Русское серебро. Продолжение серии публикаций. Начало: часть I; часть II; часть III.
Второй этаж
Русское серебро XII-XVI века
– В какой технике выполнены изображения святых в предметах Рязанского клада?
а)эмаль
б)скань
в)перегородчатая эмаль
г)чернь
Правильный ответ: перегородчатая эмаль.
В другом варианте:
– Какой вид/тип эмали использован для украшения предметов Рязанского клада
Правильный ответ: перегородчатая эмаль.
– Что является главным украшением колыбели Александра I
а)алмазы
б) бриллианты
в) стальные алмазы
г) марказиты
Правильный ответ: стальные алмазы.
– Вклад Ивана Грозного: оклад на Евангелие в Благовещенский собор был сделан по случаю:
а)венчания на царство
б)взятия Казани
г)женитьбы
д)на погребение сына царевича Иоанна
Правильный ответ: по случаю женитьбы.
– В какой собор Иван Грозный сделал вклад в виде оклада на Евангелие?
а)Успенский
б)Архангельский
в)Благовещенский
г)Вознесенский
Правильный ответ: в Благовещенский собор.
Следующий вопрос я включила во вторую часть работы над ошибками, в статью “Древо Иессеево, контрфорсы и Кремлёвский театр”. Для лучшего запоминания повторюсь здесь, потому что речь шла об иконе, выставленной в витрине № 6 первого зала второго этажа ГОП.
– Какой святой изображен на патрональной иконе царевича Ивана Ивановича?
а)Иоанн Предтеча
б)Иоанн Богослов
в) Иоанн Лествичник
г)Иоанн Креститель
Правильный ответ: Иоанн Лествичник.
Икона мерная царевича Ивана Ивановича “Иоанн Лествичник”. Копия XIX в. Оклад – Москва, мастерские Кремля, 1554 год. Золото, драгоценные камни, эмаль, скань.
И оклад на Евангелие, и мерная икона царевича Ивана Ивановича экспонируются в витрине № 6 (левая сторона) зала № 1 ГОП.
Русское серебро XVII-XIX века
– Оклад на икону «Троица» в Оружейной Палате происходит из:
а)Чудова монастыря
б)Вознесенского монастыря
в)Ипатьевского монастыря
г)Троице-Сергиевой Лавры
Правильный ответ: из Ипатьевского монастыря.
По И.В.Фаизовой: Д.И.Годунов сделал вклад в костромской Ипатьевский монастырь, потому что в нём находилась родовая усыпальница Годуновых. В 1616 году царь Михаил Фёдорович пожертвовал золотые монеты для украшения оклада храмовой иконы Троицы Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
Пасхальные подарки фирмы К.Фаберже
– Сколько всего пасхальных яиц было выполнено фирмой Фаберже по заказу Александра III и Николая II?
а)48
б)50
в)52
г)64
Правильный ответ: 52.
Позволю себе цитату из книги Т.Н.Мунтян “Фаберже. Пасхальные подарки”, Москва, 2011.
“С 1885 по 1916 год включительно фирмой было выполнено пятьдесят пасхальных яиц по заказу императорской фамилии”. НО! В 1917 году, были заказаны ещё два яйца. “Созвездие царевича” (не закончено) предназначалось для Александры Фёдоровны и, предположительно, “Берёзовое” для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Эти сведения я нашла в Википедии.
– Когда было сделано пасхальное яйцо “Клевер”?
а)1891 год
б)1899 год
в)1902 год
г)1913 год
Правильный ответ: 1902 год.
– Сколько портретов на пасхальном яйце фирмы К.Фаберже «300 лет дома Романовых»?
а)15
б)18
в)19
г)23
Правильный ответ: 18 портретов.
– В каком году выполнено яйцо «Память Азова»?
а)1891 год
б)1899 год
в)1904 год
г)1913 год
Правильный ответ: 1891 год.
Что касается вопросов, кто какое яйцо заказал и кому подарил, мы предложим методику запоминания.
1.Кто заказывал пасхальные яйца. В коллекции Оружейной палаты хранится десять пасхальных яиц, выполненных фирмой К.Фаберже. Девять из них были заказаны Николаем II и лишь одно, «Память Азова» заказал Александр III.
2.Для кого заказывались пасхальные яйца. Из десяти пасхальных подарков два получила императрица Мария Фёдоровна. Это «Память Азова», подарок мужа, Александра III и яйцо с моделью памятника Александру III. Это дар её сына, Николая II. Что касается остальных восьми яиц из коллекции Оружейной Палаты, все они были преподнесены Александре Фёдоровне Николаем II. Хотя чётко в кремлёвских источниках об этом не говорится.
Примечания
Продолжение в статьях:
“Доспех “зерцальный”, гарнитур парадный, сабля НЕ Пожарского, а щит – Мстиславского”
“Водяной взвод”, “небесный свод”, сервиз Орлова, да ваза Воронцова”
Первая часть: “Абдул-Хамид I, Ян II Казимир и годы правления Фёдора Алексеевича”. В ней мы обратились к коллегам со вступительным словом и осветили общеисторические вопросы теста.
Вторая часть: “Древо Иессеево, контрфорсы и Кремлёвский театр”. Публикация посвящена вопросам истории архитектуры Кремля, кремлёвских соборов и особенностей иконографии.
Третья часть: “Саккос “похвальский”, возок царский, корона с турмалином, эгрет с сапфиром” – обзор некоторых предметов первого этажа коллекции Государственной Оружейной палаты.
Литература:
И.В.Фаизова “Методические рекомендации к обзорной экскурсии по Государственной Оружейной палате Московского Кремля”, Москва, 2011 г.
В статье использованы фотоматериалы из “золотого путеводителя” по Оружейной палате. “The Armory”, Моscow, 2000 г.
Я не гид, но и мне очень интересно почитать всё это. Столько сведений! И фото. Как будто на экскурсии побывала. 🙂
Интересно, а при каком проценте правильных ответов гиды сдают экзамен?
Результаты теста засчитываются, если из 48 вопросов сделать не более 12 ошибок. Но всё индивидуально. Бывает, что и 13 ошибок – “проходной балл”, а бывает, что и с 12-тью ошибками приходится вновь проходить обучение (и платить за него!) и пересдавать.