Любой христианский храм сориентирован по сторонам света. Восточная стена – алтарь. Традиционно, за редким исключением, на западной стене изображают композицию “Страшный Суд”. Этому есть логическое объяснение. По канонам средневековья, при выходе из храма человек должен взглянуть на композицию Страшного Суда и задуматься о своих грехах, о том, как их искупить. В Успенском соборе Московского Кремля сцена Страшного суда изображена максимально подробно. Огромная фреска полностью занимает западную стену.
Откровения Иоанна Богослова
Страшный суд описан в третьей части Апокалипсиса. Апокалипсис – это Откровение Иоанна Богослова, одного из евангелистов. Иоанн Богослов был учеником Христа, самым старшим из последователей Господа. Остаток своей жизни он провёл на греческом острове Патмос, где жил в пещере. На Патмосе евангелист скрывался от язычников. Там у него были чудесные видения, которые он записал. Увиденное и записанное евангелистом получило название «Откровения Иоанна Богослова». По сути, “Откровения Иоанна Богослова” это пророчества о втором пришествии в наш мир Спасителя.
Апокалипсис и Страшный Суд
Апокалипсис состоит из трёх частей.
Часть первая: явление божества на небе. Сын Божий изображен в виде Агнца. Он будет открывать закрытую на 7 печатей книгу. После снятия каждой печати поскачут всадники Апокалипсиса.
Часть вторая: на землю обрушиваются страшные беды – болезни, войны, землетрясения, цунами и т.д.
Часть третья: Страшный суд.
Подробно все сцены Апокалипсиса мы описали в статье “Ковёр Апокалипсиса”. Восхищались гобеленом со сценами из Откровения Иоанна Богослова во французском городе Анже (Angers).
Страшный Суд. Центральная часть композиции
В самом верхнем регистре слева и справа от окна изображена Троица новозаветная. Этот сюжет помещается в круг, символизирующий вечность. Фигура в белом олицетворяет Бога Отца, фигура в золотом одеянии – Бог Сын, а над ними в виде голубя распростёр крылья Бог Святой Дух.
В композиции Страшный суд Христа изображают сидящем в голубом кругу – символе неба, на радуге, в золотистых одеждах. Под окном изображён голубой круг и в нём на радуге восседает Христос. Под ореолом Христа Судии изображена “Рука Божия”, держащая души праведные и весы. Слева Христу предстоит Божья Матерь, справа – Иоанн Предтеча.
Слева и справа от предстоящих написаны апостолы и святые. Апостолы сидят, по шесть с каждой стороны. Их головы венчают нимбы.
В день Страшного Суда Господь призовет души всех когда-либо живших на Земле людей для того, чтобы судить об их деяниях. Весы помещены в центр сцены. Здесь же видим “Престол уготованный”. На него возложены орудия страстей Христовых – крест, копьё, губка с уксусом и багряница – одежда поругания Христа.
По числу добрых дел судят о дальнейшей судьбе человека. Если добрые дела перевешивают, человек отправляется в рай. Какого христианина считают праведником? Даже монаха нельзя назвать безгрешным, потому что безгрешным был только один человек – Иисус Христос, Сын Божий. Все люди совершают грехи – вольно или невольно. Главная задача верующего – задуматься о своих грехах, пережить их в душе. Тогда весы добрых дел перевесят, и душа праведника попадает в рай.
Левая часть композиции Страшный суд. Рай
Рай в композиции “Страшный суд” всегда изображают слева от зрителя и по правую руку от Иисуса Христа.
В центре левой части видим разноцветные домики с шатровыми крышами. Они символизируют рай. Внутри шатров помещены праведники с золотыми нимбами над головами.
Внизу находятся врата рая. Они зеленоватого цвета с золотой дверью. Справа от врат стоит человек в желтом плаще. Это апостол Пётр.
В правой руке у него ключи от врат рая. Изображение ключей сохранилось плохо. Ключом апостол Пётр отпирает дверь рая.
Слева от врат изображён Авраам. Эта композиция называется «Авраамово лоно». Авраам – праотец. Его изображают в красных одеждах с нимбом на голове. В руках у Авраама маленькие человечки.
Это души тех, кто ещё не попал в рай. Апостол Пётр сейчас откроет для них врата рая и они присоединятся к праведникам.
Адам, Ева, змей на фреске “Страшный суд”
Возвращаемся в центр композиции. Слева и справа от весов помещены коленопреклонённые фигуры Адама и Евы.
Под весами значительную часть стены занимает фреска с изображением змея. Тварь олицетворяет грех.
Змей тянется к ноге Адама, искушая лижет его пятку.
Первыми на Суд Божий призываются прародители Адам и Ева, потому что они совершили первородный грех. Кольца на змее означают грехи человеческие. Самым главным и самым тяжелым грехом считается гордыня. Первое кольцо от головы змея обозначает грех гордыни. Адам и Ева повинны в этом грехе.
Грех Адама и Евы заключался в том, что они нарушили Закон Божий. Бог запретил вкушать плоды с Древа Познания добра и зла. Прародители возомнили себя равными Богу и позволили себе то, что позволяет Господь. Нарушив запрет и вкусив плоды, совершив грех гордыни, они были изгнаны из рая. Жили Адам и Ева как простые люди в трудах, горестях, бедах и болезнях.
Похоронили Адама под горой Голгофой. Когда же Иисуса Христа распяли на Голгофе, в момент его гибели случилось землетрясение. Гора Голгофа раскололась и началась сильная гроза. Вода, смешавшись с кровью Христа, по кресту стекла в трещину, попала на кости и череп Адама. Таким образом кровью Христа был смыт первородный грех. На иконах “Распятие Христа” часто помещают череп и перекрещенные кости. Это изображение Адамовой головы под горой Голгофой.
Колец на змее гораздо больше, чем 7 смертных грехов, их 10. К ним относятся зависть, гордыня, гнев, уныние, пьянство, чревоугодие, сребролюбие, блуд, тщеславие, и другие их порождающие.
Внизу центральной части композиции сразу над входом увидим ангелов, низвергающих копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки.
Правая часть фрески Страшный суд. Ад
Если человек в своей жизни не задумывался о своих грехах, то душа грешника попадает в ад. Ад всегда помещают по левую руку от Христа, по правую от зрителя.
В правой части среднего регистра фрески стоит группа людей.
У них нет нимбов над головами. Судя по одеяниям в них угадываются иноверцы: с воротниками жабо. Есть люди в чалмах на голове.
По мнению художника XVII века иноверцев минет Благодать Божия, в рай они не попадут.
Фреска “Земля и Вода отдают своих мертвецов”
В нижнем регистре справа помещена композиция «Земля и Вода отдают своих мертвецов». Она представляет собой круг, в круге зелёный квадрат, а в нём женщина с крыльями в развивающихся зелёных одеяниях.
В день Страшного Суда ангелы будут трубить в трубы с четырёх сторон света. По четырём углам квадрата изображены ангелы с трубами. Они будут призывать на Страшный суд.
Женщина в зелёных одеяниях символизирует Землю. Над ней летят белые птицы. Это души тех, кого похоронили в земле.
Круг, тёмно-синий контур вокруг зелёной земли означает воду. Тех, кто утонул в воде, тоже призовут на Суд Божий.
В церкви свечи за усопших ставятся на канун. Канун всегда бывает квадратной или прямоугольной формы. Углы символизируют четыре стороны света.
Изображение ада на фреске Страшный Суд
Внизу под сценой “Земля и Вода отдают своих мертвецов” изображены разноцветные круги.
Таким образом изображают круги мучений, которые ждут человека за разные виды грехов. В некоторых храмах эти круги подписаны. Даже есть изображения тех мучений, которые ждут грешников за конкретные грехи. Например, за прелюбодеяние – поджаривают пятки огнём, за лжесвидетельство подвешивают за язык и т.д.
В центр нижнего регистра правой части фрески помещают изображение зверей в голубом кругу. Это символы падших царств. В некоторых храмах они подписаны. Это Римское, Вавилонское, Македонское и Персидское царства.
Слева от изображения символов падших царств видим двух ангелов в красном кругу. Справа – Архангел Михаил. Слева – не ангел, а пророк Даниил. Его изображают в короне, она похожа на шапочку.
Именно пророчества Даниила навеяли образ падших царств.
Огонь ада
Красное поле внизу правой части западной стены обозначает огонь ада.
В центре ада сидит Сатана с душой Иуды. Душа предателя показана в виде человечка, сидящего на коленях у Сатаны.
Иуда предал Христа в Гефсиманском саду за 30 серебряных монет. Его подкупили стражники Понтия Пилата. Воины не знали в лицо Иисуса Христа. Иуда подошёл к Спасителю и поцеловал его, указав таким образом на Сына Божия.
У столба в белой набедренной повязке показан ещё один персонаж.
Кто этот человек – неизвестно. Но его судьба уже предрешена, он попадает в ад. Какие его ждут мучения – неизвестно и он стоит в ожидании приговора.
Выражение «стоять, как неприкаянный» происходит из представлений о Страшном суде.
Апокалипсис заканчивается победой добра над злом и установлением царства добра и справедливости.
Два слова о методике показа сцены Страшного суда. Богословская последовательность предписывает сначала обратить внимание на центр композиции, затем – на левую часть, рай, и в заключении описывать ужасы ада. Я бы предпочла нарушить последовательность и завершить историю рассказом о рае. В таком ключе композиция “Страшный суд” приобретает мажорные ноты.
Статья написана по материалам лекции сотрудника музея-заповедника Московский Кремль Ольги Труфановой. Использовалась книга Т.В.Толстая “Успенский собор”, М., 2009.
Человек у столба — известный мотив в средневековой православной живописи. На хартии, которую держит перед ним Ангел, должно быть написано: “Блуда ради лишён Царствия Небесного, милосердия ради избавлен вечных мук”. То есть это грешник, не идущий в муку из-за милосердия, которое он проявил при жизни. Обновлённая фреска с таким сюжетом есть, например, в Высоцком монастыре в Серпухове.
Уважаемый Илья, спасибо Вам огромное за уточнение! Статья написана по материалам лекций кремлёвских методистов. Люди они светские и некоторым тонкостям могут не придавать значения. Ваши разъяснения чрезвычайно полезны, благодарим сердечно.
Чинная, православная фреска не чета Сикстинской капелле в Ватикане, там больше экспрессии, но видеть всех действующих лиц почти голыми нам было совсем странно и непривычно.
Католическое искусство весьма своеобразно. Любят они народ пугать. У них если распятие, то с вывороченными ранами, кровью, измождённым лицом Спасителя. Наш Страшный суд вполне прилично выглядит, без пыток и ужасов.
Большое спасибо! Узнала совершенно новую для себя информацию. Так все понятно вы рассказали.
Татьяна, спасибо за отзыв. Всегда считаем – чем проще преподнести информацию, тем она будет понятнее. Спасибо кремлёвским методистам за детальный показ всех составляющих композиции.