“Лики модерна” – название выставки, которая проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. На рубеже XIX – XXвеков модерном “заболела” вся Европа. И как никакое другое направление в искусстве, “болезнь” в разных странах приобрела особые черты и совершенно разные названия. Во Франции она известна как ар-нуво, в Австро-Венгрии – сецессион, в Германии – югендстиль, в Италии – либерти, в России – модерн. Стиль захватил все виды изобразительного искусства – монументальное, станковую живопись и декоративно-прикладное искусство.
Показ “Лики модерна” в ГТГ довольно камерный. На выставке представлены несколько работ русских символистов и афиши начала ХХ века. Отдельный раздел посвятили художнику Денисову.
Если вам удобнее смотреть ролик, загрузила его на youtube.
Афиши и рекламные плакаты
На рубеже XIX – XX веков многие художники, в том числе и знаменитые, создавали различные плакаты и афиши.
Книгоиздательские, коммерческие, выставочные и театральные плакаты были призваны не только отражать суть события. Они должны были привлекать внимание зрителя. Стиль модерн проник и в этот вид графического искусства. Мастера создавали замечательные плакаты. Конечно, в первую очередь афиши несли утилитарную функцию. Они должны были рассказать публике о предстоящем событии. Сейчас же мы рассматриваем их как произведения искусства.
Мне особенно понравились рекламные плакаты подписок на журнал “Нива” начала ХХ века. Создавали их разные художники, но всегда работали в стилистике издания. Представляю два плаката Елены Самокиш-Судковской
и Ивана Горюшкина-Сорокопудова.
На выставке показали около десятка подобных плакатов за разные годы!
Из всего полиграфического материала выставки покажу ещё фрагмент рекламы благотворительного базара. Он проходил под патронажем Её Императорского Высочества Великой княгини Марии Павловны. Благотворительный базар проходил в залах московского Дворянского собрания. Неизвестный художник выполнил проспект в билибинском стиле.
Любителям автомобилей напомню о международной автомобильной выставке в Москве 1908 года. Дамы тогда и помыслить не могли о том, чтобы оказаться за рулём!
Лики модерна. Живопись
Из всех имён художников, чьи полотна можно видеть на выставке “Лики модерна”, Александру Головину уделено больше всего внимания. Люблю Головина! Непременно задерживаюсь у его работ на постоянной экспозиции. Не буду дублировать картины, которые можно увидеть в зале ГТГ. Представлю интересное декоративное панно “Болотная заросль”, выполненная в год великих потрясений в стране.
Настоящим открытием для меня стало имя Фёдора Владимировича Боткина.
Фёдор Боткин
Фёдора Боткина едва знали при его жизни и почти не знают сейчас. Художник не дожил и до 45 лет. Умер он близ Парижа, где и похоронен.
Боткин – выходец из купеческой семьи. Он никогда не нуждался в средствах. Скорее всего, он продолжил бы торговое дело предков. Но в 26 лет Фёдор Владимирович приехал в Италию. Итальянское искусство произвело на молодого человека столь сильное впечатление, что он стал учиться живописи. Вскоре Фёдор Боткин переехал в Париж. На его манеру сильно повлияла группа художников Наби и Морис Дени.
В Париже художник сблизился с Иваном Щукиным. Говорят, что именно Боткин и Щукин, младший брат Сергея Ивановича Щукина, открыли коллекционеру французских импрессионистов.
Творческий путь Фёдора Владимировича Боткина оказался слишком короток. В начале ХХ века его настигло наследственное заболевание и он окончил свои дни в клинике для душевнобольных.
Несколько его работ привёз в Россию брат художника, Михаил Боткин. Две из них приобрели для собрания Государственной Третьяковской галереи.
Василий Денисов на выставке “Лики модерна”
Ещё одно открытие на выставке “Лики модерна” – это имя Василия Ивановича Денисова. В отдельном зале устроители выставки показали несколько эскизов мастера. На стенде можно прочитать о творческом пути мастера. С ним, как и с Фёдором Боткиным, произошла метаморфоза. Из музыканта Денисов превратился в художника. Мастер много работал в театре, создавал декоративные панно.
В живописный раздел выставки включили большое панно В.Денисова “Грех”.
На нём не сразу замечаешь первородных грешников, укрывшихся в завитке змеиного хвоста.
Вариант эскиза к композиции “Грех” посетители видят в зале, посвящённом Василию Ивановичу Денисову.
На выставке “Лики модерна” несколькими работами представлено творчество Константина Богаевского.
Этой работой завершу обзор небольшой выставки в любимой Третьяковской галерее.
Любителям искусства на заметку
Полагаю, уважаемые читатели, что вы тоже не ровно дышите к восхитительному стилю модерн. Предлагаю короткий ролик. Я смонтировала и озвучила его, используя снимки фрагментов зданий, которые мы видели в Вене, Риге, Париже, Хайдельберге, Москве и румынском городе Орадя.
В наших репортажах о музеях и коллекциях мы обращаем внимание и на вполне прозаические вещи. Например, как добраться до музея, где купить билет, какой маршрут выбрать для осмотра, в каких уголках музейных залов затаились редкие диковинки.
- Третьяковка для чайников.
- Московский Кремль. Смотреть и видеть.
- Билеты в Кремль с экскурсией и без.
- Алмазный фонд. Билеты. Где и как купить.
- Пушкинский музей. Что посмотреть.
- Бородинская панорама. Экскурсии и билеты.
- Дворец Алексея Михайловича. Стоит ли идти.
***
Наши репортажи о московских выставках найдёте в разделе “Искусство”.
Лейденская коллекция.
Томас Гейнсборо.
Передвижники и импрессионисты.
Романтизм России и Германии.
Выставка коллекции Щукиных.
Ювелирная выставка ГОХРАНА в Историческом музее.