История коллекции пасхальных яиц Фаберже. Вряд ли найдётся хоть один посетитель Государственной Оружейной Палаты Московского Кремля, который прошёл мимо витрины, экспонирующий величайшую реликвию не только России, но и всего мира – коллекцию пасхальных яиц императорской семьи, выполненную на знаменитой ювелирной фабрике Карла Фаберже. И даже больше – многие приезжают в Москву только ради того, чтобы посмотреть на знаменитое ювелирное собрание Москвы.
Московскую прописку коллекция получила в ночь с 16 на 17 сентября 1917 года, когда в древнюю столицу прибыл поезд из Северной Пальмиры. Сорок вагонов состава состояли из “особо ценного имущества бывшего дворцового ведомства”. Его эвакуировали из Петрограда в связи с наступлением немецких войск. Среди сокровищ находились и пасхальные яйца, выполненные по императорскому заказу фирмой прославленного ювелира Карла Фаберже.
В 1922 году эти уникальные изделия оказались в ЭКСПОРТНЫХ антикварных фондах Советской власти. (По непроверенным источникам с 1917 по 1922 ящики находились в запасниках Оружейной палаты, руки до них дошли только через 4 года.) Так началась полная драматизма история царских шедевров, львиная часть которых была вывезена из России в мрачные годы распродажи национального достояния.
История коллекции пасхальных яиц Фаберже в Оружейной палате
Сколько пасхальных яиц находилось в прибывших из Петербурга ящиках сегодня сказать уже невозможно. В наскоро составленных описях царского имущества содержалась лишь весьма краткая их характеристика. (Стоит в скобках заметить, что всего фирма Фаберже получила заказы на изготовление 52 яиц от царской семьи. Закончены были лишь 50, последний заказ на изготовление поступил в 1917 году, и, начав работать над заказом, довести до конца его не успели).
Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой. Нужны были деньги для покупки станков и тракторов и прочего. Было решено создать запас “предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу” (“Проданные сокровища России”. М, 2000, с.18). Таким образом новые власти убивали двух зайцев. И необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия “проклятого прошлого, наследия реакционного искусства”. Председателем комиссии по учёту и сосредоточению ценностей был Троцкий. Комиссия начала работать в Оружейной палате 14 января 1922 года. Уникальнейшие изделия русских ювелиров Сазикова, Фаберже, Хлебникова были признаны “не художественными ценностями, а художественно обработанным серебром”, то есть рыночным товаром, который, “вследствие прекращения производства стал товаром антикварным”.
Рыночный товар. История коллекции пасхальных яиц Фаберже
За этим “рыночным товаром” в Москву зачастили зарубежные комивояжёры. Как горько выразился директор Оружейной палаты Д.Д.Иванов, “ПОЧИНКА ФИНАНСОВЫХ ПРОРЕХ молодой советской республики производилась в то время ЗА СЧЁТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТРАНЫ.
В 1927 году, когда первая волна антикварных продаж схлынула, в Оружейную палату было передано 24 пасхальных яйца фирмы Фаберже. Но на этом сокращение коллекции не закончилось.
В 1930 году Особая ударная бригада при Антиквариате (конторе по скупке и реализации антикварных вещей) выделила из экспозиции и хранилища музея ещё 11 пасхальных яиц. Сотрудники Оружейной палаты всячески задерживали выдачу Антиквариату выдачу экспонатов, но из Наркомпроса с грифом “секретно” пришёло грозное письмо с предупреждением об ответственности за торможение “проведения в жизнь уже решённых вопросов”. На основании этого документа ценности пришлось сдать.
Интересно, что цена яиц, назначавшаяся советскими экспертами, варьировалась от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Так, Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, оценили соответственно в 400 и 500 рублей – ПО СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛА. Проданные вещи оказались в различных музеях США.
Дальнейшие распродажи. История коллекции пасхальных яиц Фаберже
Но и на этом злоключения изрядно поредевшей коллекции не закончились. В 1933 году Антиквариат отобрал ещё 5 яиц из собрания Оружейной палаты. Надо сказать, что сотрудники сокровищницы дрались за экспонаты до последнего. Но тогдашний комендант Кремля товарищ Петерсон распорядился выдать все предметы. С огромным трудом удалось отстоять яйцо “Клевер” и “Память Азова” (о которых расскажем в следующих репортажах). Три из пяти выбранных яиц пришлось отдать. Это изысканное Мозаичное яйцо в стиле дамского рукоделия. Оно как будто вышитое по платиновой основе цветными драгоценными камнями. Второе – платиновое яйцо-корзинка с золотым полихромным букетом полевых цветов. Эти два яйца сейчас хранятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы. И юбилейное яйцо с памятником Петру Первому на огромном сапфире. Оно теперь находится в Музее изящных искусств штата Виргиния.
В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежащих императорской семье пасхальных яиц.
В подготовке этой статьи были использованы материалы Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль”. Авторы постарались держаться в рамках нейтрально-публицистического языка статьи. Но в заключении позволю выразить негодование и возмущение делишками иванов, не помнящих родства, разбазаривающих уникальнейшие частички национального наследия. Сердце заболело при наборе текста и глубокого сочувствия сотрудникам Оружейной палаты, на глазах которых эти вещи были за бесценок сданы слетевшимся стервятникам. И тем ценнее те десять оставшихся в собрании пасхальных яиц, о которых мы продолжим публикации.
Серия репортажей о коллекции пасхальных подарков Фаберже
О других пасхальных подарках знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:
История коллекции пасхальных яиц Фаберже.
Клевер – эмблема удачи.
Время проходит, любовь остаётся. Яйцо – часы.
Символ власти и духовности. “Московский Кремль.
Зелёный – цвет надежды. Модель Александровского дворца.
Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III
Великий сибирский путь.
Знаменательное плавание. “Память Азова”
Рассекая хрустальные волны. Модель яхты “Штандарт”
300-летие Дома Романовых.
Военные будни
“Созвездие царевича” – неоконченное яйцо.
На основе книги Т.Н.Мунтян “ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ”. Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль” и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.
Предлагаем Вашему вниманию серию статей о древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла “Русское ювелирное искусство XII-XV веков”.