Рига модерн. Из Полоцка, где мы остановились на ночь дорога наша лежала дальше, на север, точнее, на северо-запад.
Для городского глаза любая зверушка привлекает, но лоси……(!!!!) утром промышляющие на поле- настоящая экзотика!
Знакомство с Ригой мы началось с улицы Сколас, на которой была расположена наша гостиница “Лайне”и первые рижские снимки были сделаны неподалёку. Мне особенно понравился этот дом с необычным клиновидным основанием эркера- в противовес остроугольной крыше.
За углом – на улице Кришенисе Валдемара заметили не совсем обычный для центра столицы перепад высоты и контраст материала. На противоположной стороне этой же улицы – контраст цвета и игра деталей.
К старине относятся очень бережно. Реконструкция даёт новую, ещё более интересную жизнь зданиям, например, этому, Дзирнаву, 37.
Рига модерн. Угол Иерусалимской и Елизаветинской отмечен строгим но не без изысков домом- несколько балконов, арочные окна в центре и уже глаз задерживается.
Но всё это было только прелюдией, подготовкой к настоящему рижскому чуду- яркому, праздничному, завораживающему!
Елизаветинская 33 – один из нескольких зданий, построенный М.О.Эйзенштейном- отцом знамитого режисёра в стиле Историзма не без элеметов модерна. Декор демонстрирует так называемую боязнь пустого пространства, как тогда характеризовали исторический романтизм.
Два года спустя, в 1903, Михаил Осипович Эйзенштейн увлекается символизмом, стилем, который не имеет ни начала, ни конца.
Самое завораживающее в этом здании – лицо молодой женщины на аттике- любимая деталь архитектора, выражение загадочности женской природы как символ невидимого, скрытого содержания. А рядом- ужасный бесполый маскорон-такое соседство ещё более подчёркивает красоту и изнеженность женского лица.
Интересно, что первоначально декор здания 10б выглядел немного по другому- некоторые детали были утрачены в позднейших перестройках и замены другими, но это можно заметить только разглядывая старые открытки.
В целом немного драматичное настроение декора соседнего, 10а здания
Эйзенштейн великолепно оживил наивной фигурой солнышка в нижней части балкона. (каюсь, солнышко было обнаружено в книге о рижском модерне, и только потом с трудом замечено на собственном снимке)
Такие гротескные элементы- гримасничающие маскароны соотносит манеру Эйзенштейна с маньеризмом.
Рига модерн. Если искать модерн в Риге, то в первую очередь нужно отправляться на улицу Альберта. Так мы и сделали, шли по улице Антониас, где задержались у дома № 8.
В то же время когда творил Эйзенштейн в 1903 Константин Пекшенс ищет вдохновения совсем в другом декоративном элементе.
Пластически очень выразительные, серьёзные, но совсем не страшные дракончики стерегут главный вход в здание.
По соседству- дом № 6, в отличие от гладкого фасада дома № 8 привлекает обилием деталей- руст до самого верха. Чёткое горизонтальное деление дома, арочные проёмы окон, на этой улице это здание явно доминирует.
Угол Антонияс и Альберта отмечен ещё одним красавчиком, хотя для Риги он вполне обыкновенный, а со стороны улицы Антонияс даже очень симпатичный – с пузатеньким балконом и арочными окнами верхних этажей, поделёнными колоннами.
Концентрация модерна на улице Альберта достигла критической отметки. Каждый дом на ней – монументальное произведение искусства. Хотя, кое-что подзапущено, но совсем не мешает любоваться стилем. Дом.2а по ул. Альберта, построенный тем же М.Эйзенштейном, в путеводителях выглядит не таким обшарпанным.
Жилой дом Богуславского, мемориальная доска на котором говорит о том, что в начале 20 века здесь жил британский философ Изиан Берлин. Верхний ярус здания имеет ложные окна, стёкол там и не должно быть!
Многоликости модерна можно удивляться бесконечно, особенно когда его создаёт гений. М.Эйзейнштейн и сам жил на этой улице.То же овальное окно, как и на Елизаветинской 10а, но совсем в другом окружении. Здесь оно осевой, смысловой и зрительный центр,
объединяет и держит все детали. А окна верхнего этажа как будто выросли из центрального овала поддерживают его доминанту. Архитектор верен себе и стилю – как же без женского лица и маскаронов? Здесь- ненавязчиво и тактично.
Это тоже Эйзейнштейн. Немного реставрации, чуть осветлить краску
и выделить детали контрастной и он составит достойную конкуренцию!
Количество модерна Эйзенштейна на одной улице не даёт возможности опомниться. Неоднородность и богатство стиля позволило мастеру создать свои шедевры. С другой стороны, был бы рижский модерн таким ярким, ослепляющим и колоритным без Михаила Осиповича Эйзенштейна?
Рижский модерн может быть и другим. Сдержанным и строгим, несомненно доказывающим, что эффект может быть достигнут и совсем другими, весьма лаконичными средствами. Э.Лаубе широко использует материалы различной текстуры. Дом 11.
И как без единства формы и содержания! Как нельзя кстати на шторках в окне стилизованные человечки гордо шагают на рыбалку.
Соседний дом – 9, своим рождением обязан К.Пекшенсу. Он как связующее звено между модерном и историзмом, больше тяготеющий к последнему. Но одна деталь – лоджии – и уже модерн!
Вся архитектура М.Эйзенштейна чрезвычайно экспрессивна, но кульминация его таланта – дом 13.
Наверное, нет ни одной детали, ни одного архитектурного приёма, который мастер здесь не использовал. Но перегруженности и излишества совсем не чувствуется, здесь ничего нельзя убрать без ущерба общей композиции.
Рассматривать здание можно подолгу – любоваться мельчайшими деталями декора, дивиться разнообразию составляющих фасада,
или отойти подальше, что бы глаз охватил всё здание целиком, и сердце забилось от восторга и восхищения!
И здесь же перевести взгляд на соседнее, тоже угловое здание! Противовесом и оппонентом завершает оно ансамбль ул.Альберта.
К.Пекшенс и Э.Лаубе в четыре руки создали свой шедевр и К.Пекшенс был владельцем этого жилого дома.
Рижская симфония модерна с новой силой зазвучала на улице Стрелниеку. На этот раз акцент поставлен на контрасте размера и пластических элементов, противопоставлении объёмного и плоскостного,
стилизованного и реально изображённого. Построенный Эйзенштейном для частной школы Матусова в 1905г занял достойное место в коллекции удивительной, своеобразной и неповторимой рижской архитектуры.
Панорама ул.Стрелниеку с домами – жемчужинами модерна -они как бусины на роскошном ожерелье модницы.
Все 3 дня, что мы были в Риге снег валил как из ведра. Сначала выпала месячная норма осадков.Потом нам сказали, что такого снегопада лет 20 уже не было. А потом выяснилось, что это 2-ой раз за всю историю метеонаблюдений! Такое гостеприимство не помешало нам , как завороженным, пробираться по сугробам и собирать частички Риги на наши карты памяти. Недостатка в экспонатах не было. На бульваре Калпака мы обнаружили гирлянду великолепных особняков.
Этот напоминал крепость-замок сюзерена и только окна и балконы выдавали его утилитарное назначение.
В большинстве этих особнячков устроились посольства. В этом – Нэзалэжной:
А в этом – так и хочется сказать – русское, но Борис Николаевич ( который Ельцин) велел говорить россиянское. Даже решётка ограды вторила общей композиции. Историзм в малоэтажных зданиях выглядит по особенному торжественно.
Не посрамил общей гамме застройки улицы и эта гостиничка (Gallery Park Hotel), кокетливо спрятавшаяся за заснеженными деревьями.
Бульвар Райниса д.1- как кольцом опоясан полукруглой балюстрадой, которая продолжает горизонтальное деление дома.
И хоть зима- не время любоваться парками и скверами, их в Риге множество. Островками и архипелагами они прочно обосновались здесь.
Раскинули свои руки- ветви и сроднились, срослись, вжились в городскую застройку оживляя и обрамляя её.
Пройти мимо здания театра и не заметить его никак нельзя. Национальный театр на бульваре Кронвалда когда то был Русским театром. Здесь перед своим отъездом в Париж здесь пел Фёдор Иванович Шаляпин.
“Во всём мире нашёл я только 3 театра- в Болгарии, Каунасе и Риге. В них бьётся сердце, есть горение, священный огонь. Это потому, что в этих трёх местах театр создаётся…Здесь я чувствую подлинный священный трепет искусства.” Так сказал сам Великий Шаляпин во время своего последнего приезда в Ригу в 1934 году.
“Жаль мне лишь одного – что я не успел как следует осмотреть и объездить Ригу”
– признавался певец, который мечтал уехать вовсе не в Париж, а в Латвию.
Маэстро можно понять. Рига- колдунья, приворот- трава. Однажды увидев забыть невозможно!
Продолжение в следующей части:“Рига. Город женского рода.”.
Отличная экскурсия!! Были почти одновременно с Вами в прошлом году в этом красивом городе. И кстати, жили в том же отеле. Жаль, не побродили по этим улицам с таким уровнем подготовки.
Придется распечатать эту лекцию и ехать снова 🙂
ЗЫ. С удовольствием читаю Вас на авто.ру.
“Зеленый Горошек”