О храме Казанской иконы Божией Матери в селе Логиновка Саратовской области рассказывает Дина Луничкина.
Немецкие переселенцы Поволжья
Занесло нас в Левобережье, в зону сухих степей. День жаркий, пахнет травами. Дорога пролегала по Краснокутскому району (Саратовская область), что расположен в южной части Левобережья, на северной окраине Прикаспийской низменности, в бассейне реки Еруслан. История этих мест интересна и трагична. Это бывшая территория АССР немцев Поволжья. В 1762 и 1763 годах императрица Екатерина II пригласила жителей европейских стран переехать в Россию и поселиться на берегах реки Волги. На приглашение откликнулись тысячи жителей из немецких государств и других стран Европы. Одной из главных задач новых жителей стало развитие земледелия.
Немецкие переселенцы привезли с собой с родины плуг, косу, деревянную молотилку. Эти инструменты ранее почти не использовались в России и значительно расширили количество возделываемых культур.
В этом районе немецкие села соседствовали с русскими.
И сейчас сохранились эти деревни, храмы — католические и православные. Это очень красивые здания, и эта красота строилась без кранов, без техники. Многие храмы разрушаются, от некоторых вообще остались только фасады.
Логиновка – Нижний Еруслан
Одно из самых ярких впечатлений — село Логиновка. Лежит оно в 120 километрах от Саратова и в 10 километрах от Красного Кута. До революции это был Нижний Еруслан. Село было русским. В нём имелись земская и церковно-приходская школы. Работали восемь ветряных мельниц, кирпичный завод.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Печальным памятником минувших дней является местная церковь Казанской иконы Божией Матери. Она удивляет своей необычной архитектурой (псевдорусский стиль). Сюда съезжались венчаться со всего уезда, даже из тех мест, где были свои церкви. Вот как церковь выглядела раньше.
Вот что от неё осталось.
Построили храм в 1857 году. Сейчас он безвозвратно разрушается. В народе церковь называют Пизанской башней Саратовской области. На снимке хорошо видно, за что храм получил такое название.
Что в нём особенно необычно? Мозаичная кладка кирпича! На Руси такой приём почти не использовали в отделке.
Мозаичная (баварская) кладка кирпича
Что такое мозаичная кладка? По другому её называют баварской. Дело не столько в кладке, а в цвете кирпича. При обжиге в обычных печах часто получался кирпич разного цвета. Это зависело от температуры обжига. Тот кирпич, что находился ближе к огню часто получался темнее по тону. Его даже считали браком. Впервые технологию употребления разноцветного кирпича применили в Баварии, отсюда и название кладки. Дело в том, что кирпичи разного цвета использовали вперемешку. Создавалось впечатление декоративной стены.
Мозаичная (баварская) кладка хорошо видна на стенах церкви.
Понятно, почему при строительстве церкви в Логиновки применили такую обкладку церкви? Буквально через через речку жили немцы. Такая кладка часто встречалась в немецких колониях Поволжья.
История храма Казанской иконы Божией Матери в селе Логиновка
История этого храма не отличается от многих других, к сожалению, безвозвратно утраченных. Изначально церковь была деревянной. Стараниями жителя села Парфёна Яковлевича Голиенко её обложили кирпичом. П.Я.Голиенко был героем русско-турецкой войны, награждён тремя Георгиевскими крестами, отличился в боях на Шипке. Но полностью завершить работы не удалось из-за начала Первой мировой, а затем Гражданской войны.
Что ожидать от красных? Разграбления и превращение церкви в казармы. В годы Отечественной войны в ней жили немцы, взятые в плен под Сталинградом. Ну а после войны и до 1980-х годов здание принадлежало местной пекарне, в нём размещались зерновой и продовольственный склады.
По рассказам старожилов, в храме были удивительной красоты иконостас и фрески, редкие для глухой заволжской провинции.
Сегодня здание, на стенах которого хорошо сохранились росписи с ликами святых и библейскими сюжетами, восстановлению уже не подлежит.
Мы решили разместить небольшой репортаж очевидцев о храме как память о нём.
Автор заметки – Дина Луничкина, член экипажа путешественников Луничкиных. На нашем сайте найдёте замечательный репортаж Дины о городе Хвалынск и музее Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
1) Эта церковь в Логиновке – третья, а заложена она была 26 июля 1909 года на 6 метров севернее старой деревянной.
Жители хотели просторную каменную церковь, поскольку старая церковь, построенная более 50 лет назад, была тесна и обветшала. Но грунт оказался слаб, и общество решило построить деревянную церковь, обложенную кирпичом, той же вместимости – 1800 человек. Проект подготовил Саратовский епархиальный архитектор Алексей Маркович Салько. Строительство продолжалось до 1913 года, 13 декабря благочинным в сослужении местного духовенства был освящен главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери.
2) Москва – большой город, и потому все церкви там – каменные. Как смогли крестьяне найти деревянную церковь в белокаменной Москве?
3) Церковь была полностью построена в соответствии с проектом, принята архитектором Салько, освящена – и Первая Мировая война никому не помешала, потому что больше никто ничего обкладывать не собирался. Она так спроектирована была: комбинированная, деревянная, обложенная до куполов кирпичом.
4) Материал старой деревянной церкви после освящения новой продали жителям Митрофановки, которые вознамерились строить новую церковь
5) В перечне крестьян, которым было объявлено архипастырское благословение, никакого Парфена Яковлевича Гопиенко нет. Совсем. То есть никаких стараний по строительству церкви он не принимал.