Рига в свете и с высоты птичьего полёта. Окончание. Предыдущая часть в репортаже “Прогулки по старой Риге”.
В вечернем освещении Рига была ещё красивее! Новогодняя иллюминация просто завораживала, особенно очаровательно выглядели петушки, взлетевшие на верхушки ёлочек!
Мы прошли по центральным улицам, что бы ещё раз полюбоваться городом, который осветили тысячами ламп!
По пути заметили здание французского посольства:
Памятник Свободы, наравне с башнями соборов является доминантой города, в вечернее время представляет собой сияющий обелиск:
9-метровая скульптура Свободы стоит на 42-метровой колонне. Любоваться мы им можем благодаря Карлису Зале- создателю и Вере Мухиной, можно сказать спасительнице. Когда монументу грозила гибель, “как идеологически невыдержанному”, Вера Игнатьевна, которая, кстати, родилась в Риге, горой стала за символ Латвии и отстояла его.
А какой сувенир из Риги самый популярный? Конечно, Рижский чёрный бальзам! Где его купить? Где угодно! Но лучше – в магазине. Там, где торгуют сувенирами, он раза в 2, как минимум, дороже, чем в обыкновенном супермаркете или винном. Вот такая табличка и приведёт вас к правильному месту покупки:
“НАСТОЯЩИЙ РИЖСКИЙ КУНЦЕНСКИЙ ТРАВНЫЙ БАЛЬЗАМ”- гласит эта надпись. Но кто бы мог подумать, что возникновение этого бальзама связано с именем Государыни Екатерины II, а изготовил его еврей-лекарь Абрахам Кунце.
Во время пребывания Её Величества в Риге, случилось почувствовать недомогание – боли в животе. Вызвали лекаря, который приготовил настой из трав и кореньев, глотнув который Екатерина Алексеевна почувствовала облегчение. Так и пила она настойку всю ночь, а утром вновь послали за аптекарем. Он явился перед Её светлые очи ни жив ни мёртв, а Императрица его наградила и рецепт бальзама повелела узнать.
И вот уже почти 250 лет люди с благодарностью вспоминают Кунце и наслаждаются его волшебным настоем. В зимнее время, наряду с горячим глинтвейном, насладиться ароматом рижского чёрного бальзама можно в любом заведении и вне его – прямо на улице, из термоса вам плеснут горячего сока с добавлением бальзама – ароматный, согревающий напиток очень кстати зимой.
Дыхание праздника в городе чувствуется везде. Меня тронули украшения подоконников, где вместо петуний и бархатцев “растут” еловые ветки:
В свете фонарей город выглядел просто волшебно. Напоминающее замок сюзерена здание Малой Гильдии вечером выглядит гораздо эффектнее:
Улица Меистару и вовсе похожа на сказочный пряничный городок из шкатулки:
Русский театр светится как будто бы изнутри, как на полотнах Рембрандта, когда источник света остаётся за кадром, хотя и играет главную роль в ослепительном спектакле, который Рига даёт по вечерам.
Весь город окутан паутиной миниатюрных ламп, как будто Рига, истинная lady, жеманно накинула на себя тончайшую вуаль света. Она – и не она, узнаваема, но совсем другая!
Она не торопится снять вечерний макияж, чтобы окончательно приворожить, влюбить в себя, доказать, что она – уникальна, единственна, неповторима!
Рига в свете… Даже у самой длинной сказки есть конец, особенно, если она рассказана на ночь. Мы оставляем вечернюю Ригу в её новогоднем туалете, что бы увидеть её другую – едва проснувшуюся, ещё сонную, но уже готовую вновь удивлять и восхищать.
Среди уникальных объектов в городе значится телебашня, самая высокая в Евросоюзе и последнее советское сооружение в Латвии. Высота её 368метров и она уступает в высоте только своей старшей сестре, прописавшейся в Останкино. Сделана она из уникального сплава, специально для рижской телебашни разработанного в Киеве. Расчетная стоимость была – 22 млн. рублей, но зная прижимистую натуру Косыгина, 4 млн. убрали, когда проект представили на утверждение. Глава Кабинета министров без объяснения причин срезал ещё 8. На оставшиеся деньги построить телебашню было невозможно. Но тем не менее работы начались. И выход нашёлся – решили разделить работы на две очереди с двумя сметами. Так в 1989 году башня, рассчитанная на 250 лет эксплуатации вступила в строй. Кстати, техническая экспертиза предусмотрена только через 150 лет. Но техосмотр отнюдь не пущен на самотёк. Каждые пять лет проверяется, нет ли отклонений по вертикали.
Телебашня способна вынести землетрясение в 7,5 баллов, не страшен ей и мороз ниже минус 35, а отклонение верхушки составляет всего 20см при скорости ветра 44 метра в секунду (что вряд ли случится в этих широтах). Есть на башне и смотровые площадки, опять же не фунциклирующие по случаю праздников. Панорамой города мы любовались с церкви Петра. Но сначала заехали посмотреть на ещё одно советское сооружение в народе именуемое Домом колхозника. Хотя за свою более чем 60-летнюю историю научным
сельскохозяйственным центром здание было лишь в стадии строительства. Настали другие времена и в 1957 году первый рижский небоскрёб стал Академией наук. Монументальный памятник сталинской эпохи. Говорят, здание нуждается в реставрации, денег на которую нет и не предвидится. Но туристам внутрь нельзя. Да уж, “совок” неистребим.
Так случилось, что первая рижская высотка стоит рядом с самым высоким деревянным строением в Латвии. Церковь Иисуса, начала 19 века имеет 37-метровую трехъярусную башню. Фридрих Брейткрейц построил церковь в виде восьмиугольника на восьмиугольной площади.
Даже на этом снимке заметен необычный восьмиугольный план храма.
Совсем рядом ещё одна церковь, Благовещенская, православная.
Мы возвращаемся в старый город, чтобы наконец осуществить то, что планировали и предвкушали в течении всех трёх дней, пока были в Риге – зайти в церковь Петра, подняться на её башню и полюбоваться панорамой города. А заодно и вспомнить историю этого знаменитого храма.
Построенная в 1209 году, церковь святого Петра – главное сакральное строение Риги. И удивительно то, что за свою более чем семи вековую историю никогда не был в собственности церкви, он принадлежал городу, его жителям.
Церковь служила горожанам верой и правдой.
И даже, однажды, в 1297 году пожертвовала своей башней, чтобы помочь жителям в борьбе с Орденом меченосцев. Горожане разобрали башню, чтобы с её платформы бомбардировать из катапульт орденские укрепления.
Интересно, что самая внушительная часть церкви, её башня, оказалась самой уязвимой. Не сосчитать точно, сколько раз она горела и разрушалась. В 1721 году в неё ударила молния, вспыхнул пожар, потушить который не помогло даже личное участие Петра I. (Огонь не признаёт титулов и званий).
Наконец, в 1746 году башня была отстроена и стала самой высокой и самой элегантной во всей Европе.
В таком виде она и просуществовала до 1941 года и была разрушена в результате артобстрела города. Фашистами. Так говорили во времена Союза.
Но когда Латвия стала независимой, появились спекуляции по этому поводу, в некоторых публикациях утверждалось, что это сделали русские. Конец полемике был положен неожиданно и случайно. В Германии вышли воспоминания немецкого лейтенанта, который рассказывал, что стреляли они из Задвинья и с четвёртого выстрела он поразил башню.
Потом, на долгие годы, до 1965 года, в центре Риги прописались руины церкви. А импульсом к восстановлению стала статья в австрийском журнале с фотографией руин храма и подписью: “Это- последние руины в центре Риги. Когда здание будет восстановлено?”
Восстановительные работы продолжались до 1973 года. Зато башня собора на несколько метров “подросла”- стала 124 метра. И изготовлена уже не из дерева, а из металла.
И ещё одна забавная история связана с петушком на шпиле башни. По существующей традиции, автор проекта должен забраться на петушка, выпить шампанское и сбросить стакан вниз. Что и было сделано в 1746 году архитектором Йоханом Вилборном. Удивительно, но стакан не разбился, видимо, угодил на чей-то сеновал, каких в середине 18 века было предостаточно даже в центре города. Долгое время сосуд хранился в музее истории Риги, а во время войны исчез.
Рижским экскурсоводам (и не рижским тоже) фантазии не занимать. Они рассказывают, что и в 1973 Петерис Саулитис, архитектор, карабкался наверх. Враки. На петушка забирался сам Владимир Ильич Каупуж, тогдашний министр рижской культуры. Только не на башню, а когда петушок был на земле, перед тем, как его позолотили.
Этот петушок своё уже откукарекал, сейчас он хранится в экспозиции церкви святого Петра.
Интерьер собора я сняла через стекло, шли приготовления к службе и праздношатающимся вход туда был заказан.
Да, и ещё одно изменение в конструкции башни на руку ленивым посетителям собора – внутри вмонтирован лифт, поэтому подняться на неё не составляет большого труда. Всё удовольствие стоит 3 лата (180 рублей на одного). Оборудованы две смотровые площадки, на высоте 56 метров, и 71. Но туристов поднимают на самый верх, промежуточной остановки не предусмотрено. Вот что мы увидели:
Оторваться от такой красоты было непросто. Кажется, моя карта памяти хранила уже не просто каждую улицу, но и каждый дом старого города. Но напоследок хотелось прихватить ещё капельку, ещё кусочек, ещё одну частичку Риги :
“У всех моих песен есть один неизменный соавтор. Это Рига: моя жизнь, мой мир, моя любовь. За всё, что я уже написал и ещё напишу, бесконечно благодарен ей,”- говорит о столице Латвии Раймонд Паулс. А мы благодарны Риге за то, что она есть. За то, что она такая. За то, что она подарила нам необыкновенную встречу Нового, 2011 года! До свиданья, Рига! До скорого свидания!