передаёт душу Матери подлетевшему ангелу. У ложа Богородицы предстоят апостолы, за исключением апостола Фомы. Он не успел вернуться из дальних стран к Успению Пречистой Девы. Но на пути из Индии в Иерусалим он свидетельствовал, как Богородица была перенесена на небо. Она сбросила ему свой пояс. Апостолы опознали его, как пояс Девы Марии. Включение Фомы в изображение подчёркивает чудесное Успение Богородицы.
Ещё одна любопытная деталь – изображение Крещения Господя на северной стене нефа (№ 41). Греческие мастера не смогли полностью преодолеть эллинистические традиции живописи. Внизу композиции написан мальчик верхом на дельфине – таким образом эллины изображали божество моря.
Для любознательных читателей прилагаем схему размещения изображений на стенах и своде часовни.
Свод нефа и пресбитерия
Пресбитерий.
1. Христос Пантократор; 2.Святой Дух в виде голубя; 3.Херувимы; 4.Серафимы; 5.престолы Божьи; 6.Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил; 7.ангелы; 8.св.Иоанн; 9.Богородица. Неф.
10. Херувимы; 11.Престол Божий; 12.Ангелы низшего чина; 13.Евангельские символы;
Пресбитерий. Северная стена.
14.Вознесение Господне; 15.Молитва Христа в Гефсиммнском саду; 16.Тайная вечеря; 17.Конный потрет Владислава Ягелло; 18.Герб Шренява; 19. Причащение апостолов; 20.Омовение ног апостолам; 21.Испуг и изумление стражников, 22.Сговор Иуды с капланами; 23.Отречение и раскаяние апостола Петра; 24.Жёны-мироносицы у гроба Господня.
Пресбитерий. Восточная стена. 25.Взятие Христа под стражу. 26.Суд синедриона над Христом.
Южная стена. 27.Предречение крестных мук; 28.Суд Пилата над Христом; 29.Глумление над Христом; 30.Бичевание Христа; 31.Воздвижение креста; 32.Распятие Христа; 33.Снятие с креста; 34.Царь Давид; 35. Царь Соломон; 36.Св.Великомученица Параскева; 37.Дарственная надпись.
Неф.Северная стена.
38.Св.Пархомий; 39.Св.Онуфрий; 40.Сретение Господне; 41.Крещение Христа; 42.Св.Фома Аквинский; 43.Преображение Господне; 44.Воскресение Лазаря; 45.Вход в Иерусалим; 46.Свв.Косьма, Дамиан, Кир и Иоанн (см.74); 47.Успение Богородицы. Неф.Восточная стена.
48.Благовещение Пресвятой Богородицы; 49.Спас Нерукотворный; 50.сошествие Христа в ад; 51.Деисус 9заступники Богоматерь и Иоанн предтеча); 52.Гостеприимство Авраама; 53.Св.Павел и три отца Восточной церкви
Неф.Южная стена.
54.Мелхиседек; 55.Исайя; 56.Благовещение св.Елизаветы; 57.Рождество Христово; 58.Михей Пророк; 59.Пророк Илья в пустыни; 60.Оздоровление человека с высохшей рукой; 61.Христос, представший перед Марией Иаковлевой; 62.Св.Герасим; 63.Смерть нищего Лазаря; 64.Причащение и погребение Марии Египетской; 65.Избиение младенцев; 66.Молящийся Владислав Ягелло.
Неф.Западная стена.67. Пророк Иезекиль; 68.Пророк Иона; 69.Св.Фёдор Стратилат; 70.Св.Фёдор Тирон; 71.Неизвестный святой; 72.Даниил в львиной пещере и Аввакум, приносящий ему пищу; 73.Свв.Пахомий, Антоний Великий, Макарий Египетский, Сава Каппадокский, Даниил Столпник; 74.Свв.Косьма, Дамиан, Кир и Иоанн (см.46).
И если Вы оказались в Люблинском замке, рекомендуем посетить музей. В его собрании – археологические, этнографические, военные, нумизматические и художественные коллекции. Заслуживает внимания уникальное собрание египетского фаянса и изделий из янтаря 2 тысячелетия до н.э. Художественная экспозиция включает замечательные полотна польских и европейских мастеров. Авторов привлекла необычная икона с изменяющимся изображением.
И иллюстрация всех этапов написания иконы.
Актуальный вопрос – как добраться до Люблина для авторов сего труда решается просто – мы путешествуем на автомобиле. В Люблин заехали на возврате из Чехии и Австрии (статьи “Продуктовый Новый год” и “Здравствуй,…,Новый год”). Но в больших городах, например, Праге, без общественного транспорта обойтись непросто. Мы и сами пользовались автобусом, трамваем и метро. Даже была идея поделиться с читателями опытом об использовании Пражского метро. Необходимость отпала при появлении замечательной статьи об этом виде транспорта в чешской столице и мы с радостью её рекомендуем – метро Праги.
Да, чуть не забыли. Часовня открыта для посетителей ежедневно, с 9 до 16, по воскресеньям – с 9 до 17. Но в середине дня она на час закрывается. (Врать не будем, точное время не помним). Но если Вы попали в замок во время перерыва в часовне – самое время погулять по музею. Мы так и сделали.
необыкновенные фрески! надеюсь увидеть их своими глазами.
В Люблин стоит ехать только ради фресок. Но город и сам по себе очень хорош!
Очень интересный материал! Укажите, пожалуйста, источник. Помогите найти описание Вавельской капеллы Святого Креста, там тоже псковские мастера писали фрески! Хорошо бы так же, со схемами росписи!
Благодарю за комментарий. Материал о замковой часовне в Люблине взят из книги Janina Koziarska-Kowalik “The Chapel of Lublin Castle”, перевела её на английский язык Anna Zagorska. Книга вышла в 2006 году в издании люблинского музея “Muzeum Lubelskie”. Марина, сожалению, материала о часовне в Вавеле мы не нашли, хотя своими глазами любовались на эти росписи.
Да, достойное место для чуда света! По общему впечатлению мне напомнила церковь Спаса на Крови в Питере. Хотя понимаю разницу, здесь фрески, там смальта, это католическая архитектура, там православная. Но мои ощущения почему сходятся в этих двух местах
очень интересные у вас статьи – красивые, подробные!
Интересная история о часовне, фото с фресками и интерьерами очень впечатляют, действительно строили с любовью и навеки, все в таком хорошем состоянии. Спасибо за пост, с удовольствием прочитала!
Вот , что что, а раньше строили на века. И при этом не было у них техники, которая сейчас есть. Но ведь как делали. Просто загляденье.
Татьяна, у вас очень долго грузится блог. А это плохо. Проверил у вас размер фотографий, он очень большой. Каждая фотография весит больше 1 мг. Если вы и дальше будете такие фотографии выставлять, то в скором времени у вас заполнится объем пространства, предоставленного хостингом. Поэтому рекомендую фото уменьшать.
Какой подробный исторический экскурс, с удовольствием прочла про часовню св.Троицы в Люблине, спасибо, очень интересно и красиво.
Очень интересная историческая статья. Красота – потрясающая! Спасибо.
Потрясающе, никогда не видела подобной красоты. Хотя много и часто где бывала. Спасибо