Одной из самых впечатляющих тем творчества А.И.Куинджи стали пейзажи с изображением закатного солнца.
Многие полотна этого цикла пополнили коллекцию Русского музея. В 2024 – 2025 году около десятка закатных пейзажей А.И.Куинджи привезли в Третьяковскую галерею на выставку “Передвижники”. Эти полотна стали удивительным мажорным аккордом временной экспозиции.
Удивительно, что на персональной выставке художника 2019 года в Лаврушинском переулке участвовали всего несколько “закатов”.
Свой цикл «Закатов» Архип Иванович Куинджи писал в 1900-е годы, за несколько лет до смерти в 1910-м году. Самый ранний из них был создан в между 1876 и 1890-м годом.
В прямом и переносном смысле “Закаты” стали одной из самых ярких страниц в художественном наследии мастера.
Закат – явление мимолётное. Можно подумать, что живописца интересовала возможность показать краткие эффектные минуты перед наступлением ночи. Но Архип Иванович ставил перед собой совершенно отличные от импрессионизма цели. Метод импрессионистов заключался в стремлении запечатлеть мимолётное. Куинджи мыслил категориями вечности.
В пейзаже “Закат зимой. Берег моря” слепящее жёлтое светило в широком поле огненного облака охватывает своим полыхающим светом все вокруг. Полотно вызывает противоречивые чувства: иногда тревожные, порой торжественные и радостные, временами философские.
Стоит заметить, что картина “Закат зимой. Берег моря” написана на клеёнке, закреплённом на картоне.
***
Александр Николаевич Бенуа назвал Куинджи «великим и вечным искателем новых колористических задач». Живописец стремился передать ощущение ослепительного закатного солнца. Кажется, что мастер воспринимал светило как носитель космического зарева. Оно даёт природе неземную, вселенскую красоту.
Куинджи называл себя религиозным человеком. Мастер говорил о «разлитом во всем мире первоисточнике всего сущего». В какой-то степени его можно считать пантеистом, верящим во всеобъемлющее единство Вселенной.
В своих произведениях художник пытался раскрыть таинственный характер Божественного мира. Остаётся только поражаться, как живописцу удалось так сильно воздействовать на зрителя своими малоформатными полотнами и как на на небольших картинах он смог показать вселенскую мощь закатного солнца, обжигающего все видимые стихии – воду, твердь, облака, живую природу.
Несколько закатов А.Куинджи уже гостили в ГТГ на персональной выставке художника в 2019 году. Вот выдержка из аннотации давней выставки:
«Смелость обращения Куинджи с цветами и краской, которая казалась его современникам дерзкой и часто оставалась необъяснимой, находит свое продолжение в творчестве его учеников, в том числе, Н.Рериха, А.Рылова, К.Богаевского, Ф.Рущица, Н.Крымова. Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего — символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма».
Приведу ещё один закат мастера. Это эскиз картины, которая находится в музее Метрополитен.
Коллекция пейзажей с изображением закатов Куинджи хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. В 1930 году Общество имени А.И.Куинджи подарило музею множество картин художника.
***
Картины А.И.Куинджи выставлены на постоянной экспозиции Русского музея. Билеты можно купить вместе с аудиотуром. Посетители дали высокий балл этой экскурсии – 4,8.
Билет в Русский музей и аудиоэкскурсия по экспозиции.
В Третьяковской галерее работам Архипа Ивановича Куинджи посвящён целый зал. Билеты также можно купить вместе с аудиотуром. Рейтинг аудиогида по шедеврам галереи – 4,9 балла.
Восхитительно! Необыкновенно! Столько экспрессии в некоторых полотнах и столько же умиротворения и спокойствия в других. Спасибо за рассказ!