4 ноября 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения архитектора, художника, графика, живописца, автора многочисленных графических реконструкций известных памятников архитектуры, защитника культурного наследия России, Карла Карловича Лопяло. На выставку, посвящённую его юбилею нас приглашает его родственница, В.Русланова.
Просторный Белый зал Московского архитектурного института. В самом центре вижу огромный баннер «Карл Карлович ЛОПЯЛО. Выпускник МАРХИ. К 100-летию архитектора», две графические панорамы Москвы и фотографию Мастера у мольберта. Он рисует стену во дворе своего дома на Смоленском бульваре, эпизод к картине о войне, обернулся ко мне и улыбается. «Здравствуй, Карлуша!» – сейчас я могу так обратиться к мастеру, потому что сегодня мне на пять лет больше, чем было ему, когда закрылись его глаза. Вот сейчас я окунусь в атмосферу воспоминаний юности, а потом вновь пережитое ещё долго будет качать меня на «волнах памяти».
На выставке мне сразу же всё нравится: и как развешаны картины, и разложены вещи Мастера, как написаны пояснения, как выстроена идеология подачи материала о жизни и творчестве столетнего юбиляра. Масштабное, никем не финансируемое мероприятие потребовало много усилий устроителей. Подобная выставка в стенах известнейшего ВУЗа страны проводится впервые. С одной стороны выставка камерная, с другой – очень насыщенная и познавательная.
Экскурсию проводит его дочь – Елена Карловна Лопяло, архитектор, моя троюродная сестра. Организация выставки – огромная застуга Е.К.Лопяло. Елену очень интересно слушать. Рассказывает она о папе по-домашнему тепло, нежно. Я вспоминаю некоторые забытые эпизоды, слушаю их с удовольствием, припоминаю ушедшее из памяти.
Елену обступили наши родственники: муж, дочь и зять с внучкой, племянница с мужем и сынишкой, троюродные племянники, соседи, крестники Елены, коллега-искусствовед с родственницей, куратор выставки – молодой диссертант МАРХИ, моя подруга, другие знакомые. Те, кого я ещё ожидала увидеть, были на открытии выставки. Детишки бегают по просторному выставочному залу, но это нам не мешает.
Ходишь по выставке, рассматриваешь личные вещи, документы, рисунки и картины, и как бы вспоминаешь вехи истории страны. Вот большая семья Лопяло, снято в 1919 году. Они происходили из крестьян, переехавших в Питер. Вот документы периода обучения в школе и в дорожном техникуме, затем призыв в армию. Чрез два года К.К.Лопяло призвали на защиту отечества в войне 1941-45 гг. Здесь представлен его полевой планшет, письма полевой почты от брата Викентия, зарисовка-портрет на бересте отца, они случайно встретились на войне! Потом были годы учёбы в институтах МАРХИ и МХИ им. В.И.Сурикова, работа К.К.Лопяло над проектами по строительству новых советских объектов, зарисовки из разных уголков страны во время командировок и экспедиций, фантазийные реконструкции восстановления старины…
Любовно отобранные экспонаты выставки вместили в себя все вехи жизненно и творческого пути Карла Карловича Лопяло и напомнили мне, каким был этот художник: Человеком! Мечтателем! Фантазёром! То, что раньше им писалось, сегодня оказалось таким важным, значимым и редким. Его рисунки по реконструкции архитектурных объектов и ансамблей настолько живописны, что могут быть не только иллюстрациями, но и полноценными картинами. Недаром П.Д.Барановский говорил: «Мне очень нравится смотреть на ваши картины. Они меня вдохновляют на новые варианты, помогают мечтать». Для института Истории искусств АН СССР было подготовлено четыре тысячи рисунков, большая часть которых «легли в долгий ящик». Тысячи рисунков сделаны на фронте – сегодня это бесценный материал для историков и документалистов. Работал К.К.Лопяло легко, в изящной графической манере. И человеком слыл лёгким – с ним невозможно было поссориться даже П.Д.Барановскому. Простите. Самыми любимыми художниками К.К.Лопяло были: Леонардо да Винчи, А.Дюрер, Рембрандт. Леонардо был ему близок по выражению инженерных идей. Ведь и сам Карл Карлович Лопяло был не только художником, но и инженером, мастеровым. Сопоставив годы появления итальянских зодчих в Москве, Карл Карлович сделал смелое доказательное предположение, что среди них был Леонардо. Дюрер – превосходный график – захватил Лопяло идеей построения идеального города. Рембрандт изумлял передачей света и тени.
Представлю несколько проектов К.К. Лопяло. Триумфальная арка в честь 300-летия воссоединения Украины и России.
Конкурс объявлен Союзом советских архитекторов в г. Киеве в 1952-53 гг. Бумага, акварель, 51х37 см. Это один из вариантов. Арка должна была быть установлена на берегу реки у Киевского вокзала. Даже закладной камень с предполагаемым строительством был возложен. Меньшикова башня XVIII века. Реконструкция в стиле нарышкинского барокко.
К.К.Лопяло нарисовал несколько вариантов с разными шпилями на частично сохранившемся фундаменте. Во второй части очерка можно увидеть другой вариант башни.
Помните проект Дворца Советов, который собирались выстроить на месте взорванного Собора Христа Спасителя по «идее фикс» Сталина и Кагановича? Этот эскиз представлен Карлом Карловичем Лопяло в период работы у Б.М.Иофана в 1939 году.
Две картины из незаконченного триптиха о войне.
Крым Карла Лопяло. Одна из картин, нарисованная во время творческих экспедиций с В.Д.Блаватским.
Крым К.К.Лопяло:
Вот моё любимое фото Карла Карловича Лопяло – портрет, достойный итога жизненного пути. На нем я вижу и Мудреца, и Мыслителя, и Философа, и Мастера – нашего Леонардо…
Как Дон Кихот сражался с мельницами, так и Карл Карлович Лопяло сражался с разрушителями старины.
P.S. Многое из отснятого я не смогла показать из-за бликующего стекла, под которым находились материалы выставки.
23 ноября 2014 г. Русланова В.В.
Из интернета:
100 летний юбилей Карла Карловича Лопяло
18.11.2014
Имя архитектора Карла Карловича Лопяло известно работами по реконструкции старой Москвы в содружестве с И.Э. Грабарем и П.Д. Барановским. Многие его проекты реализованы, картины экспонированы, научная деятельность высоко оценена профессионалами. В настоящее время работы К.К. Лопяло находятся в коллекциях многих музеев Москвы.
Авторы экспозиции в МАРХИ: А.М. Кожевников, Е.К. Лопяло, Л.И. Иванова – Веэн. Научные консультанты: Г.В. Есаулов, С.В. Клименко.
Куратор выставки А.М. Кожевников, канд. арх., доцент каф. «Архитектура сельских населенных мест» МАРХИ, исследователь творчества К.К. Лопяло, автор публикаций об архитекторе рассказал: «Это первая персональная выставка Карла Карловича и важно, что она открылась , именно в МАРХИ, где он учился.
В экспозиции мы попытались, хотя бы фрагментарно, представить все аспекты обширной творческой деятельности Карла Лопяло: это и студенческие работы МАИ, включающие курсовые проекты, практику и диплом; это и работы военных лет, многие из которых были выполнены непосредственно в окопах; это и сохранившаяся постройка в Ялте (санаторий “Днепрогэс); это и учебные работы, выполненные в МХИ им. В.И.Сурикова; это и иллюстрации к научным статьям; это и зарисовки, выполненные в археологических экспедициях в Грузии и Средней Азии; это и книжная графика.
И все же, это лишь основные вехи творчества Карла Карловича: ведь сохранилось несколько тысяч графических работ художника. Во многом, эта выставка обращена к современной молодежи, которая сегодня учится или уже закончила наш институт. Особенно сейчас, в эру компьютерных технологий, важно не потерять свое лицо в безликом унифицированном мире проектирования посредством машины.
На этой экспозиции мы видим сохранившиеся в эскизах Карла Лопяло замыслы будущих проектов, его размышления и идеи. Во время работы над выставкой в семейном архиве Лопяло мы нашли работы военных лет, которые поразили нас своей глубиной и художественной правдой. Еще год назад, мы бы не восприняли их так остро, но параллели с сегодняшним днем в этих работах очевидны. В этом, я думаю, еще один фактор актуальности этой экспозиции, именно, сегодня».
Творческий путь К.К. Лопяло
Карл Лопяло родился 5 ноября 1914 года в Петрограде. 1933 года был зачислен на 1-й курс АСИ (Архитектурно-строительный институт), как “успешно выдержавший приемные испытания в осенний набор 1933 года”. В Архитектурном институте того времени дисциплины “Рисунок” и “Живопись” преподавал ученик Р.Р. Фалька – Исаак Михайлович Лейзеров, который передавал секреты мастерства владения карандашом и акварелью.
В марте 1939 года Карл Лопяло заканчивает МАИ (как в то время назывался Архитектурный институт) по факультету жилых и общественных сооружений и получает специальность “Архитектор”, выполнив дипломный проект – “Санаторий для туберкулезных больных” – под руководством: профессора И.А. Голосова, доцента В.Н. Симбирцева, Н.А. Чукавина, ассистента А.Ф. Акимова. На защите диплом получил оценку «отлично» и похвальный отзыв А.В. Щусева.
Творческий путь К.К. Лопяло занимает всего четыре с половиной десятилетия: работа в Институте истории искусств АН СССР, учеба в двух высших учебных заведениях МАИ и МХИ им. В.И.Сурикова. Карл Карлович был участником Великой Отечественной войны, получил тяжелые ранения. Архитектурное и художественное наследие мастера ставит его имя в один ряд с такими художниками как А.М.Васнецов и Д.П.Сухов, занимавшихся созданием реконструкцией старинных архитектурных ансамблей и сооружений.
В статье представлены снимки лишь небольшой части творческого архива большого художника, Карла Карловича Лопяло.
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Дорогие Пашковы! Мне сегодня понадобилась статья про КК Лопяло. Оказалось, что не все снимки вставлены (см. конец). Я не в обиде! Лишь для порядку. Обнимаю.ВВ
Валентина, простите за то, что недосмотрели. Непременно восстановлю в самое ближайшее время.