Вильнюс Храмы . Исследовав Верхний замок, Улицу Пилес, Нижний замок и старый город, мы продолжаем знакомство с Вильнюсом. Столица Литвы напоминает палимпсест – старинную рукопись, где под текстом проступают следы более ранней записи. Ещё она похожа на pachwork – рукоделие из цветных лоскутков – яркое, праздничное, разнообразное.
Костелы и церкви то и дело перемежаются с гражданскими домами, и последние соперничают друг с другом, а то и создают гармоничный, спевшийся в унисон ансамбль.
Парадоксально расположение Вильнюса – он и столица, и пограничный город. Во времена ВКЛ он находился на западе, у границы с крестоносцами. Потом был на востоке Речи Посполитой, знаменуя центр католической цивилизации на границе Русских земель. И сегодня он самая пограничная столица – до границы с Белоруссией – 30 км.
Наверное, наивно обращать внимание на такие мелочи, но мне, жительнице средней полосы, показалось потешным ставить горшки с цветами не внутри, а снаружи окна.
Вильнюс Храмы . Мы идём по улице Доминиканцев. Domini canes (лат.) – псы Господни. Со средних веков Вильнюс находился на границе католической и православной веры. Эти две формы христианства и сейчас сосуществуют и, в некотором смысле, пронизывают друг друга. Мы подходим к доминиканскому монастырю
и костёлу святого Духа, внешний вид которого удалось снять только с этого неудачного ракурса. Заходим внутрь…
и понимаем, почему он назван наряднейшим храмом Вильнюса. Это один из самых ценных интерьеров Литвы. Считается, что храм на этом месте стоял ещё во времена Гедимина. В 1501 Александр Ягеллон передал его доминиканскому ордену. Интерьер в стиле рококо был создан в 1770, хотя стены собора построены в конце XVII века.
На сводах купола – необарочная композиция – Апофеоз Святого Духа.
В костёле 16 алтарей, создающих гармоничную композицию вместе с амвоном и исповедальней.
45 картин костёла включены в список особо охраняемых художественных памятников. Храм украшен искусственным цветным мрамором.
К сожалению, нет фотографии органа костёла, единственного сохранившегося в Литве музыкального инструмента XVIII века.
Внешне собор довольно скромен, зато его купол высотой 51 метр виден с улиц Старого города.
Выйдя из храма, поражённые великолепием его интерьера, мы бредём по улице, боясь поднять глаза, чтобы взгляд, случайно на натолкнулся на безликую современную коробку, чтобы подольше сохранить, удержать сильное эстетическое впечатление. Вильнюс нас не подводит.
Старый город сохранил средневековую сеть городских улиц- кривых, узких, часто выводящих к храму или площади. Вот, например, площадь. Именно ПЛОЩАДЬ!
Она такая узкая, что развернуться с камерой там не было никакой возможности, хотя и очень хотелось взять её в объектив целиком, ведь здесь сходятся аж… 6 улиц!!! Вот эта называется Стиклю, на ней жили стекольщики – слободами, как сказали бы у нас, а на западе – кварталами, объединяясь по профессиональному признаку.
Мы без устали бродили по очаровательным улочкам города, старались взять в объектив и увезти с собой как можно больше частичек Вильнюса.
Вильнюс Храмы . Дошли и до кафедрального собора Успения Пречистой Божией Матери (Пречистенский)- главный православный храм Литвы. Первую церковь на этом месте построила жена великого князя Ольгерда, мать великого князя Ягайлы – княгиня Ульяна Тверская в XIV веке. Такой грузинский купол появился у Пречистенской церкви в XIX веке.
А это дворик гостиницы Мавге. Кажется, что в ней особенного, но иногда совсем не понятно, почему та или иная панорама привлечёт взгляд, хочется остановиться, полюбоваться, да и «щёлкнуть» на память.
Вот ещё святыни католической Литвы – Костёл святой Анны и костёл св.Франциска Ассизского отцов-бернардинцев.
Вильнюс Храмы . Святая Анна – один из самых знаменитых памятников Вильнюса, шедевр поздней “пламенеющей” готики конца XV века.
Вот как специалисты пытаются описать, передать сухими терминами воистину божественную архитектуру храма: “самое ценное в здании – симметричный лёгкий фасад, увенчанный элегантными башенками с металлическими крестами.
Пластика фасада решена пилястрами, угловыми колонками, несколькими типами арок (лучковые, стрельчатые, полуциркульные). Заострённость форм, характерная для готики, устремлённость ввысь символизирует вечный порыв души человека к Богу. Интересно пространственное решение фасада с разноплановым (одни ближе к зрителю, другие – дальше) размещением элементов.
В оформлении костёла использованы фигурные кирпичи 33 видов. Боковые фасады тоже сложные, с контрфорсами, стрельчатыми окнами.”
Конечно, так оно и есть. Но попробуйте прочитать этот отрывок, не видя здание целиком. Разве тронут душу “пилястры, угловые колонки, разные арки”? Я больше согласна с Наполеоном, который вряд ли описывал императрице его архитектурные достоинства. Император просто написал, что «если бы мог, то принёс бы его тебе на ладони».
Интерьер костёла несравним с его фантастической, неожиданной внешностью. “Пламенеющая готика” – не найти более точного названия, весь ансамбль напоминает гигантский, завораживающий костёр. Алтарь в стиле барокко кажется чужим внутри храма, над которым нависают рёбра
аскетических готических сводов. Чтобы снять интерьеры мы ждали долго – шла служба. Наконец, дождавшись окончания мессы, мы зашли, и только успели сделать несколько снимков –
как погасили свет и костёл закрылся.
Вильнюс Храмы . Рядышком со святой Анной – костёл Бернардинцев – один из самых больших готических храмов, который в XVII-XVIII веках приобрёл черты ренессанса и барокко.
Первоначально монастырь францисканцев (это его двор)
был построен на стыке XV-XVI веков. Земли им выделил король Казимир, деньги – Радзивиллы. Типичный для ВКЛ храм оборонного типа-с 4 башнями, под кровлей – галерея с бойницами для стрельбы.
Впечатляют размеры храма – длина 42 метра, ширина -2 4метра, высота-19 метров. В нём захоронения некоторых известных литовских вельмож – в т.ч. Радзивилла. В храме 11(!!!) деревянных алтарей и амвон относятся к стилю позднего барокко.
И ещё одна улица старого Вильнюса. Приглашает войти, рассмотреть, задержаться.
Но уже темнеет, а хотелось ещё взглянуть на костёл святого Архангела Михаила
– единственный в Вильнюсе ренессансный архитектурный ансамбль. Сейчас – музей церковного наследия. Костёл заложил в конце XVI века канцлер ВКЛ Лев Сапега. Во времена же царя Алексея Михайловича Тишайшего, государево войско сожгло храм, но вскоре он был восстановлен вновь.
Толпа туристов уныло и устало прошла мимо нас вслед за гидом, послушно вертя головами направо и налево и мы возрадовались, что принадлежим к категории диких, а не организованных туристов! (Вон они, бедненькие, организованные, вдалеке)
Нас не ведут, мы сами идём! На этот раз – по улице Бернардинцев – одной из самых туристических, как говорил путеводитель (и, наверное, тот гид).
Эта улица полна всяких диковинок. Например, простенький на вид домик хранит в себе такую историю, которая даже не может прятаться под штукатуркой – проступает в зондаже наружу!
Замурованные в стену чайнички дома в том самом месте, где улица Бернардинцев вливается в площадь выглядят очень симпатично – реклама чайного магазина. (Кому то, наверное, чай заваривать было не во что, вот и стибрили несколько)
На одном из них даже нарисована карта Вильнюса – что бы всякие любопытствующие не заблудились!
Наша прогулка по Вильнюсу пришлась на субботу. Как и везде, в этот день мы встречали очень много молодожёнов, некоторые костёлы были убраны к свадебной церемонии.
Они как нельзя лучше подходили друг к другу – молодые, счастливые пары и погожий Вильнюс, вся архитектура которого похожа на торжественно убранный огромный зал для свадебного бала. В нём хотелось кружиться и танцевать. Танцевать красиво, ритмично, выполняя множество элегантных па. Сразу пришло на ум выражение Эдгара Дега, который однажды сказал о серии своих картин, изображающих танцовщиц: “Из этих отдельных, разрозненный движений, никогда не получится танца. Но танца не будет и без них”.
День подошёл к концу, пора было уже и закругляться. На сегодня и ещё кадр – барочный костёл Всех Святых.
И у нас ещё одни день в Вильнюсе, о котором будет досказано в следующих частях “Два дня в Вильнюсе. Университет” и “Два дня в Вильнюсе. Прощальный взгляд”.