Рига в свете и с высоты птичьего полёта

0
341
Рига в свете

Рига в свете и с высоты птичьего полёта. Окончание. Предыдущая часть в репортаже “Прогулки по старой Риге”.

В вечернем освещении Рига была ещё красивее! Новогодняя иллюминация просто завораживала, особенно очаровательно выглядели петушки, взлетевшие на верхушки ёлочек!

Рига в свете
Рига в свете и с высоты птичьего полёта

Мы прошли по центральным улицам, что бы ещё раз полюбоваться городом, который осветили тысячами ламп!
По пути заметили здание французского посольства:
Рига в свете
Памятник Свободы,  наравне с башнями соборов является доминантой города, в вечернее время представляет собой сияющий обелиск:

Рига в свете
Рига в свете и с высоты птичьего полёта

9-метровая скульптура Свободы стоит на 42-метровой колонне. Любоваться мы им можем благодаря Карлису Зале- создателю и Вере Мухиной, можно сказать спасительнице. Когда монументу грозила гибель, “как идеологически невыдержанному”, Вера Игнатьевна, которая, кстати, родилась в Риге, горой стала за символ Латвии и отстояла его.

А какой сувенир из Риги самый популярный? Конечно, Рижский чёрный бальзам! Где его купить? Где угодно! Но лучше – в магазине. Там, где торгуют сувенирами, он раза в 2, как минимум,  дороже, чем в обыкновенном супермаркете или винном.  Вот такая табличка и приведёт вас к правильному месту покупки:

“НАСТОЯЩИЙ РИЖСКИЙ КУНЦЕНСКИЙ ТРАВНЫЙ БАЛЬЗАМ”- гласит эта надпись. Но кто бы мог подумать, что возникновение этого бальзама связано с именем Государыни Екатерины II, а изготовил его еврей-лекарь Абрахам Кунце.
Во время пребывания Её Величества в Риге, случилось почувствовать недомогание – боли в животе. Вызвали лекаря, который приготовил настой из трав и кореньев, глотнув который Екатерина Алексеевна почувствовала облегчение. Так и пила она настойку всю ночь, а утром вновь послали за аптекарем. Он явился перед Её светлые очи ни жив ни мёртв, а Императрица его наградила и рецепт бальзама повелела узнать.

И вот уже почти 250 лет люди с благодарностью вспоминают Кунце и наслаждаются его волшебным настоем. В зимнее время, наряду с горячим глинтвейном, насладиться ароматом рижского чёрного бальзама можно в любом заведении и вне его – прямо на улице, из термоса вам плеснут горячего сока с добавлением бальзама – ароматный, согревающий напиток очень кстати зимой.
Дыхание праздника в городе чувствуется везде. Меня тронули украшения подоконников, где вместо петуний и бархатцев “растут” еловые ветки:

В свете фонарей город выглядел просто волшебно. Напоминающее замок сюзерена здание Малой Гильдии вечером выглядит гораздо эффектнее:
 
Улица Меистару и вовсе похожа на  сказочный пряничный городок из шкатулки:

Рига в свете и с высоты птичьего полёта

Русский театр светится как будто бы изнутри, как на полотнах Рембрандта, когда источник света остаётся за кадром, хотя и играет главную роль в ослепительном спектакле, который Рига даёт по вечерам.
 
Весь город окутан паутиной миниатюрных ламп, как будто Рига, истинная lady,  жеманно накинула на себя  тончайшую вуаль света. Она – и не она, узнаваема, но совсем другая!

Рига в свете и с высоты птичьего полёта

Она не торопится снять вечерний макияж, чтобы окончательно приворожить, влюбить в себя, доказать, что она – уникальна, единственна, неповторима!

Рига в свете… Даже у самой длинной сказки есть конец, особенно, если она рассказана на ночь. Мы оставляем вечернюю Ригу в её новогоднем туалете, что бы увидеть её другую – едва проснувшуюся, ещё сонную,  но уже готовую вновь удивлять и восхищать.

Среди уникальных объектов в городе значится телебашня, самая высокая в Евросоюзе и последнее советское сооружение в Латвии. Высота её 368метров и она уступает в высоте только своей старшей сестре, прописавшейся в Останкино. Сделана она из уникального сплава, специально для рижской телебашни разработанного в Киеве. Расчетная стоимость была – 22 млн. рублей, но зная прижимистую натуру Косыгина, 4 млн. убрали, когда проект представили на утверждение. Глава Кабинета министров без объяснения причин срезал ещё 8. На оставшиеся деньги построить телебашню было невозможно. Но тем не менее работы начались. И выход нашёлся – решили разделить работы на две очереди с двумя сметами. Так в 1989 году башня, рассчитанная на 250 лет эксплуатации вступила в строй. Кстати, техническая экспертиза предусмотрена только через 150 лет. Но техосмотр отнюдь не пущен на самотёк. Каждые пять лет проверяется, нет ли отклонений по вертикали.

Телебашня способна вынести землетрясение в 7,5 баллов, не страшен ей и мороз ниже минус 35, а отклонение верхушки составляет всего 20см при скорости ветра 44 метра в секунду (что вряд ли случится в этих широтах). Есть на башне и смотровые площадки,  опять же не фунциклирующие по случаю праздников. Панорамой города мы любовались с церкви Петра. Но сначала  заехали посмотреть на ещё одно советское сооружение в народе именуемое Домом колхозника. Хотя за свою более чем 60-летнюю историю научным
сельскохозяйственным центром здание  было лишь в стадии строительства. Настали другие времена и в 1957 году первый рижский небоскрёб стал Академией наук. Монументальный памятник сталинской эпохи. Говорят, здание нуждается в реставрации, денег на которую нет и не предвидится. Но туристам внутрь нельзя. Да уж, “совок” неистребим.

Так случилось, что первая рижская высотка стоит рядом с самым высоким деревянным строением в Латвии. Церковь Иисуса, начала 19 века имеет 37-метровую трехъярусную башню. Фридрих Брейткрейц построил церковь в виде восьмиугольника на восьмиугольной площади.
Даже на этом снимке заметен необычный восьмиугольный план храма.
Совсем рядом ещё одна церковь, Благовещенская, православная.

Мы возвращаемся в старый город, чтобы наконец осуществить то, что планировали и предвкушали в течении всех трёх дней, пока были в Риге – зайти в церковь Петра, подняться на её башню и полюбоваться панорамой города. А заодно и вспомнить историю этого знаменитого храма.

Построенная в 1209 году, церковь святого Петра – главное сакральное строение Риги. И удивительно то, что за свою более чем семи вековую историю никогда не был в собственности церкви, он принадлежал городу, его жителям.

Церковь служила горожанам верой и правдой.

И даже, однажды, в 1297 году пожертвовала своей башней, чтобы помочь жителям в борьбе с Орденом меченосцев. Горожане разобрали башню, чтобы с её платформы бомбардировать из катапульт орденские укрепления.

Интересно, что самая внушительная часть церкви, её башня, оказалась самой уязвимой. Не сосчитать точно, сколько раз она горела и разрушалась. В 1721 году в неё ударила молния, вспыхнул пожар, потушить который не помогло даже личное участие Петра I. (Огонь не признаёт титулов и званий).
Наконец, в 1746 году башня была отстроена и стала самой высокой и самой элегантной во всей Европе.
В таком виде она и просуществовала до 1941 года и была разрушена в результате артобстрела города. Фашистами. Так говорили во времена Союза.

Но когда Латвия стала независимой, появились спекуляции по этому поводу, в некоторых публикациях утверждалось, что это сделали русские. Конец полемике был положен неожиданно и случайно. В Германии вышли воспоминания немецкого лейтенанта, который рассказывал, что стреляли они из Задвинья и с четвёртого выстрела он поразил башню.

Потом, на долгие годы, до 1965 года,  в центре Риги прописались руины церкви. А импульсом к восстановлению стала статья в австрийском журнале с фотографией руин храма и подписью: “Это- последние руины в центре Риги. Когда здание будет восстановлено?”

Восстановительные работы продолжались до 1973 года. Зато башня собора на несколько метров “подросла”- стала 124 метра. И изготовлена уже не из дерева, а из металла.
И ещё одна забавная история связана с петушком на шпиле башни. По существующей традиции, автор проекта должен забраться на петушка, выпить шампанское и сбросить стакан вниз. Что и было сделано в 1746 году архитектором Йоханом Вилборном. Удивительно, но стакан не разбился, видимо, угодил на чей-то сеновал, каких в середине 18 века было предостаточно даже в центре города.  Долгое время сосуд  хранился в музее истории Риги, а во время войны исчез.

Рижским экскурсоводам (и не рижским тоже) фантазии не занимать. Они рассказывают, что и в 1973 Петерис Саулитис, архитектор, карабкался наверх. Враки. На петушка забирался сам Владимир Ильич Каупуж, тогдашний министр рижской культуры. Только не на башню, а когда петушок был на земле, перед тем, как его позолотили.

Рига в свете
Рига в свете и с высоты

Этот петушок своё уже откукарекал, сейчас он хранится в экспозиции церкви святого Петра.
Интерьер собора я сняла через стекло, шли приготовления к службе и праздношатающимся вход туда был заказан.

Да, и ещё одно изменение в конструкции башни на руку ленивым посетителям собора – внутри вмонтирован лифт, поэтому подняться на неё не составляет большого труда. Всё удовольствие стоит 3 лата (180 рублей на одного). Оборудованы две смотровые площадки, на высоте 56 метров, и 71. Но туристов поднимают на самый верх, промежуточной остановки не предусмотрено. Вот что мы увидели:

 

Оторваться от такой красоты было непросто. Кажется, моя карта памяти хранила уже не просто каждую улицу, но и каждый дом старого города. Но напоследок хотелось прихватить ещё капельку, ещё кусочек, ещё одну частичку Риги :
Рига в свете

“У всех моих песен есть один неизменный соавтор. Это Рига: моя жизнь, мой мир, моя любовь. За всё, что я уже написал и ещё напишу, бесконечно благодарен ей,”- говорит о столице Латвии Раймонд Паулс. А мы благодарны Риге за то, что она есть. За то, что она такая. За то, что она подарила нам необыкновенную встречу Нового, 2011 года! До свиданья, Рига! До скорого свидания!

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь